Игорь Северянин под Лугой. Новые материалы

Александр Носков2
               
   
А.В. Носков.
Искусствовед, краевед.

О.В. Набокина.
Департамент по охране и использования памятников
истории и культуры Ленобласти.

               
               

               

        Прошлой осенью в одном из питерских магазинов, торгующих старинной всячиной мы наткнулись на  потрёпанную книжицу с несколько вычурным   названием: «Острова очарования. Альманах 2-хъ». Её издали в 1917 году в Петрограде, в издательстве «Ариэль». Это оказался сборник стихов двух авторов: Игоря Северянина (1887 – 1941),  одного  из   ведущих поэтов «серебряного века» русского искусства, и почти забытого поэа  Алексея  Масаинова (1888 – 1971). Стихи Северянина сразу привлекли наше внимание. Они были написаны в 1916году  и, за исключением  эстляндской легенды о Койте  и Эмерик – утренней и вечерней зорях,  образуют стихотворный цикл «Поврага», в который вошло и особенно значимое для лужан стихотворение «Поэза северного озера», начинающееся строчками: «В двенадцати верстах от Луги, в лесу сосновом, на песке...». По-видимому,  оно  было впервые опубликовано именно в этом издании, в своей  ранней редакции, несколько отличной от более  поздних публикаций.  Вот его полный текст.

                ПОЭЗА СЕВЕРНОГО ОЗЕРА

                В двенадцати верстах от Луги,
                В лесу сосновом, на песке,
                В любимом обществе подруги
                Живу в чарующей тоске…

                Среди озёр, берёз и ёлок
                И сосен мачтовых среди,
                Бежит извилистый просёлок,
                Шум оставляя  позади.

                Я не люблю дорог шоссейных:
                На них харчевни и обоз,
                Я жить привык в сквозных, в кисейных
                Лесах, где – колыбели грёз.

                В просторном  доме, в десять комнат,
                Простой, мещанистый уют,
                Среди которого укромно
                Дни северлетние текут.

                Дом на горе, а в котловине,
                Как Геркулесово яйцо,
                Блистает озеро сталь – сине,
                И в нём - любимое лицо!

                С ольховой удочкой, в дырявой
                И утлой лодке, на корме,
                Ты – нежный отдых мой от славы,
                Который я найти сумел…


                То в аметистовом, то в белом,
                То в бронзовом, то в голубом
                Ты бродишь в парке запустелом
                И песней оживляешь дом.

                На дне озёрном бродят раки
                И плоскотелые лещи.
                Но берегись в зелёном мраке:
                Медведи, змеи и клещи!

                А вечерами крыломыши
                Лавируют среди берёз,
                И барабанит дождь по крыше,
                Как громоносный Берлиоз.

                Да, много в жизни деревенской
                Несносных и противных «но»,
                Но то, о чём твердит Каменский
                Решительно исключено…

                Здесь некому плести интриги
                И некому копать здесь ям…
                Ни до Вердена, ни до Риги
                Нет дела никакого нам…
 
                Здесь царство в некотором роде,
                И оттого, что я поэт,
                Я кровью чужд людской породе
                И свято чту нейтралитет…
   
                Им. «Бельск»
                Конец июля 1916 г.

         Само стихотворение нам было хорошо знакомо. Мы нашли его в сборнике поэта, купленном в самом начале нашего системного увлечения лужским краеведением. К сожалению, здесь отсутствовало указание на место,  о котором в нём рассказывается. Не знал этого места и В.И. Суворов, главный редактор «Лужской правды», к тому времени поместивший в ней  статью об  этом  произведении Северянина, полагая, что поэт мог отдыхать  в Мерёво, или в Ильжо. Были и иные версии.
         До находки антикварного альманаха мы  считали данный вопрос решённым. По сведениям полученным при встрече с профессором Г.С. Ганешеным, геологом, сотрудником Ленинградского ВСЕГЕИ, проводившем исследования природных особенностей Лужского района ещё в 1920-е гг., местом, где отдыхал и которое описал Северянин в  своей «поэзе», была деревня Корпово. Об этом Ганешин  узнал со слов  местных жителей. Корпово, согласно всем старым справочникам, действительно находилаось от Луги на расстоянии двенадцати вёрст. К тому же форма  Корповского  озера,  действительно, напоминает большое яйцо, и  береговой рельеф вполне соответствуют строчкам северянинского стихотворения. Об  этом  мы написали и в отдельной статье в «Лужской правде» и в  книге «Лужские храмы»,  напечатанной В.Е.Зобелем  в  «Провинциальных новостях».
       Не прошло мимо нашего внимание и то, что под некоторыми стихотворениями Северянина,  написанными в августе – сентябре 1916г., указывалось, что они были написаны в имении «Бельск». Мы тогда ещё были начинающими краеведами, поэтому предположили, что данное имение могло находиться в бывшей Бельско-Сяберской волости,где – то ,в окрестностях деревни Белой Горки, или вблизи посёлка Волошово, либо вообще на современной Псковщине. Короче мы,  никак не связывали  "Поэзу северного озера" со стихотворениями написанными в Бельском имении.
       Займись  мы поисками Бельска более целенаправленно, мы бы обязательно «открыли»  в своей собственной картотеке лужских усадеб карточку с выпиской из  Каталога  сельскохозяйственных владений в Лужском  уезде на 1910 год: Бельск, имение Кологородской волости,  владелец  Р.Р. фон Линген.  Тогда нам не пришлось пропустить почти двадцать лет, чтобы приступить к поиску местоположения  этого таинственного «Бельска». 
          Неожиданная встреча с  «Островами Очарования» определила всплеск нашего интереса  и к творчеству  И. Северянина и к его пребыванию под Лугой.
           Мы решили идти от известного к неизвестному. В свидетельстве Ганешина мы не сомневались. Имение «Бельск»  могло находится , если не в самом Корпово, которое также относилось к Кологородской волости, то по соедству с ним, являя собой одно из уединённых дачных гнёздышек, которых  в 1910-е гг. было немало в окрестностях Луги. Что же касается наших  версий, что « в тот год Северянин побывал ещё в нескольких местах Лужского уезда» и что «Корпово оказалось самым значительным для его краткого Лужского периода», то сейчас  мы вынуждены признать их ошибочными. "Поэза северного озера", хоть и навеяно видом Корповского озера, тем не менее также относится к Бельскому циклу северянинских стихов. Базируясь на числах под стихами можно с уверенностью сказать, что в имении «Бельск» поэт пробыл с конца июля  до середины сентября. Но где же географически находился этот самый "Бельск"?
      Название Бельск  вполне могло быть связано с гидронимом  Бельское. В Лужском районе так называется несколько озёр. Но те из них, что можно найти на современных картах находятся на значительном удалении от Луги. Пришлось  искать более старые картографические документы  Поиски осложняло, что ни деревни Корпово, ни соседних с ним деревень - Лесково и Вёдрово уже не осталось и в помине. Они были расселены в связи с расширением Лужского полигона. Характер местности тоже изменился, благодаря мелиоративным и другим работам. Естественные изменения природного ландшафта тоже нельзя сбрасывать со счёта. Кроме того, не так уж много сохранилось исторических карт нужного нам масштаба. Опрос старожилов тоже ничего не дал. Тем не менее, поиски оказались успешными.
              В российской национальной библиотеки нам предложили посмотреть Военно-топографическую карту – трёхвёрстку Санкт – Петербургской губернии 1863 года. Здесь западнее д. Корпово  мы нашли скромное озерко под названием Бельское. Иначе, чем удачей это не назовёшь, ведь многие озёра на этой карте, как и на современных километровках, были нанесены безымянными. Мы попытались найти Бельское озеро на современной карте, сравнив её с исторической.  Похожее озерцо нашлось,  к юго-западу от Корповского озера, которое почему–то теперь обозначается как оз. Корпуша. Но нам нужно было найти не озерцо, а усадьбу.
                На наше счастье в РНБ  хранится немецкая карта, датируемая  началом 1940 –х годов. Из-за её потёртости нанесённые на ней акватории и их названия сделались трудноразличимыми, но  населённые пункты читаются  чётко. На этой карте мы обнаружили  к западу от деревни Корпово  и к югу от Корповского озера местечко, может быть, хуторок  под названием Belskije, т. е. Бельский.  Таким образом, благодаря картографическим материалам,  сведения, полученные нами от Г.С.Ганешина, нашли весомое топонимическое уточнение.
            Что же побудило Игоря Северянина приехать на дачу в «Бельск», а не в им любимые Гатчину, Дылицы, Веймарн, мызу «Ивановку»? Ответ на этот вопрос дали Михаил Петров и Регина Юримяэ в статье «Тропой Игоря Северянина»  в газете «МЭ Суббота»  от 28. 08 1999 г: «летом 1916 года Игорь-Северянин вместе с Марией Васильевной Волнянской снимал дачу на берегу озера Бельского. Почему для дачи было выбрано именно это место, а не Гатчина или Пустомержа, объясняется тем, что Мария Васильевна была больна чахоткой. Места под Лугой у Корповских озер считались целебными».
         Пребывание под Лугой было продуктивным для творчества поэта. Убедиться в этом можно, раскрыв  обстоятельный том его сочинений, изданный в 1999 году в Москве.В «Бельске» Северенянин написал значительное число произведений, объединённых в последствии под общим названием «Миррелия. Новые поэзы». В этом названии отразилось культовое восприятие Северяниным поэзии Мирры Лохвицкой (1869 – 1905), в которой его пленяли изысканность и смелость чувств,  мистицизм, демонические  образы, языческая страстность, за которую поэтессу называли «русской Сафо». Миррелия – это созданная воображением Северянина «полустрана, полувиденье». 
         «Миррелия» состоит из трёх  стихотворных циклов: 1.Корона её светозарности, 2.Поврага, 3.Револьверы революции. В  «Бельске» написано 28 стихотворений из цикла «Корона её светозарности», который открывается замечательной «Увертюрой», содержащей, например, такие строфы:
      
                Миррелия – светлое царство,
                Край ландышей и лебедей,
                Где нет ни больных, ни лекарства,
                Где люди не вроде людей….
   
                Миррелия – вечная Пасха,
                Где губы влекутся к губам,
                Миррелия – дивная сказка,
                Рассказанная мною вам.

                Миррелия -  грёзы о юге
                Сквозь северный мой кабинет.
                Миррелия – может быть в Луге,
                Но Луги в Миррелии нет.

Ещё одиннадцать  добавленных в этот цикл стихотворений были написаны в феврале 1917г. в Харькове.
          В цикл «Поврага», из написанных в Бельске», кроме «Поэзы северного озера», вошли ещё 10 стихотворений: «Осенняя поэза» , «Поэза лунных настроений»,  четыре коротких шутливых стишка под общим названием «Заячьи моноложки» и близкие к ним: песенка и два триолета о зайце, а также стоящая особняком в данном цикле, и вообще, во всей «Миррелии»,  «Поэза о поэтессах», в котором поднят вопрос о сути т.н. женской поэзии. В «Револьверах революции» уже  не находим написанных в «Бельске» стихов.
         Из всего сказанного видно, какой заметный след в творчестве Игоря Северянина оставило его пребывание под Лугой. Он прожил здесь около двух месяцев с конца июля по середину сентября !916 года, написал почти сорок стихотворений, задумав и в своей основе осуществив создание своей программной поэтической  книги «Миррелия», во многих стихах которой чувствуется впечатление от природы лужских окрестностей. Из них  самой показательной является «Поэза северного озера», где особенности местности переданы с топографической точностью. Например, здесь указывается, что дачный дом, где жили поэт и его спутница  располагался на возвышенности, откуда можно было любоваться  природными далями и расположенным  в котловине Корповским озером. Мы не знаем границ  Бельского имения, в каком направлении простиралась его территория, в частности,  участки с дачными строениями. «Поэза северного озера» - единственный указатель, позволяющий считать, что хозяева «Бельска» отвели под дачные строения  территорию выходящую к берегу Корповского озера, вероятно  вблизи  деревни Корпово. Сама же господская усадьба, или дом управляющего имением, могли находиться вблизи озера Бельского.
        Мы посчитали себя обязанными  купить этот столь ценный для лужского краеведения антикварный «Альманах 2-хъ», с впервые опубликованными стихами, написанными поэтом под Лугой. Тем более, что некоторые их строки отличаются от позже принятых вариантов. Например, И. Северянин, по-видимому, счёл малоприличным эпитет «Геркулесово» по отношении к яйцу, с которым он сравнивал форму Корповского озера и заменил его словом «грандиозное». 
          Открытие  памятных мест – важнейшая задача краеведения.  Для такой богатой культурным наследием территории, какой является Лужский район,  каждое вновь открытое памятное место имеет особую значимость. Тем более, если оно касается такой знаковой  личности, как Игорь Северянин. Попытку найти остатки Бельского имения, дома, где жил Северянин  сделали вышеупомянутые Михаил Петров и Регина Юримяэ. Вот, что они написали об этом:
       «Отношения с Лугой у нас сразу не заладились (имеется ввиду путаница дорожной сети в окрестностях города с множеством стихийно проложенных дорог) Не приняла нас Луга. Крутила, вертела и только к полуночи, проткнув трухлявым сучком стекло фары, вывела на нужную, как потом оказалось, дорогу. Минут сорок мы ползли в сумерках по пыльному разбитому проселку, обозначенному на современной карте в качестве асфальтированной дороги, пока случайно не нашли место для лагеря. Нам повезло, что разбитый лесовозами проселок был сух и его еще можно было проползти, обдирая брюхо  машины.
      Утром оказалось, что мы вышли к Корповским озерам, но все надежды найти проводника к озеру Бельскому оказались напрасными. На второй день мы узнали, что первую ночь провели всего в полукилометре от него. Решили вернуться, но по дороге застряли в песках. Когда мы наконец вышли к озеру, то оказалось, что оно заросло лесом, а описанный Игорем-Северяниным дом исчез - скорее всего был разрушен во время войны».
         Ребята искали не дачу Северянина, которая по нашему мнению и по данным «Поэзы северного озера» стояла  при Корповском озере, на его южном берегу, со стороны д. Корпово,  а усадьбу фон Лингена.
        Заглянув в Его Величество Интернет, мы обнаружили, что окрестности Корпова  очень популярны среди путешественников – экстремалов. Особенно их волнует вопрос о трассе Гдовского тракта, проложенного через эти места, то ли в далёком прошлом, то ли маршалом Тухачевским, через дд.Вёдрово и Корпово. Путешественникам удалось найти развалины каменного  здания школы построенной архитектором Н.Г. Кудрявцевым, владельцем имения  «Вёдрово», ныне сан. «Жемчужина», определить, что Бельская усадьба, называемая ими урочищем» находилась по левую сторону от тракта, увидеть поставленную на этом месте беседку.
     Хотелось бы, чтобы в подобных поисках принимало участие как можно больше лужской молодёжи.

                22  декабря  2009 г.