Глава 36. Пацаны нашего двора

Герман Смирнов
         Жизнь моя и детское время препровождение резко изменилось с поселением в новом доме. Двор был наполнен ребятами моего возраста,  и большее время своего досуга мы проводили на улице и на берегах реки Вятки, пожалуй, это было лучший период моего школьного детства.   Мы - мальчишки, не один раз за день сбегаем покупаться, ныряли с палуб пароходов и барок. Шкипера гоняли нас со швабрами, но нас это только забавляло,  догнать нас было,  невозможно, шкиперы же не бросались за нами в воду.  Целые косяки уклейки плавали в верхних слоях реки, и мы ловили этих рыбок на маленький крючок и обычную нитку десятого номера, нанизывая на кукан этих рыбок, получались приличные связки. Ловили на опарыша. А вот опарыша , мы набирали в заброшенных прибрежных барках, в которых лежали отходы щетины с шубно - овчинного завода. Опарыша было очень много, но запах в этих барках стоял такой жуткий, что даже резало глаза этим едким запахом, но нас ничего не останавливало, нам была нужна наживка и мы трудились,  невзирая на жуткий и отвратительный запах. Ходили мы и на ночные рыбалки, ловили и с плотов сплавляемого леса, а плоты эти в связи обмелением реки часто садились на мель и долго стояли причаленными по берегам реки. Рыба попадалась самая разнообразная: окунь, ёрш, подлещик и даже стерлядь, но стерлядь, как правило, зацеплялась на крючки подпусков. Подпуск – это шнур из двадцати-тридцати крючков с поводками, спускаемого по течению реки. Почему-то стерлядь не клевала на червяка, а только зацеплялась за тело. Говорят, что она любит тереться о дно реки,  и поэтому цеплялась. Это, говорят, браконьерство, но мы же не занимались массовым её уловом, а случайно это получалось.
  Во дворе мы играли в самые разнообразные игры,  и мне это хорошо запомнилось. Играли мы:  в штандер, в двенадцать палочек, в лапту, в городки, а так же на деньги -  в чеканку и об стенку. Особенно нравилось в чеканку играть.
На асфальте или, на плотной утоптанной земле, проводили черту и на неё играющие составляли в столбик монеты, каждый свою и достоинством, по которой уговорились, но “решкой” (цифрой) вверх. Затем кидали биту, а бита это какая-нибудь круглая увесистая шайба, у каждого была своя и могла быть любого размера и дизайна, но можно было воспользоваться и чужой, если не было, но все предпочитали свою, всё-таки “пристрелянная”. Играющие по очереди метали этот маленький диск и надо было прицельно попасть как можно ближе к черте. От этого зависела первоочерёдность битья по монетке и чтобы “решка” перевернулась в “орла” (другая сторона монеты), перевернулась – значит, монетка твоя, а если  сбивали выставленный столбик, а это высший пилотаж, то сбивший спешил прокричать фразу – С “орлом” все берём, с составом! Если кто-то успел раньше прокричать - без состава, то монетки в столбик не составлялись, но перевернувшиеся “орлом” тоже забирались и этому счастливчику предоставлялось право первым продолжать бить торцом этой биты( шайбы) и забирать монетки перевернувшиеся “орлом”, если монетка не переворачивалась, наступала очередь другого, кто бросил ближе к черте. Если везло, то играющий уходил с наполненными карманами от металлических денег, ещё и поддразнивая остальных. Если монетки у вас заканчивались, то выбывали из игры, но остальные продолжали “чеканить”. Прекрасное было время! Мы не сидели на перевёрнутых скамейках с бутылками пива в руках, не курили сигареты, а на выигранные деньги, покупали билеты в кино или мороженное или рыболовные снасти. А ещё мы играли в ножики. Тоже интересная игра – чертился на земле круг, делился пополам, и надо было с броска воткнуть ножик в землю,  и отрезался по ходу лезвия кусочек земли противника, пока вся территория полукруга не была захвачена. И, конечно, футбол! Мяч покупали один на всех, сбросившись деньгами,  и кто сколько мог. Играли двор на двор с соседними дворами. Прекрасное было время! Уроки готовились наспех, а иногда оставались и не выученными, особенно у меня. О зимних развлечениях в другой главе.(продолжение следует)http://www.proza.ru/2009/12/23/32