Мышиная смерть

Тони Ронберг
На восьмом этаже нашей многоэтажки живут мыши. Нет, не смешная история, серьезная.
Мыши завелись у меня и у соседки из тридцать первой квартиры, тети Раи. Я у нее спрашивала, и она подтвердила:
– Не мыши, а сволочи! Всю гречку мне поточили, шубу в шкафу обгрызли. Так я отраву им положила – ни одной не стало. В два счета вывела!
А у меня все живы-здоровы. Шумят по ночам, злодействуют на кухне, оставляют повсюду следы своей активной жизнедеятельности. За стиральной машиной в ванной – их штаб, там всегда оживленные, визгливые совещания.
Странно, что мыши могут жить в многоэтажном панельном доме, но живут и даже чувствуют себя полноправными хозяевами в моей квартире, и не боятся меня ни днем, ни ночью. Черные какие-то мыши, злые.

Наконец, я решилась зайти в магазин ядохимикатов за отравой. Даже у опытного продавца-консультанта стыдно просить: «Дайте что-нибудь от мышей» – равносильно публичному признанию в том, что живешь в отстойных антисанитарных условиях, по утрам не умываешься и зубы не чистишь.
Отрава называется «Мышиная смерть» – увесистая такая пачка.
– А может так случиться, что я и сама отравлюсь? Например, мышь побежит потом на стол или еще куда… Я слышала, одна бабушка так умерла…
Продавец хохочет.
– Не может быть такого! Исключено! Смотрите, как все происходит: мышь ест, а потом ползет в свою нору умирать. Вы ее больше не видите, и никакого запаха.
– А ей будет больно?
– Как?
– Ну, живот у нее будет болеть или голова?
– Девушка! Да что ж вы за человек такой?! Вы что, мышь убить не можете? Как же вы на свете живете?
– Могу-могу.

Дома я прочитала инструкцию на двух языках. Знаете, в чем там фишка? Отрава обладает привлекательным для мышей запахом. Для людей – это обычный сладковатый запах, а для мышей – гипнотический дурманный аромат. Но ее нужно раскладывать в перчатках, чтобы мышь воспринимала находку как подарок судьбы, а не дело рук коварного человека.
Я так все и сделала. Получайте! Будете знать, как пищать по ночам и изводить меня воспоминаниями о прошлом!

А потом я все равно стала думать…
Вот она нашла отраву, стала есть, и ее стало тошнить, например… Ей захотелось вернуться в нору и лечь… Она поползла к норе – такой далекий путь, такой далекий, мимо гудящего холодильника, мимо того сухарика, который она недоела, польстившись на «подарок судьбы»… Она еще собиралась к нему вернуться, а теперь лапы не слушаются… И разве может судьба преподносить такие приятные сюрпризы безо всякого подвоха?
Или, например, отраву съел ее мышонок… Приполз в нору и умирает… А она хотела рассказать ему, где лежит та корочка хлеба, но теперь уже не нужно… Он коченеет на полу, и она не знает, что с ним случилось и как ему помочь…

В комнате стоял сладковатый запах, и снился продавец ядов.
– Девушка! Да что ж вы за человек такой?! Сорняки нужно полоть, мышей – уничтожать, лишние мысли – гнать из головы. Не усложняйте себе жизнь!
Но в тех снах я тоже была мышью. У меня не было ни единого шанса – ни добежать до него, ни доползти. Я была отравлена своим чувством, меня тошнило отчаянием, я была противна самой себе. Черная шкурка поседела, шерсть свалялась…

Утром стало ясно, что химия за одну ночь победила грызунов. Было тихо, приторный запах исчез, ночные кошмары рассеялись. И я чувствовала себя нормальным, уравновешенным, спокойным человеком: я смогла, я убила мышей, как когда-то убила свою печаль. Только тетя Рая отступила от меня в лифте к самой стенке.
– Ничего не случилось у тебя? Ну, как тогда?