9. Избыточное многообразие. Большой и малый Пути

Книга Размышлений
Размышления по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…»

ИЗБЫТОЧНОЕ МНОГООБРАЗИЕ. БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ ПУТИ 

Но если человечество с завидной регулярностью умудряется попадать в порождаемые им же самим кризисы, то как оно выбирается из них?
Один путь был описан в предыдущей части – одумывается перед лицом огромных потерь. Но оказывается, во времена кризиса еще действует закон, открытый в 1950-х годах английским биологом и математиком У.Р.Эшби. Применительно к обществу его можно сформулировать следующим образом: при обострении кризиса жизнеспособность социума пропорциональна накопленному в его структуре разнообразию, причем решающее значение приобретают те элементы, которые на предыдущих этапах оставались  функционально бесполезными. 
Формы социальной деятельности, технологии, идеи и т.д., которые когда-то станут определяющими, на прежнем этапе долго пребывают на периферии и мало востребованы. Но гораздо более важно, что во время кризиса ничего нового не возникает и общество выбирает из уже имеющегося.
Теперь давайте просуммируем все выше сказанное.
В гуманитарную составляющую баланса входят не только доминирующие, но и «маргинальные» идеологии, и для выживания социума жизненно необходимо избыточное многообразие, в том числе и духовной сфере.
Осталось сделать последний шаг. ПУТЬ ОДИНОЧЕК, ИХ ДУХОВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ЕГО ВЫЖИВАНИЯ В КРИЗИСНЫЕ ВРЕМЕНА.
Можно возразить, что Природа всегда действует «с запасом» и востребованным оказывается далеко не все разнообразие. (Утверждают, что даже на место человека современного претендовало не менее пяти видов).
Но во-первых, никто не знает, что же будет востребовано в конечном итоге.
А во-вторых, человеческое созидание многоступенчато и всегда опирается на предшественников. А значит, у каждого «осевого мыслителя» всегда имеется ряд предтеч, шедших той же дорогой до него.
И как вывод – ВАЖЕН КАЖДЫЙ ИДУЩИЙ ПО ПУТИ.
Думаю, не все знают, что в основе учений Христа, Мани (манихеи) и Магомета лежат воззрения Заратустры (Заратуштры), жившего в Иране между Х и VII веками до н.э..
До Заратустры не существовало общего представления о Добре и Зле как вселенских началах, о борьбе между ними и об окончательной победе Добра над Злом. О способности каждого человека различать доброе и злое, о свободе индивидуального выбора и ответственности за свой выбор.
Именно от него ведут начало образы Бога и Дьявола, рая, ада и даже чистилища (в виде узкого моста над пропастью, по которому способна пройти, не сорвавшись, только праведная душа). От его ближайших сподвижников, не дождавшихся наступления Божьего царства при жизни Учителя, - образы Второго пришествия и Страшного Суда, и даже Матери-девственницы, от которой через 3 тысячи лет после ухода Отца должен родиться Сын Заратустры.
Предполагается, что иудеи познакомились с зороастризмом в VI веке до н.э., во время «вавилонского пленения», и соприкасались с ним, живя в составе Ахеменидской империи. Именно они стали передаточной инстанцией идей великого иранца к христианству и исламу.

БОЛЬШОЙ ПУТЬ И МАЛЫЙ ПУТЬ.
Кратко подведем  итог сказанному.
Существуют «восточное» и «западное» понимание Пути человека. Согласно восточному менталитету, конечная цель – это отказ от «эго», растворение собственного «я» в Мировом Разуме. В западном понимании, Путь – это созидание новых духовных ценностей, крайняя форма самовыражения человека.
Результат Идущих по Пути необходим для развития и выживания человеческого общества, хотя при этом и действует фактор избыточного многообразия.

Однако само понятие Пути, похоже, имеет несколько градаций. В восточной литературе часто говорится о пути плотника, музыканта или воина, подразумевая под этим способ достижения наивысшей степени мастерства. И чтобы не возникала путаница в терминологии, стремление к самореализации, когда человек хочет стать признанным мастером своего дела, назовем Малым Путем. (Движение в этом направлении часто поощряется обществом, если не материально, то хотя бы уважением окружающих).
Но восточным идеалом все равно остается духовный Мастер, достигший последних ступеней восьмеричного благородного пути. Может быть, поэтому стало чуть ли не правилом, когда Идущий на определенном этапе своей жизни становится отшельником, бродягой, или хотя бы уходит во «внутренний монастырь», чтобы заново осмыслить основополагающие принципы бытия и приблизиться к самоосвобождению. Это направление движения определим как Большой Путь.
У западного Идущего поле маневра гораздо уже. Христианская парадигма «внешнего» освобождения, о которой говорил К.Юнг, многие века блокировала попытки самостоятельного мышления. Любое сомнение в признанных истинах и каноническом их толковании считалось ересью и всячески преследовалось. Может быть, поэтому на Западе Малый путь стал преобладающим и техническое мышление является приоритетным. А новое мировоззрение становится элементом «коллективного сознания» чаще революционным, чем эволюционным образом. 

Но если только Большой Путь приводит к самоосвобождению, то какой аналог в западном мышлении соответствует растворению «эго» в Мировом Разуме, отказу от индивидуального «я»? Логически рассуждая, это может быть перенос целеполагания из внутреннего мира во внешний. Личностная цель Малого Пути уступает место «внешней» по отношению к человеку в Большом.
Нельзя сказать, что такая смена ориентиров прерогатива только Идущего.  Человеческому обществу тоже почему-то мало жить в свое удовольствие. Ему надо жить еще и ПРАВИЛЬНО.
Славяне верили, что человек должен следовать от рождения к смерти (от Яви к Нави) путем Прави. У других народов это называется иначе. Но общим является требование озаботиться не только личным, но и общественным.
Иными словами, цель человека при праведной жизни хотя бы частично должна лежать вне его. Так что Идущий вполне следует в русле «коллективного сознания». Разница только в уровне задач. Круг ответственности человека социумного обычно ограничен окружающими, а последствия деяний Идущего могут затрагивать и несколько будущих поколений.

Содержание «Книги размышлений»

Несколько предварительных слов -  http://www.proza.ru/2009/09/21/531
Зарождение язычества -  http://www.proza.ru/2009/09/23/5
Размышление о Пути
1. Тема для размышления - http://proza.ru/2009/12/17/665
2. Хлопок одной ладони - http://proza.ru/2009/12/17/670
3. Совмещение несовместимого - http://proza.ru/2009/12/17/675
4. Различие между восточным и западным мышлением - http://www.proza.ru/2009/12/18/530
5. Западная интерпретация Пути - http://www.proza.ru/2009/12/18/543
6. Одинокий Путь Фридриха Ницше - http://www.proza.ru/2009/12/19/290
7. Технико-гуманитарный баланс - http://proza.ru/2009/12/20/831
8. Гуманитарная составляющая баланса - http://www.proza.ru/2009/12/21/578
9. Избыточное многообразие. Большой и малый Пути - http://proza.ru/2009/12/22/690
10. Медитация по «Так говорил Заратустра» - http://www.proza.ru/2009/12/22/697
11. Личный баланс - http://proza.ru/2009/12/23/102
12. Осознание Пути – http://proza.ru/2009/12/24/484
13. Одиночество Идущего по Пути - http://proza.ru/2009/12/24/485
14. Двигаться дальше – как страшно - http://proza.ru/2009/12/25/914
15. Ван Гог и его Путь - http://proza.ru/2009/12/25/918
16. Ответная реакция Пути – http://www.proza.ru/2009/12/27/898
17. Мудрый Гаральд - http://www.proza.ru/2009/12/27/901