Помнить азы диалектики

Борис Гуляев-Бегом
      Эта статья была написана в сентябре 1987 года. До крушения Советского Союза оставалось четыре года. Союз рухнул, исчезла коммунистическая идеология. Но проблемы, о которых говорится в статье, не разрешились, а сделались ещё острее. Мы потеряли Советский Союз. Теперь мы рискуем потерять Россию. У нас есть шанс на спасение. Не упустить его – в наших силах.


      К.Маркс  и  Ф.Энгельс оставили потомкам могучий инструмент познания
и  осмысления  реальности – диалектический материализм. Ими же были  за-
ложены основы теории исторического материализма. Только пользуйся этим
богатейшим  наследством, только научись правильно применять его на прак-
тике! Где есть проблемы,  где есть сложности,  где есть борьба  мнений - там
скрываются  противоречия  или  противоположности. Выявляй  их  в  чистом
виде и ищи пути решения. Однако  не всякие противоречия и противополож-
ности подвластны человеку, не всякие  могут  быть  с  лёгкостью  разрешены
волей и  трудом  человека  сразу. Порой  проходят  годы,  десятилетия, а то и
столетия,  пока  вызреют в недрах  противоположности предпосылки и усло-
вия её снятия.  Пример тому – цветущие ныне  пышным  цветом  противопо-
ложности  между  городом  и  деревней,  между  умственным  и  физическим
трудом. Вместе же они  обусловливают  существование  классового  деления
общества и,  как следствие, наличие социальных неравенств людей, иерархи-
ческая  структура  общества. А где есть  социальные  неравенства,  там  сонм
противоречий, бездна  непонимания,  там столкновения  интересов,  там дра-
мы и трагедии.
      Текущий период развития нашего общества характеризуется обострением
противоположности  между городом и деревней, между умственным и физи-
ческим  трудом, крайней  дифференциацией  и  разделением  труда. С  одной
стороны –  гигантская концентрация  населения  в  городах, с другой –  ката-
строфическое обезлюдение сёл и деревень.
      Человек, уезжая  из  села, бросает  не  только свой  отчий  дом, он бросает
землю. Главное  народное достояние – земля,  которая кормит и одевает  нас,
становится бесхозной,  ненужной,  зарастает  лесом  и заболачивается. Сотни
тысяч гектаров  плодородных  земель  отдаются в жертву  индустриальной  и
энергетической  политике.
      Несколько  десятилетий подряд  у нас в государстве  проводятся  беспре-
цедентные по масштабам акции “спасения  урожая”.  Из года в год, летом и
осенью миллионы горожан отрываются от своих  рабочих  мест, выезжая  на
поля совхозов  и  колхозов,  помогать сельским  жителям в уборке  урожая  и
заготовке  кормов. Но без подобных акций наше сельхозпроизводство сегод-
ня собственными силами насытить такую большую страну  продовольствием
не может,  и  мобилизация  горожан  на  помощь  селу  есть  мера вынужден-
ная, порождаемая  жестокой  необходимостью, и это все  хорошо  понимают.
Вместе с тем,  такое неестественное положение бесконечно продолжаться не
может. Такое положение  не только неестественно, оно  нелепо, глупо. Стра-
на здесь  получает  огромный  экономический  ущерб  и   ущерб  моральный.
Массовые выезды на поля  горожан всех профессий и званий – от уборщицы
до доктора  наук –  давно стали  предметом  язвительных   насмешек   наших
недоброжелателей на Западе.
      Несмотря  на  ежегодное  увеличение поставок селу различной сельхозтех-
ники, удобрений,  внедрение  более совершенных  агротехнологий,  развитие
селекционной  работы,  мы всё же не в состоянии обеспечить себя в достатке
основными продуктами – зерном  и  картофелем  и  вынуждены  закупать  их
за  границей. Об  этом  тем  более  прискорбно говорить,  помня,  что  страна
наша – одна шестая часть земной суши,  самая большая и самая богатая при-
родными ресурсами держава в мире.
      Одной из главных причин такого ненормального положения, наряду с по-
рочной практикой  чрезмерного укрупнения и концентрации в сельхозпроиз-
водстве, является урбанизация, неудержимый  рост  городов,  неоправданная
и недопустимая  концентрация  промышленных  предприятий в крупных  го-
родах. Города-гиганты превратились в своего рода раковые  опухоли на теле
государства,  они  постепенно  истощают,  изматывают  и  убивают  государ-
ственный  организм.
      Жертвой урбанизации, прежде всего, становится сам человек. Противоес-
тественное скопление сотен тысяч и миллионов людей на ограниченной тер-
ритории ведёт к самым невероятным последствиям.
      Примечательное  наблюдение  учёных: численность оленей, оставленных
размножаться на острове,  достигла трёхсот голов, из которых в течение нес-
кольких  месяцев  двести  погибло. Вскрытие показало, что ни голодание, ни
эпидемии не были причинами смерти. У многих  погибших  животных  были
увеличены железы, выделяющие адреналины,  имелись  признаки  хроничес-
кого заболевания  почек. Дополнительные  эксперименты  выявили,  что  оба
подобных  состояния  могут  возникнуть из-за стресса и внутривидовой стес-
нённости. Исследование  диких  животных  показало, что высокая плотность
ведёт к общему нарушению  внутригруппового  порядка  у  обезьян,  резуль-
татом  чего  становится   их  чрезвычайно агрессивное  поведение,  гиперсек-
суальность и убийство молодых особей.
      Специалисты часто определяют агрессивность как поведение, формирую-
щее тенденцию к разобщению индивидуумов. Если,  как  это нередко  встре-
чается в крупных городских поселениях, значительное число людей сосредо-
точено в некоторых пределах,  может возникнуть конфликт  между биологи-
ческой потребностью в пространстве и его ограниченностью. Чем свободнее
окружающее пространство, тем вероятнее обеспечение порядка посредством
территориальной  организации; чем плотнее население, тем вероятнее возве-
дение организующих  принципов со стороны общественных институтов. Не-
которые западные социологи считают, что благоприятные  территориальные
факторы  гарантируют  человеку  больше  возможностей,  большую  свободу
своего  проявления  и  развития,  что  способствует  укреплению  в  обществе
демократии. Однако с повышением  плотности  населения  роль контролиру-
ющей  и организующей  иерархии  пропорционально увеличивается,  и  что в
конце  концов,  условия  перенаселения  несут  настоящей  демократии опас-
ность, которую невозможно переоценить. Хотя  это научно и не доказано, но
можно предположить, что люди  так  или  иначе будут реагировать на посто-
янные  требования,  стимулы  и  отсутствие  уединения, являющиеся  резуль-
татом  сочетания  чрезмерной   тесноты  с  раздражительностью,  усталостью
или ослаблением жизненных сил. Этот эффект может вести к наиболее силь-
ному стрессу у тех,  кто уже болен (или стар) ,  или у тех,  кому особенно ну-
жен  отдых  и  расслабление.
      Жизнь в больших городах приводит к отказу людей от выполнения функ-
ций  взаимной  поддержки. Жители  маленьких  городов  настроены  гораздо
более дружелюбно  и  менее  подозрительно, чем  жители  больших  городов.
Учёные предполагают, что эмоциональный  климат больших городов умень-
шает  эмоциональную  безопасность и увеличивает  отчуждение,  дистресс и,
как  следствие,  психические  и  психосоматические  расстройства. Западный
социолог К.Шмитт связывает  чрезмерную плотность населения в городских
агломерациях со следующими  показателями  низкого  качества жизни: уров-
нем смертности, уровнем самоубийств, смертностью в младенческом возрас-
те,  поступлениями  в психиатрические  больницы, количеством  детей  рож-
дённых вне брака, венерическими  заболеваниями,  распространённостью за-
болеваемости туберкулёзом, правонарушением  подростков  и уровнем прес-
тупности среди взрослых. Напряженный  ритм  современной городской жиз-
ни, напряженный ритм  работы  предприятий, загрязнение атмосферы приво-
дят  также  к  широкому  распространению  среди  населения  сердечно-сосу-
дистых  и  раковых  болезней.
      Чрезмерная  концентрация промышленных предприятий в крупных горо-
дах  становится  очагом и распространителем  загрязнения окружающей сре-
ды,  нанося непоправимый  ущерб  здоровью  человека  и  природе. Заражён-
ный  примесями  воздух и сточные воды,  попадающие в реки,  не знают гра-
ниц, они переносятся на сотни и тысячи километров, увеличивая радиус сво-
го пагубного воздействия. Исчезновение  многих  видов  животных  и  расте-
ний – это  всё  печальные  итоги  неразумной  индустриальной  деятельности
человека.
     Отсюда, правда, вовсе не следует, что выход из подобного положения нуж-
но  искать в деконцентрации  промышленных  предприятий, вследствие чего
произойдёт снижение вредного  влияния  на  природу и человека. Если пред-
приятия  станут  размещены более равномерно по территории страны, но ко-
личество  их  останется  прежним  и  объёмы  выбросов также сохранятся, то
что же тут изменится?! Да  ничего. Однако здесь важно подчеркнуть  другое:
крупные города, и  вообще города, обусловливают  само  существование  ги-
гантской  промышленной  индустрии. И,  стало быть,  количество потребляе-
мого сегодня  природного сырья,  добываемого  миллиардами и миллионами
тонн,  литров  и  кубометров,  также  обусловлено  существованием  городов.
Этот вопрос требует особого рассмотрения,  на  котором  автор здесь не име-
ет  возможности  остановиться.
      Одним из отрицательных  последствий  роста  больших  городов является
планировочная   неупорядоченность   в  градостроительстве.  Планировочная
структура,  приобретая  жесткость,  вступает в противоречие с динамической
градообразующей базой. Вместе  с  тем  обостряются  транспортные пробле-
мы. Города-гиганты  расхищают  время.  Население,  подвижность  которого
непрерывно растёт, всё больше страдает  от  транспортной усталости. Транс-
портные   средства  и  сооружения  становятся сложнее  и  дороже,  с трудом
справляются  с обслуживанием  возросших  транспортных  потоков. Автомо-
биль требует всё больше пространства не только для движения, но и для сто-
янок. Становится  сложнее  обеспечить  безопасность передвижения пешехо-
дам.
     В последние годы невероятно осложнилась проблема водоснабжения боль-
ших и малых городов. Чистой  пресной  воды  требуется  много  и  для  нужд
человека, и для главного потребителя – промышленных  предприятий. Остро
стоит  вопрос  утилизации  отходов  жизнедеятельности  населения. Размеры
площадей  городских свалок в мире исчисляются  тысячами  квадратных  ки-
лометров.
      А кто подсчитал, сколько времени и нервов тратит городское население на
стояние во всевозможных очередях, на ожидание пассажирского транспорта!
      Как видим,  проблемам  нет  числа и порождены они всего-навсего одной
причиной – городом.
      И вот на фоне этой удручающей картины  появляется некто Виктор Пере-
веденцев  и со страниц всесоюзного журнала (“Огонёк” №34, август 1987 г.)
в статье “Большие  города” ,  говоря о предвидимом будущем крупных горо-
дов, под лозунгом  демократизации  и  перестройки,  ратует за отмену  адми-
нистративных   мер,  сдерживающих  поток  миграции  из  деревни  в   город,
благословляя  тем  самым  рост  и  без  того  гигантских  поселений.  Он   пи-
шет: “Идёт поляризация: образуются  многомиллионные сгустки  населения,
перемежающиеся малозаселёнными, полупустынными пространствами.Пов-
семестность  этого процесса в стране и в мире – лучшее  свидетельство  того,   
что в основе  его  лежат  могучие  объективные  факторы,  действие которых
невозможно  преодолеть никакими искусственными мерами.”  Но надо заме-
тить автору, что урбанизация – процесс стихийный,  неуправляемый, по сути
порочный, порождаемый стихийностью и непредсказуемостью  развития  са-
мой  экономики,  что  признаётся  как  большинством наших, так и западных
экономистов. В погоне за  экономической  выгодой,  большей  отдачей от ка-
питаловложений, в  погоне  за  рентабельностью  и  прибылью государствен-
ные  деятели,  нимало  не задумываясь о последствиях,  размещают  новые  и
переводят старые производственны фонды в города  покрупнее в надежде на
обилие рабочих  рук,  на  низкую  себестоимость  получаемого  продукта,  на
меньшие  издержки  производства. Вот они,  эти “могучие объективные фак-
торы”. К  подобным  “могучим  факторам”,  по логике автора, с полным пра-
вом можно причислить “один из главных законов миграции:  люди  стремят-
ся туда, где лучше». И действительно, от хорошей жизни  на селе в города не
побежишь.
     Единственное, к чему способна привести реализация предложения В.Пере-
веденцева, так это к ещё большему  обострению противоположности «город-
деревня», обострению до крайности  и,  как следствие, усугублению множес-
тва проблем,  порождаемых этой противоположностью и в самом городе, и в
деревне. Те же проблемы большого города,  поднимаемые  автором  в  статье
(прописка, нехватка рабочих  рук, старение  населения,  приток  талантливой 
молодёжи из провинции и т.д.),  нужно решать покуда иными средствами, не
идя на такие радикальные  меры  как  снятие ограничения въезда и прописки
всех желающих.
      Наше отношение к большим и малым городам, к деревням, сёлам и посёл-
кам  и вообще к существующей  ныне форме расселения должно определять-
ся, главным образом, интересами  и  потребностями  человека,  имеющимися
возможностями  его всестороннего  гармоничного физического  и духовного
развития, возможностями  его  полнокровной  общественно-полезной жизне-
деятельности. Могут ли большие  города  дать  человеку то, что даёт ему ма-
лый  город  и  деревня,  и  наоборот?
      Надо признать,  что существующая  сегодня  форма расселения не давала
и не способна дать сполна необходимых условий для здоровой и полноценной
жизни  каждого человека  как в  городе,  так  и  в  деревне. Это  не  открытие.
Критика  противоположности  между  городом и деревней и обоснование не-
избежности  устранения  данной  противоположности  не  раз  встречается  в
трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. Достаточно обратиться к документу, автори-
тет которого ни у кого не может  вызвать сомнения. Речь идёт о “Манифесте
коммунистической  партии”. Среди  мер, которые  должен  провести в жизнь
пролетариат,  завоевавший  политическое  господство  в  стране,  есть  такая:
“9. Соединение земледелия с промышленностью,  содействие  постепенному
устранению различия  между городом  и  деревней.”  В  английском издании
“Манифеста” 1888  года Энгельс  несколько  дополнил  данный  пункт: “пос-
тепенное устранение различия  между  городом и деревней  путём более рав-
номерного распределения населения  по  всей  стране.” По существу в одном
пункте изложена  целая  программа построения будущего. Вопрос ставится о
новой  форме расселения, снимающей  противоположность «город-деревня»,
и   утверждающей   новый   вид   поселений,  соединяющий  в  себе  все  пре-
имущества городского и сельского образа жизни.
      Основой новой коммунистической формы расселения явится, по-видимо-
му, универсальный хозяйственно-жилищный комплекс, включающий всё не-
обходимое для нормальной и здоровой жизни людей. Число жителей в комп-
лексе определится его размерами, оптимальными условиями и многими дру-
гими причинами,  которые сейчас трудно  предусмотреть. Размещение комп-
лексов по территории суши будет по возможности равномерным. Объединит
поселения в один живой организм сеть транспортных сообщений на базе но-
вого вида транспорта, что позволит человеку вести  более  подвижный  образ
жизни.
      В работе “Аграрный вопрос и критики Маркса” В.И.Ленин писал: “ Реши-
тельное признание прогрессивности больших городов  в  капиталистическом
обществе нисколько  не  мешает  нам  включать  в  свой  идеал  уничтожение
противоположности  между  городом  и  деревней. Неправда, что  это  равно-
сильно отказу от сокровищ науки и искусства. Как раз наоборот: это необхо-
димо для  того,  чтобы  сделать  эти  сокровища  доступными  всему  народу,
чтобы  уничтожить  ту  отчуждённость от культуры миллионов деревенского
населения, которую  Маркс так метко назвал “идиотизмом деревенской жиз-
ни”. И в настоящее время, когда возможна передача  электрической  энергии
на расстояние, когда техника транспорта  повысилась  настолько, что  можно
при меньших (против теперешних) издержках перевозить пассажиров с быс-
тротой свыше двухсот вёрст в час, нет  ровно  никаких  технических  препят-
ствий тому, чтобы сокровищами науки  и  искусства, веками  скопленными в
немногих центрах, пользовалось  всё  население, размещенное более или ме-
нее равномерно по всей  стране… Без  создания  подвижности  населения  не
может быть и его развития».
     В другой работе, касаясь вопросов разделения труда, Ленин отмечает: “Ка-
питализм окончательно разрывает связь земледелия с промышленностью, но
в то же  время  своим  высшим  развитием  он  готовит  новые элементы этой
связи,  соединение  промышленности с земледелием  на почве сознательного
приложения  науки  и  комбинации  коллективного труда, нового расселения
человечества».
      Однако  мы  спросим  себя: существуют  ли  сегодня  условия,  родились
ли  предпосылки  в  недрах  противоположности  «город-деревня»,   которые
позволили  бы снять её, чтобы  новая  форма расселения стала возможной,  и
вместе с  тем  решилось  бы  множество больших  и  малых  проблем, ею  по-
рождаемых?  Надо  признаться,  к  сожалению,  что объективных  условий  и
предпосылок для  этого нет. Если они  и порождаются, то с невероятной  ме-
длительностью.
      Первопричиной тому – низкий общий научно-технический уровень разви-
тия  производительных  сил  и,  как следствие, низкая  культура промышлен-
ного и сельскохозяйственного производства. Критерием  оценки  уровня раз-
вития  производительных  сил  здесь  должны  быть  не сложность производ-
ственных и технологических операций, требующих  длительной  подготовки
квалифицированных  специалистов, а  напротив,  простота, доступность опе-
раций для всякого работника  с  известной  степенью образования и воспита-
ния. Чтобы достичь такого положения, должна пройти  настоящая производ-
ственно-технологическая  революция. Хотя  признаки  подобной  революции
уже существуют, но всё же она невозможна без грандиозного вмешательства
фундаментальных наук,  им сегодня должна принадлежать роль главной дви-
жущей силы.
      Перед  фундаментальной  наукой в союзе  с  прикладной  стоят к тому же
ещё  три важнейшие задачи: 1. Транспортная. Создание  нового  вида  транс-
порта, экологически чистого, быстроходного, энергетически выгодного, без-
шумного, позволяющего  избавиться от железнодорожного и частично от ав-
томобильного, транспортная сеть которого легко развивалась и не требовала
бы  для  своего развития  огромного объёма земляных  работ. Наиболее  пер-
спективным видом  подобного транспорта  представляется  сегодня магнито-
электрический  (магнитоплан)   с   путями  перемещения   эстакадного   типа,
т.е. на опорах. Но, возможно, время  нам  предложит  другие  виды,  намного
совершеннее.  2. Энергетическая. Суть  её  не столько в  получении изобилия
энергии,  сколько в  изобретении  новых,  экологически   чистых   и  безвред-
ных    источников  энергии  и   разумном,  рациональном  её  использовании.
3. Продовольственная. Суть данной задачи сводится  к  разгадке тайны фото-
синтеза  и  на  основе  этого  познанного  природного явления – промышлен-
ное  получение белка.
      Понятно, что только фундаментальная  наука  способна  начать  решение и
решить эти задачи вместе с прикладной.
      Семнадцать лет назад  Иван  Ефремов, наш известный учёный и писатель-
фантаст, отвечая  на  вопрос о достижениях  человеческого гения в конце бу-
дущих  трёх  десятилетий,  сказал: “Будущие  три десятилетия, по-моему, яв-
ляются решающими в борьбе человечества за счастье и социальную справед-
ливость. Вторая  половина  нашего  века  отчётливо  показала, что  наука  без
серьёзных социальных преобразований не способна решить проблемы, стоя-
щие перед человечеством. Эти  проблемы  становятся  всё острее. Быстрыми
темпами нарастает загрязнение атмосферы, нехватка  пресной воды, истоще-
ние  естественных  ресурсов  и  разрушение  природы. До сих пор наука  или
косвенно способствует этому, или берёт на себя роль регистратора процесса,
вместо того, чтобы  полностью  поставить  себя  на  службу  счастью челове-
чества. Физика,  например,  из  самой  передовой всё больше превращается в
консервативную  и  абстрактную дисциплину. Ей следуют  и некоторые дру-
гие отрасли знания… Но  познание “вообще”  антигуманно и аморально,  по-
этому всё  резче  обозначается  расхождение между  насущными  потребнос-
тями человека и ходом развития науки и техники.
   В колоссальном количестве проблем и вопросов, стоящих  перед  наукой  и
техникой  ближайших  десятилетий,  необходимо  выбрать  то, что послужит
человеческому здоровью, новой  научной  коммунистической морали, отвер-
гнет всех от преклонения  перед  вещами – главного яда капитализма,  помо-
жет  спасению  и  восстановлению  погибающей  природы. Иными словами -
или  наука  и  основанная  на  ней  техника  за  ближайшие  три   десятилетия
сделают решительный поворот к решению социальных, моральных и  эколо-
гических проблем, и  решению  скорому, или она уже  не  будет  нужна  в  её
настоящем  виде  при  катастрофе, которая,  по  моему убеждению,  наступит
между 1998 и 2005 годами, если  капиталистическая  система  общественных
отношений будет продолжаться до того времени.Этот поворот науки к гума-
низму и социальному  переустройству  и будет, на  мой взгляд,  величайшим
достижением человеческого гения.”
      Сказанное И.Ефремовым много лет назад ничуть не утеряло актуальности
и сегодня.
      Застой в техническом  и, как следствие, в социальном  развитии общества,
обусловлен прежде всего застоем в фундаментальных науках. Иначе  говоря,
общепринятые научные теории, главным образом в физике,  в  чём-то несос-
тоятельны  и  обязаны  быть  пересмотрены. Если  учёные сами  не способны
этого сделать, то сегодня они должны  перестать  пренебрегать  предложени-
ями  и  помощью  со  стороны  лиц,  несущих   к   ним  свои   идеи  и  мысли.
Среди учёных,  надо  надеяться,  есть ещё люди, способные  выбрать из мно-
жества идей  рациональные  зёрна, содержащие  истину.
      Единство  и  борьба противоположностей – один  из  главных законов диа-
лектики, её азов. Однако  умения  применять законы  диалектики во взглядах
на  развитие общества, способности видеть его движущие пружины – проти-
воположности –  нам явно недостаёт.
      Об азах диалектики, азах марксизма мы обязаны помнить постоянно, обя-
заны  возвращаться  к  ним  в  трудные периоды своего развития, дабы не за-
блудиться,  не потерять ориентиры,  указывающие  нам путь к цели – общес-
тву, в  котором  свободное  развитие каждого является  условием свободного
развития всех. Забвение своих  идейных  истоков неизбежно ведёт к дезорга-
низации и упадку нашего социалистического общества, к полному расстрой-
ству  экономики  и  духовной  деградации  человека.


      Сентябрь 1987 г.