Выдающийся русский скульптор Клодт фон Юргенсбург

Койфман Валерий
 

Общеизвестно, что в истории России и, в частности, Санкт-Петербурга немцам принадлежит особое место. Они появились на берегах Невы одновременно с основанием города.
Пётр I охотно приглашал в Россию специалистов из Западной Европы, создавая для них благоприятные условия (эта традиция продолжалась и при его преемниках  на российском престоле). Тогда же многие немцы устремились из разрозненной княжеской Германии в Россию, привлеченные возможностью приложения здесь своих сил и творческих способностей.
Со временем немецкая община Петербурга стала самой многочисленной. Из её среды вышло немало государственных  деятелей, фабрикантов, банкиров, военных, ученых, издателей, деятелей искусства, предпринимателей, ремесленников и др.
Пожалуй, самыми известными были немецкие зодчие и скульпторы.
Множество архитектурных и скульптурных шедевров северной столицы, ставших её символами, было создано немцами.
Один из таких символов, четыре скульптурные группы «Укротители лошадей» на Аничковом мосту, создал Пётр Клодт фон Юргенсбург, которому в 2005 исполнилось 200 лет со дня рождения.
Род баронов Клодт происходит от средневековых рыцарей из Вестфалии, владевших позднее в Курляндии замком Юргенсбург. В Россию Клодты попали в первой трети XVIII века.

Родился Пётр (Петер) Клодт 5 июня (25 мая) 1805 года в Петербурге в семье генерала Карла Клодта, активного участника Отечественной войны 1812 года (его портрет попал даже в эрмитажную Галерею героев 1812 года).
По давней семейной традиции юноша готовился стать военным. Окончив артиллерийское училище, он получил чин офицера.
После непродолжительной службы подпоручик барон Клодт резко меняет свою судьбу.
Его с детства притягивало другое увлечение отца - боевой генерал был неплохим художником-любителем.
В 1828 году Пётр Карлович Клодт выходит в отставку с твёрдым намерением посвятить себя скульптуре, хотя в те времена занятия рисованием и скульптурой считались делом, мало подобающим дворянину.
В течение двух лет Петр самостоятельно работал с натуры, копировал произведения античной и современной пластики. В 1830 году он стал вольнослушателем Академии художеств.
Замечательная одаренность Клодта и его упорство довольно быстро принесли плоды.
Статуэтки Клодта, изображающие любимых им лошадей, стали широко распространяться ещё в начале 1830-х годов.
В 1831 году Пётр Клодт  совместно с опытными скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским приступил к выполнению большого правительственного заказа на скульптурное оформление арки Нарвских триумфальных ворот.
Скульптура огромных  вздыбленных лошадей, влекущих колесницу Победы, стала для 26-летнего Клодта первым шагом к широкой славе.
Эта работа молодого мастера стала причиной невероятного по тем временам события – скульптор-самоучка был удостоен звания «назначенного в академики». Клодту дали квартиру при Академии художеств и большую мастерскую.
В конце 1832 года Пётр Карлович приступил к выполнению нового заказа – выполнения двух скульптурных групп «Укротители лошадей», предназначенных первоначально для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара.
Готовые модели в глине были одобрены Академией и лично утверждены Николаем I.
Было принято решение выполнить скульптуры в большом размере. Одна скульптура изображала юношу в стремительном движении навстречу вздыбившемуся коню. Другая запечатлевает атлета, гордо шагающего рядом с укрощённым конем.
Император, посетивший мастерскую скульптора, был не в силах скрыть восхищения: «Барон, твои кони лучше моих жеребцов».
Именно Клодту удалось убедить Николая I изготовить четыре скульптурные группы и установить их на другом месте – на Аничковом мосту.
В основе замысла мастера тема победы человека над стихийным могуществом природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом.
Вся работа над этими скульптурами заняла почти двадцать лет. Она стала едва ли не главным делом всей жизни скульптора и принесла ему всемирную известность.
В 1838 году первая скульптурная группа уже была вылеплена в натуральную величину и подготовлена к переводу в бронзу. Но тут внезапно умер неизменный участник всех больших скульптурных  проектов, крупнейший мастер художественного литья В.П. Екимов.
Достойной замены мастеру не нашлось. Клодту пришлось самому заняться отливкой своего произведения. Благо, что ещё вольнослушателем Академии он хорошо изучал художественное литьё под руководством самого Екимова.
Потом  Пётр Карлович возглавил Литейный двор и внес в его работу ряд серьёзных усовершенствований.
20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие обновленного Аничкова моста.
На западной стороне моста (к Садовой улице) стояли бронзовые группы, а на восточной - временные гипсовые группы, окрашенные под бронзу.
Повторные экземпляры обеих групп, отлитые в бронзе так и не попали на предназначенное им место: они были в качестве высочайших дипломатических подарков отправлены в Берлин и установлены у главных ворот королевского дворца.

В 1843-44 годах Клодт в третий раз отлил бронзовые статуи и даже установил их на восточной стороне моста. Но им недолго пришлось остаться на месте. Весной 1846 года они были сняты и отправлены в Неаполь, где поныне украшают вход в дворцовый сад.
Гипсовые же экземпляры групп на целых четыре года вернулись на Аничков мост.
Скульптор задумал теперь создать не повторение готовых изваяний, а как бы продолжение темы. Работа над новыми моделями заняла у Клодта почти четыре года упорного труда.
В 1850 году скульптурный ансамбль на Аничковом мосту был, наконец, завершен.
Ни одна группа не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта, и при этом мастеру удалось связать все четыре группы в единый стройный ансамбль.

Созданные в пору высшего расцвета дарования скульптора, «Укротители лошадей» принадлежат к числу лучших произведений русского монументально-декоративного искусства.
Получив должность профессора скульптуры, Клодт заведовал литейной мастерской Академии художеств и преподавал скульптуру.
Из других произведений Клодта, надо выделить памятник русскому баснописцу И.А. Крылову в Летнем саду (1855г.). Скульптор стремился здесь передать свои живые впечатления о человеке, которого он знал и любил.
Портретный образ Крылова передан реалистически точно и правдиво, без какой-либо идеализации. У зрителя создается ощущение, что Иван Андреевич на мгновение замер, отдыхая под липами.
В горельефную композицию на постаменте памятника Клодт включает персонажи наиболее известных басен Крылова. В работе над горельефом скульптору помогал выдающийся мастер гравюры А.А. Агин, создатель популярных иллюстраций к произведениям русских писателей.
Одновременно с работой над памятником Крылову скульптор трудился над другим крупным монументальным произведением – памятником князю Владимиру в Киеве.
Клодт выполнил колоссальную статую князя, взяв за основу маленькую эскизную модель тогда уже покойного В.И.Демут-Малиновского.
Князь Владимир, задрапированный длинным ниспадающим плащом, представлен держащим крест – символ крещения Руси.
Последней крупной работой Клодта была конная статуя Николая I для памятника, спроектированного архитектором А.А. Монферраном. Император изображен на скачущем коне.
В позе всадника – парадность, а в движении коня – грациозность и стремительность.
Слава скульптора Клодта была огромной. С утра уже на ногах, одетый по-простому, Клодт встречал знаменитых и именитых гостей в мастерской, где его по ошибке часто принимали за рабочего.
Барон Клодт фон Юргенсбург и в правду чувствовал себя лучше среди своих помощников, формовщиков и литейщиков.
Знаменитый французский художник-баталист Орас Верне как-то навестил барона в его мастерской. Он сказал Клодту: «Теперь в мире не существует скульптора-анималиста, который бы осмелился заявить, что не знает образцов, достойных для подражания. Вы, барон, совершили невозможное....».
Не только Петербург, но Рим, Берлин и Париж, признавая огромные заслуги Петра Клодта перед искусством, избрали его в свои Академии художеств.
Умер барон Петр Карлович Клодт в своем имении на мысе Халала (Финляндия) 20 (8) ноября 1867 года. Он стал родоначальником целой династии художников и скульпторов, принесших европейскую славу русскому искусству.