Отсель грозить пытались шведу

Валерий Тимченко
-Ну ты вопросики задаешь!, -недоумевает приятель по совместной службе на МРК, которому я в 1980г передал радиотехнические дела дивизиона. Это он на мою просьбу рассказать об участии МРК в операции по освобождению подводной лодки С-363 пр.613 из добровольно организованного шведского плена. Напомню эту историю советско-морской глупости. ...В ночь с 27 на 28 октября 1981г. советская дизельная подводная лодка БН- 137, совершая боевую службу в Балтийском море, вследствие «выхода из строя навигационных приборов»  в плохую видимость сбилась с курса и села на мель в 35 метрах от шведского острова... Командир подводной лодки, в последствии получившей название «Шведский комсомолец», получил приказание ожидать своих спасателей и быть готовым отразить попытку захвата ПЛ. Позже стало известно, что на кромке территориальных вод вместе со спасательными судами находился и отряд боевых кораблей, получивший задачу прорваться и отбить лодку, если ее попытаются захватить.(из официальных источник.)
Канун самого празднуемого праздника - очередной годовщины Октября. Флот надрывается, улучшая показатели. Корабли готовятся к нему согласно планов подготовки. 1ноября около 10 утра поступил сигнал тревоги с выходом кораблей в море. Сначала подумали учебная, как всегда для проверки боеготовности перед праздниками и поэтому спокойно ожидали отмены, чтобы продолжить подготовку: ведь ни у кого из офицеров нет лишней рубашки; у личного состава нет сигарет; нет запасов продуктов на кораблях потому как тянули, чтобы получить перед праздниками «по большому». Можно сказать, все шло к шведскому столу. Но тревогу и море кораблям никто не отменял. А тут и боевая задача подоспела: - выйти к границе территориальных вод Швеции в районе Карлскруне (12 миль) и быть готовыми выполнить боевую задачу по отражению агрессии со стороны вероятного противника. Так интерпретировалось у нас требование шведской стороны (с подачи НАТО) по досмотру подводной лодки на предмет наличия торпед с ядерными боезарядами. Потому как Балт.флот объявлялся нами безъядерной зоной. В поход собрали кого могли: из Лиепаи 2 МРК со штабом дивизиона на «Радуге» под командованием Валентина Ольшанского, БПК «Прозорливый» со своим походным штабом 76 бригады, а из Балтийска СКР «Образцовый» с походным штабом 12 дивизии под руководством 1 зам. командующего Балт.флотом. Море в ноябре до 4-5 баллов.
Пришли, встали на якоря по диспозиции. Готовы сейчас же пугать шведов. А те поняли по-своему и ощетинились, обложив наши корабли со всех сторон. Со стороны Карлскруне подошли датские ракетные катера «Виллимоэсы», со стороны моря 3 фрегата типа «Педерс Крам». И все с «Гарпунами». По обнаруженным в поисковом режиме излучениям их радаров все корабли видны на планшетке. Штабы оценили соотношение сил для нас как бесперспективное: у нас в залпе 12 ракет «Малахит» на 2-х МРК и 4 ракеты «Термит» на БРК «Прозорливый». В остальном противолодочное и стрелковое оружие. У них около 40 «Гарпунов» с разных направлений с подлетной высотой до 50м. Наши ЗРК работают только свыше 50м. Поэтому, в надежде на выдержку и дух, готовые стоять до конца, стоим 4-е сутки. По кораблям продовольствия нет, вместо пресной воды перегон из опреснителей, к шведскому столу не зовут. Корабли заблеваны до нельзя. Молодое пополнение, которое сначала дурело на качке от морской романтики, теперь готово было умереть тут же. Потому как море в ноябре холодное, а для МРК одного «Гарпуна» за глаза хватит.    
Наконец, 4-го ноября политики наверху договорились. Лодку хозяева земли с мели сдернули и все облегченно начали движение в базы. Но лодка на буксире у спасателя плетется со скоростью 4 узла. Сопровождая ее, дойдем к концу светлых и длинных (с 6-го по 10-е) праздников. Начали приходить на ум сцены голодомора. Отошли миль на 50 от шведских тер.вод, оглянулись. Погони нет. Давай плакаться по радио, что нет ни продуктов ни пресной воды. Мы же готовились к празднику! Поплакались и обоим МРК дали добро в базу. Машинные телеграфы установили вперед «до палубы» самый полный. Две табуна по 30 тыс. лошадей каждый, начали свой бег к стойлу. На следующий день плакали уже «Прозорливый» с «Образцовым». И тогда лодка, отцепившись от спасателя, самостоятельно проследовала в 29 СРЗ Лиепая. Ни нас, ни лодку как полагалось по традиции с жареным поросенком не встречали. Берег жил своей жизнью, продолжая готовиться к празднику. Потом только в 1988г. лодку купили шведы в качестве музея, где с завистью и не без иронии рассказывали о мастерстве советских подводников, основанном на «русской рулетке» по преодолению с завязанными глазами шведских шхер и подводных банок. Судьба же «героев-подводников» оказалась заслуженно незавидна.