Лошадь по имени Рулетка

Чулкова Света
…Он тоскует. И, даже кажется, что его большой волевой рот становится меньше, в своей скорбной напряженности. «Страдает, божья тварь» - как-то сказал он про себя с усмешкой.

Наблюдение: Он любит носить красные рубашки.

Если взять одну из прекрасных сторон нашей жизни, то я назвала бы ее Кулинарианой. Нож мелко стучит по разделочной доске, когда он шинкует овощи - словно это даже не режущий предмет, а маленький ударный инструмент, то отбивающий синкопы (если морковка вдруг попалась неровная), то снова искусно выходящий на основной ритм. Он очень любит ножи - они у нас вывешены на длинной магнитной икеевской панели, большие и маленькие, есть даже с прорезными буковками - но я, так любящая выписывать натуральные чернильные буковки, никак не возьму в толк, для чего на ноже - прорезные буковки.
Мне кажется, будь я маленькой японской девочкой, он туго забинтовал бы мне ступни, чтобы они на всю жизнь оставались миниатюрными. Это признак покорности, наверное. Хотя я знаю, что существует много других способов, чтобы поработить уже взрослую женщину, пусть даже и не японку. Сделать так, чтобы у нее стало маленькое сердце - это очень страшно. Такое бывает. В любой стране, любой культуре. Чтобы понять эту истину, вовсе не нужно быть этнографом.

Наблюдение: оказывается, Гитлер был недурственным художником…

Нас соединили трогательные жизненные совпадения и моё одиночество - разве этого недостаточно, чтобы влюбиться?
Плохо быть умной женщиной - начинаешь ценить мужской ум и придавать значение словам. Я знаю, что дура, но разве этого недостаточно, чтобы влюбиться?
Когда заклинатель лошадей каждый день приходит в загон и дарит сиренево-голубые цветы молодой каурой необъезженной кобылице, она жадно съедает подарок, обдавая паром дыхания и окропляя благодарной слюной его сильные руки - и разве этого недостаточно, чтобы влюбиться? Он смотрит ей прямо в глаза, и она даже не чувствует, как до крови ранят ей дёсна едва различимые колючки на стеблях прекрасных сиренево-голубых цветов.

Наблюдение: если муж приходит домой пьяный, нужно снять с него ботинки и уложить в постель…

Как бы я хотела родиться во времена тамплиеров и Антуана де Плювинеля, мастера Лошадиной Школы, чьи правила воспрещали болевое воздействие на лошадь (никакого снаряжения - никакого спелёнывания ножек японским девочкам!), предоставляя ей полную свободу.
Наблюдение: говорят, рукопись «Прецепцио Прецепторибус»* существует всего в 2-3 экземплярах. Разве этого хватит на всех влюбленных женщин и лошадей?
Когда мы гостили у моей сестры в Полтаве летом, на день рождения ее муж подарил ей лошадь по имени Рулетка. Наверное, ее так назвали за ту неуёмную, азартную стремительность, с которой она носилась по кругу. Рулетка еще совсем молодая и бегает, смешно откидывая вверх к небу задние ноги, словно это не ноги, а крылья. Сестра сказала, что если бы лошадям было так больно, они не получали бы удовольствие от того, что несут на себе ездока, даже если в рот им и впивается мундштук.
Как-то вечером мы устроили пикник на поляне, в той части леса, что они купили под Полтавой, близ Диканьки. Мой муж фотографировал диканьковскую луну, но нужна была большая выдержка, и он попросил, чтобы я встала на четвереньки и послужила штативом. Я проявила выдержку, и Луна получилась замечательная, по Гоголю.
Потом мы сидели на куче одеял и вслух мечтали, какой бизнес можно устроить на этих гектарах под Полтавой близ Диканьки. Я предложила:
- А постройте аттракцион «Вий». Запускают клиента вечером в церковь, а выпускают с криком первых петухов. Он выходит, весь седой - платит вам две штуки баксов и говорит: «спасибо, что я жив».
Сказала, и запнулась.

Наблюдение: муж и жена - одна сатана…



…Когда я засыпаю у стены, уткнувшись коленкой в книжный стеллаж, вдыхая запах библиотеки, собранной моим первым мужем, я знаю: что-то происходит. И завидую лошади по имени Рулетка, которая бегает себе по кругу и ничего не знает про Экклезиаста, повторявшего: всё возвращается на круги своя… Или мои спелёнутые мозг и сердце стали уже настолько малы, что неспособны понять вот это Наблюдение: Библия - это же не женский сонник. Не нужно от кого-то уходить и к кому-то возвращаться. Нет, может, и нужно, но дело не в этом. Экклезиаст обращался к человеческой душе, ободряя наше возвращение к самим себе - не эгоистическое возвращение, а через какой-то вселенский, очень правильный закон, называемый богом.

Наблюдение: Утро вечера мудренее.

И я начинаю проваливаться в сон, словно именно так и происходит возвращение на круги своя. Сначала я представляю, будто я лошадь Рулетка, и наверняка, по своей обыкновенности, дрыгаю во сне ногой, словно это не нога, а крыло.
Но потом я превращаюсь в шарик, маленький безвольный металлический шарик на раскрученном круге рулетки. Шарик прыгает, перекатываясь с цифры на цифру, подчиняясь механическому ходу какой-то неподвластной мне адской машины. Заклинатель Лошадей всегда знает, в какой момент выдохнется, покорившись, его лошадь.
…В комнате сильно накурено. Рулетка крутится все медленнее и медленнее, для удовольствия посетителей издавая электронное ржание. Слышится смех. И вот уже я могу разглядеть склоненные над кругом лица.
…Я вижу, что он тоскует. И, даже кажется, что его большой волевой рот становится меньше, в своей скорбной напряженности. Но все же он не отказался от привычки надеть сегодня свою любимую красную рубашку. Заклинатель Лошадей смотрит - и вдруг узнаёт меня. Но уже ничего не поделаешь.

Наблюдение: перевалившись через последнее ребро, шарик останавливается...


* Книга мастеров Высокой Школы.