Художник А. Бёклин. Незамеченный гений XIX века

Койфман Валерий
«Остров мертвых» Бёклина, первая версия, 1880.

В России на рубеже XIX-XX веков Бёклин  был, пожалуй, самым знаменитым зарубежным художником.
Кто только в России не упоминал его имя!
«В живописи, — признавался писатель Л. Андреев, — люблю больше всего Бёклина». 
Когда В. Серов писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски»,  а М. Волошин рассуждал в о «тонких бёклиновских проникновениях», или, когда у В. Маяковского в поэме «Про это» звучало: «Со стенки на город разросшийся Бёклин /Москвой расставил «Остров мертвых» - авторы не сомневались, что будут поняты всеми.

Швейцарский живописец Арнольд Бёклин был одним из самых ярких мастеров XIX века. Романтик и символист одновременно, он воспринимал современность сквозь призму классического наследия.
В европейской культурной жизни не было другого художника, вызвавшего поначалу столько непонимания и раздражения, затем буквально всеми обожествленного, а вскоре  после смерти почти мгновенно преданного забвению.

Сегодня, интерес к личности и творчеству Бёклина вновь велик.
Ряд знаменитых музеев Европы (Кунстмузеум в Базеле, парижский Орсе, мюнхенская Пинакотека) к 100-летию смерти художника устроили большие ретроспективные выставки, которые имели огромный успех и даже стали поводом для пересмотра места А. Бёклина в истории искусства. Одна из статей о нем называлась тогда «Незамеченный гений».

Родился Арнольд Бёклин в Базеле 16 октября 1827 года. Его родителями были Христиан Бёклин, крупный торговец, и Урсула Липпе-Бёклин.
По линии матери Арнольд был потомком великого Ганса Гольбейна Младшего.
Отец скептически относился к обнаружившимся художественным талантам Арнольда, однако матери удалось склонить отца к решению в 1845 году отправить сына на учебу в дюссельдорфскую Академию художеств.
Юноша три года посещает класс пейзажной живописи и пишет множество картин в духе
К. Д. Фридриха («Ели во время грозы», «Горный водопад“ и т. д.).
По возвращении в Базель Арнольд проходит военную службу и продолжает заниматься живописью.
Весной 1850 года Арнольд отправляется через Женеву, Брюссель и Париж в Рим.
Путешествия вообще становятся судьбой художника. В поисках своего места в искусстве он проводит жизнь в беспрерывных разъездах.
При этом родная Швейцария привлекала Арнольда редко.
Италия покорила юношу навсегда. Здесь он живет семь лет, и этот итальянский период ознаменован значительными событиями в его искусстве и личной жизни.
В Италии художник женится на дочери стража Ватикана Анджеле Паскуччи, у них рождаются два сына – Фриц и Арнольд (всего у них будет более 10 детей).
Анджела станет на многие годы персонажем женских портретов художника.
Любил писать он и детские портреты.

В Италии Бёклин создает свои первые мифологические картины.
В них переплелись его впечатления от красочного, величавого итальянского пейзажа и восхищение перед античностью. Интересно, что Бёклин не подписывал своих полотен и предпочитал не давать им названий, их сочиняли чаще всего уже сами торговцы или галереи.
С 1859 года А. Бёклин с семьей поселяется в Мюнхене и становится весьма популярным художником. Крупные меценаты и коллекционеры, в том числе граф Адольф фон Шак (его имя теперь носит одна из известных мюнхенских галерей), начинают активно покупать работы швейцарца.
В 1860 году Бёклина приглашают на должность профессора в Художественную школу
в Вей¬маре. Здесь он создает в духе немецких романтиков, любивших сопоставлять характеры и темпераменты, замечательные двойные портреты своих друзей.

В 1862 году художник возвращается в Италию. В его творчестве появляется тема Пана и кентавров, олицетворяющих силу природы («Пан, пугающий пастуха», «Борьба кентавров», «Кентавр у воды»). Затем появляются полотна с наядами, нереидами, сиренами и тритонами, связанные с мифологией морской стихии («Игра наяд», «Тритон и нереида», «Морская идиллия»).
Все эти картины Бёклин пишет с едва различимой гранью реальности и вымысла, передавая в них наслаждение жизнью, силу страсти или, наоборот, состояние тоски, одиночества.
В 1864 году художник создает по заказу графа фон Шака знаменитую картину «Вилла у моря».
Всего художник исполнит пять ее вариантов. Бёклин вообще часто повторял свои любимые сюжеты. Но он никогда не занимался простыми повторами, а создавал варианты, которые, как правило, оказывались лучше предыдущих.
В «Вилле у моря» природа властвует над жизнью человека. Отдельные фигурки людей  на фо¬не моря и великолепной таинствен¬ной виллы в окружении темных кипарисов олицетворяют одиночество и предвещают трагедию.
В эти времена в искусстве Европы набирали силу два противоположных направления: импрессионизм, связанный с желанием приблизиться к правдивой передаче природы, и символизм — с уходом в мир вымышленных грез. А. Бёклин был близок к символистам.
В отличие от импрессионистов, воспевавших красоту мгновения: цветущие поля, завтрак на траве, девичью улыбку, купание на Сене,  швейцарца влекло то, что скрывалось за деревьями, холмами, в воде: Пан, кентавры, тритоны и то, чем могла обернуться опасная улыбка красавицы-нимфы.
В связи с эпидемией холеры в Мюнхене, начавшейся еще в 1873 году, Бёклин с семьей выезжает в 1874 году во Флоренцию.

Здесь в 1880 году Бёклин создает «Остров мертвых», свое самое известное и загадочное полотно, ставшее иконой символизма. Таинственный остров с входом, напоминающим ворота кладбища, словно вырастает из темной глади морской воды. Композиция полотна строго продумана: ритмичным вертикалям кипарисов и мраморных скал с узкими пещерами противопоставлена горизонталь моря. Лодка с гребцом и закутанной в белое фигурой медленно приближается к острову.
Возможно, картина восходит к античной традиции, описанной другом Ницше филологом Э. Роде: любимцев богов и героев хоронят на островах, а массам достается подземное царство. Одно бесспорно - «Остров мертвых» это поэтическое размышление об историческом ходе времени, его скоротечности, об одиночестве человека в мире.
Было создано пять вариантов «Острова мертвых», отличающихся друг от друга  деталями в композиции и по цветовой гамме, до наших дней сохранилось четыре, которые ныне находятся в Базеле, Нью-Йорке, Берлине и Лейпциге.
Немецкий  художник Макс Клингер в начале XX века исполнил по картине «Остров мертвых» знаменитую гравюру, которая сделала этот сюжет Бёклина всемирно известным.
После фантастического успеха у современников “Острова мертвых” в бессмертии творчества Бёклина, казалось, никто уже и не сомневался.
Два самых известных поздних полотна Арнольда Бёклина – «Война» (1896) и «Чума» (1898) - словно предвосхитили бурную и драматичную историю XX столетия. Тема смерти в них обретает поистине драматическое звучание.
Образы апокалипсических всадников в картине «Война» восходят к гравюре Дюрера.
Они мчатся над городом с намерением косить свои жертвы огромной косой.
В другой картине как ужасное видение возникает образ Чумы, восседающей на крылатом драконе. Дарование художника, всегда умевшего эффектно соединять вымысел и реальность, раскрылось в этих картинах с новой силой.

К теме смерти художник впервые обратился еще в 1870-ые годы, когда в Мюнхене был написан знаменитый «Автопортрет со скрипкой смерти» (1872).
Символика картины понятна сразу. Сорокапятилетний художник с кистью в руках прислушивается к мелодии, которую скелет, стоящий за его спиной, наигрывает на единственной струне скрипки. Жизнь художника держится на этой натянутой струне.
От ударов смычка, струна может порваться в любой момент, а вместе с ней оборвется и его жизнь.
После инфаркта миокарда в 1892 году Арнольд Бёклин практически безвыездно жил на своей вилле в Сан Доменико недалеко от Флоренции.
Здесь же 16 января 1901 года, будучи в зените славы, художник умирает.

Бёклин был мастером XIX столетия, он чутко выразил важные тенденции в искусстве своей эпохи и  как яркий и талантливый художник предвосхитил истоки многих направлений XX столетия, развивавшихся параллельно с импрессионизмом.
Произведения Бёклина оказали значительное влияние на  символистов, экспрессионистов, метафизиков, сюрреалистов, на мастеров модерна. Именно художники-сюрреалисты М. Эрнст и С. Дали в 1920-е годы заново открыли Бёклина.
Скорее всего, те идеалы, которые вкладывал в свои образы Бёклин, выглядят сегодня совершенно не актуальными.
Но в искусстве художника обнаружились с годами его искреннее восхищение перед силами природы  и та притягивающая сила таланта, что позволяют его полотнам продолжать трогать сердца миллионов зрителей.
И, наверное, пророчески звучит строка из Горация, выгравированная на могильном памятнике Бёклину: «Non omnis moriar» – «Нет, весь я не умру…».

Картины художника можно посмотреть на сайтах   
https://gallerix.ru/storeroom/1528058901/

https://www.wikiart.org/ru/arnold-byoklin