Старые фотографии

Алевтина Крепинская
У Веры Семеновны умер муж. Хорошая это была пара. Глядя на них, можно было не сомневаться: любовь на свете есть! Поженились они сразу после войны, когда Алексей Викторович вернулся с фронта. Для Верочки Семеновны это был первый брак, для ее мужа – второй. Первая жена не дождалась его и незадолго до окончания войны вышла замуж, зарегистрировав брак, не оформив развода. Может быть, тогда это можно было сделать, шла война, и с документами была неразбериха.  А может быть, дело в ее новом муже, уж слишком важной особой он был в области. Тем не менее, Верочка Семеновна и Алексей Викторович свой брак зарегистрировать не могли. Возможно, это Веру Семеновну и волновало, но она никогда не жаловалась и, тем более, не упрекала мужа. «Да вы проживите так, расписанными, как мы без росписи!» - говорила она, когда ее донимали вопросами.

Алексей Викторович военный летчик, майор, но в то время, когда я с ними познакомилась, он уже работал  на комбайновом заводе, заведовал парткабинетом. Все, кто его знал, считали его светлым человеком. Такой же была и Вера Семеновна. А как красиво они выглядели, когда гуляли в сквере!  Высокий, подтянутый, красивый Алексей Викторович бережно держал под руку внешне ни чем не привлекательную супругу. «Штирлиц» - называли его в училище, где работала Вера Семеновна, и удивлялись,  за что он полюбил ее? И тут же сами и отвечали: Есть за что!

Детей у них не было, но с ними до совершеннолетия почти всегда жил сын  Алексея Викторовича от первого брака, и став взрослым, навещал их, как родных. Кроме того, эта пара воспитала еще и племянницу Веры Семеновны, Тоню. А сколько другим помогали?! И мне, в том числе.

Было у Алексея Викторовича увлечение. Он делал фотографии. И их у них было великое множество!

Им было по 73 года, когда  Алексей Викторович умер. Никогда ни на что не жаловался, и, вдруг сильно заболел. Очень быстро изменился, сгорбился и превратился в старика. Больно было смотреть.

Вера Семеновна тяжело пережила смерть близкого человека. Она никак не думала, что помогающий ей  справляться с ее различными болезнями, супруг, умрет раньше ее.

Как-то захожу к ней, и вижу такую картину: Вера Семеновна сидит на диване, стоящий рядом журнальный столик завален фотоальбомами, и она достает фотографии и рвет их.

- Зачем вы это делаете? – спрашиваю.
- А кому они нужны? Я долго не протяну, а они останутся. Что с ними будет?
- Почему вы решили, что фотографии никому не будут нужны? У вас есть сын, есть племянница, я тоже хотела бы иметь ваши фотографии. Не рвите, Вера Семеновна! – прошу ее.

Она продолжала рвать, и я забрала все альбомы у нее, и унесла домой. Прошло  года полтора, я заходила к ней, но о фотографиях никогда мы не говорили. Вдруг, она звонит и просит вернуть их ей.
- Я хоть вспоминать буду, - говорит, - хорошо, что вы не дали мне их порвать.

Фотографии вернула, оставив с ее разрешения несколько.

Прожила Вера Семеновна без Алексея Викторовича семь лет. Квартиру приватизировала и оформила дарственную на Тоню, племянницу. Сама Тоня жила далеко от нашего города и переезжать не собиралась. Забрала наиболее ценные  вещи,  сдала квартиру молодой супружеской паре, и уехала.

Однажды зимой был сильный ветер, на улице было неприятно находиться, а  я шла к трамвайной остановке.  Решила сократить дорогу, и пошла через двор дома, где жили Вера Семеновна и Алексей Викторович. И, о ужас! Всегда чистый, ухоженный двор был покрыт обрывками фотографий! Ветер гонял их из стороны в сторону. Мне можно было бы и не смотреть, я сразу догадалась, что это за фотографии. Все же поднимаю несколько обрывков. На меня смотрит улыбающаяся, счастливая Верочка Семеновна, а на ее плече рука оторванного Алексея Викторовича…

Сбегаю на третий этаж, звоню в знакомую квартиру, слышу до боли знакомую мелодию звонка. Дверь открывается, и на пороге появляется молодая женщина.  Не успеваю, что либо сказать, она обращает внимание, что я держу в руках фотографии, и говорит:
- Ой, извините, пожалуйста! Я не думала, что ветер их по всему двору разнесет! Я сейчас пойду и все подмету, не волнуйтесь.
- А еще фотографии остались? – спрашиваю.
Из-за ее спины показывается молодой мужчина.
- Нет! – говорит он, - больше не будет фотографий. Я все достал и порвал. Но, вы не волнуйтесь, мы все соберем, во дворе будет чисто.

Ничего не сказала им. А что говорить? Ведь они даже не поняли, зачем я пришла. И вряд ли им понять, ЧТО они сделали.

На фотографии Вера Семёновна Виноградова и Алексей Викторович Шевченко, примерно 1985 год