Обмануть слепого

Арчил Манджгаладзе
    В юности я неплохо играл в шахматы. Однажды в пионерский лагерь,  где я проводил летние каникулы,  пришли гости с соседнего пансионата, который принадлежал
 Обществу слепых, пришли со своими шахматами, чтобы сразиться с нашей сборной. Доски у них были самые заурядные,  и отличались от обычных только чуть приподнятыми (на 1-2 мм)  чёрными полями с дырками посередине.
   Мне было доверено защищать честь лагеря на первой доске. Мой соперник, чемпион пансионата для слепых, высокий, сутуловатый мужчина лет 50-и, в светонепроницаемых зеркальных очках, играл белыми. Пожертвовав  качество,  но так и не добившись перевеса, он предложил  ничью. Я отказался. Это была моя первая ошибка. А вторая, и роковая,  состояла в том, что я решил обмануть слепого. Перескочив ладьёй через белую пешку,  я объявил  шах незрячему сопернику.
  - Поставь ладью на место, - спокойно сказал мне слепой.
  -Я и поставил на место, - отвечаю с полной уверенностью,что противник не заметит обмана.
  -Поставь на место, я сказал, - строго повторил слепой; затем, сняв светонепроницаемые очки с носа и глядя мне в лицо глубокими тёмными  впадинами (в которых "отразилась бездна",как заключил я впоследствии, прочитав Ницше), добавил :
  - Ты думаешь, я ничего не вижу, и сможешь меня обмануть? Посмотри мне в глаза, пионЭр, посмотри: Я ВСЁ ВИЖУ!
   Я с ужасом смотрел в его бездонные чёрные глазницы,как-бы гипнотизирующие меня исходящей от них пугающей потусторонней силой, и чувствовал, как шевелятся волосы  на моей голове.
   Ту партию я проиграл. Проиграл с треском, как и две последующие.
     С тех пор я никого не обманывал.
     В шахматах...