***

Юрий Примаков
                КТО ОН?

В 2006 году на вопрос о том, кто был самый выдающийся правитель в ХХ веке,  28% опрошенных отвечает «Сталин». Именно его портреты носят на демонстрациях. Не Ленина, Троцкого, Хрущева или Горбачева, а именно Сталина, несмотря на все разоблачения его преступлений. Самые захватывающие и наиболее читаемые книги и кинофильмы о событиях ХХ века посвящены именно  генералиссимусу.  Естественно попытаться наметить круг вопросов, которые позволили бы кое-что уточнить.
1. Почему, работая в подполье и совершая теракты, Сталин при не очень богатырском здоровье, легко убегал из ссылки и безнаказанно жил годами в столице, переполненной сыщиками и жандармами? Кто и почему его берег? Как можно было не найти бежавшего преступника с таким обилием примет? Почему после поимки ему назначали весьма мягкое наказание?
2. Почему во время Октябрьской революции он играл более чем скромную роль, впоследствии претендуя на роль самого главного вождя?
3. Почему в годы гражданской войны он яростно боролся против превращения вооруженных сил советской власти в регулярную армию и уничтожал опытных военных специалистов, служивших в РККА?
4. Почему он так бесцеремонно обращался с больным Лени-ным и его женой? Тем более что это происходило в очень трудный для страны  период, а Ленин пытался исправить многие ошибки партии?
5. Почему он после смерти Ленина потратил столько сил на разжигание интриг, споров и  ссор между руководителями партии? Стравливал между собой и настраивал против Троцкого в то время, когда для решения сложнейших задач переустройства страны требовалась сплоченная и дружная работа?
6. Почему вместо вдумчивого решения сложной проблемы переустройства крестьянского хозяйства в стране с огромным разнообразием укладов и способов производства, провели на-сильственную коллективизацию по единому шаблону с ликвида-цией и ссылкой наиболее умелых и инициативных работников? Если это были естественные ошибки  при эксперименте, почему до его смерти крестьяне были лишены права на передвижение?
7. Почему с начала тридцатых годов началась непрерывная война против специалистов во всех областях знания? Ведь хорошо подготовленных работников в России в начале ХХ века было очень немного, а в бывших колониях империи  и того меньше?
8. Почему вкладывание всех средств, очень бедной страны в армию, и в промышленность, сопровождалось непрерывной лик-видацией опытных военных кадров -  в 1930 г. офицеров и гене-ралов царской армии, служивших в РККА, в 1937 командиров РККА, затем во время финской войны и ВОВ?
9. Почему расстреляли создателей реактивных минометов и танка «Т-34», посадили в лагеря и «шарашки» сотни крупнейших конструкторов военной техники в преддверии войны?
10. Почему, несмотря на регулярные сообщения о ходе вос-становления военной мощи Германии, на территории СССР гото-вились кадры рейхсвера, а информация командированных в Германию военных и разведчиков не принималась в расчет? На словах грозили фашистам, а на деле их укрепляли.
11. Почему в начале тридцатых годов Коминтерн и советская пропаганда вели яростную борьбу против всех политических партий и организаций Германии, не согласных безоговорочно с управляемой из Кремля компартией Германии, несмотря на то, что это делало невозможным создание единого фронта против фашизма? Почему даже после прихода Гитлера к власти, мы продолжали сотрудничество с Германией в самых разных областях?
12. Почему в 1937 году, в преддверии войны, приступили к ликвидации военных специалистов и конструкторов, разведчиков и контрразведчиков, работников Коминтерна, связанных с зарубежным подпольем?
13. Почему после начала второй мировой войны были расстреляны десятки тысяч пленных польских офицеров, готовых бороться с фашизмом? Почему были репрессированы десятки тысяч жителей, присоединенных к СССР западных областей накануне войны?  Это существенно ослабило тылы Красной Армии.
 14. Почему перед войной, о которой непрерывно говорили руководители СССР, были расстреляны подготовленные для пар-тизанской борьбы специалисты, разрушены партизанские базы, а одним из первых приказов в 1941 году был приказ о сдаче всего оружия и радиоприемников в милицию?
15. Почему, несмотря на концентрацию немецких войск на западной границе, постоянные облеты нашей территории немецкими самолетами с 1940 года, предупреждения западных политиков, перебежчиков, разведчиков не были предприняты  никакие меры для обороны страны? Командиры не имели инструкций, не было плана отражения возможного удара неприятеля с учетом двух лет войны немецкой армии на западе, не привели в порядок оборонительные линии. Что мешало это сделать?
16. Почему не были разработаны инструкции для авиации, не были подготовлены запасные аэродромы, не производилась ответная разведка вражеской территории? Почему не была приведена в боевую готовность хотя бы часть танковых  соединений?
17. Почему не устанавливали связь с отходившими войсками, не пытались спасти людей -  как это делали англичане в Дюнкерке?
18. Почему не снабжали продовольствием  партизан, застав-ляли их нападать на население, уничтожать продовольствие и уменьшать поддержку народа?
19. Почему в ходе войны очень мало внимания уделялось сбережению людей, уменьшению потерь?
20. Почему сразу после войны началась политическая кампания против всех союзников – США, Англии,  Франции, Югославии? Кому было  нужно  восстановить «вражеское окружение»?
21. Почему сразу после войны началась кампания против Вавилова, борьба против морганизма-вейсманизма, генетики, ликвидация ценных коллекций растений? Почему нужно было разоренную войной страну обрекать на голод?
22. Почему в нарушение всех международных традиций и обычаев, освобожденные военнопленные отправлялись в Сибирь, в лагеря, а тех, кто оказался на оккупированной территории, ограничивали в правах?
23. Почему в послевоенной стране с множеством инвалидов начали кампанию борьбы с врачами?
24. Почему была начата антисемитская кампания после того заметного участия в борьбе против фашизма, которое приняли евреи, в том числе и в СССР?
25. Почему была начата кампания против преклонения перед «иностранщиной» в стране, остро нуждавшейся в освоении новых технологий, в том числе компьютерных?
26. Почему «специалист по национальным проблемам» озлобил против русских репрессированные народы, всех, кто подвергся дискриминации и унижениям по национальным признакам, по месту жительства?
Кем же был этот  генералиссимус, который успел забить в будущее страны столько разрушающих клиньев? Может быть, новый вариант Конрада Валленрода, которого описал когда-то друг Пушкина Адам Мицкевич? Конрад Валленрод, мстя за свой род, проник в ряды крестоносцев, стал магистром ордена и вел войны так, что орден был обречен на гибель. А, может быть, Сталин, хорошо зная русскую историю, решил продолжить традиции самодержавия – человек используется государем и государевой машиной до тех пор, пока он нужен, а потом его выбрасывают на помойку или в переплавку как отработанный ненужный винтик. Не зря он сравнил советских людей с винтиками. Не оговорился. С человеком нельзя делать что угодно, с железкой можно. Трудное нынешнее положение России и всех стран бывшего СССР – прямое следствие преступлений Сталина и его сообщников, для которых судьбы людей и условия их жизни, будущее людей и народов не имели значения. Поиски врагов вместо работы по переустройству всей промышленности и экономики страны, мечты о восстановлении империи вместо исправления ошибок прошлого, ставят  под угрозу будущее России, продолжают то, что начал Сталин. В то же время отказ от безусловных достижений  эпохи социализма – безусловное преступление перед народом, который очень дорогой ценой заплатил за преступления и ошибки руководителей страны в ХХ веке.   Нам необходима  разумная политика сбережения людей – в армии, на производстве, в науке и искусстве.  Если мы действительно хотим сохранить эту страну.               
Ю.В. Примаков             пятница, 23 июня 2006 г.