***

Юрий Примаков
                ЗАГОВОР ВОЕННЫХ
В последние годы историки и журналисты все чаще склоняются к мысли, что заговор военных в 1937 году все-таки существовал. Нет дыма без огня. Тухачевский был в душе Бонапартом и не мог не быть во главе заговорщиков, а стало быть, Сталин был прав, уничтожив предателей и шпионов.
При этом ссылаются на папку с документами, которую сформировал по заданию НКВД белый эмигрант генерал Скобелев, и которую хитрые немцы подбросили чехословацкой контрразведке. Кроме того, в своих мемуарах бывший сотрудник НКВД Орлов высказал предположение, что начальник НКВД  Украины Балицкий, узнав о том, что Сталин был агентом царской охранки, поделился этими сведениями с Якиром, а тот сразу связался с Тухачевским, и они тут же решили свергнуть Сталина.  Молотов, будучи на пенсии, случайно вспомнил, что именно в 1937 году Политбюро точно знало, как и когда заговорщики пойдут против властей.
Все эти версии дела Тухачевского в 1937 году имеют одно бесспор-ное достоинство. Они доказывают совершенно невероятное могущество наших органов, которыми и заговоры готовились, и заговорщики во время разоблачались, и запасы врагов пополнялись во время, по плану. Не понятно, почему организаторы этой изумительной работы Ягода и сменивший его потом Ежов были расстреляны Сталиным, которого они так своевременно спасали, но это не умаляет их подвигов. Подобное освещение победоносной борьбы Сталина и его окружения  против народов СССР и против советской армии оправдывает и ликвидацию комсостава накануне войны и огромные потери нашей страны в ходе второй мировой войны. Насколько состоятельны эти версии? Насколько они вероятны? Были ли заговоры вообще?
Все «участники заговора», безусловно, хорошо знали историю. Мой отец увлекался этим предметом с детства. Они не могли не знать, что с древних времен существуют незыблемые правила, которые позволяют заговорщикам вербовать  сторонников и рассчитывать на успех заговора. В монархических странах заговоры целесообразны, если:
1. Есть бесспорная кандидатура законного престолонаследника.
2. Есть вооруженная сила, на которую можно опереться.
3. Есть возможность быстро подготовить заговор и осуществить, используя постоянные контакты между заговорщиками.
4. Есть уверенность, что народ поддержит заговорщиков, одобрит их цели и результат их действий.
5. Соседние   государства признают легитимность нового правителя, и положение страны упрочится.
Только при наличии этих условий заговор имеет смысл, а заго-ворщики
могут рассчитывать на успех. Были ли соблюдены эти условия в 1937 году, когда  Тухачевский якобы замышлял государственный переворот? Способствовала ли обстановка в стране и в мире успеху заговора?
        После Октябрьской революции в России была провозглашена республика, но уже в 1918 году в газетах, отмечая первую годовщину Октябрьской революции, писали, что Троцкий является вождем Октябрьской революции, а Ленин – вождь мировой революции. От вождя к самодержцу путь в стране с многовековыми традициями самодержавия не очень велик. Население СССР, не успев превратиться в граждан,  сравнительно легко приняло известие о том, что именно Сталин, который не блистал   ни в дни Октября, ни в годы гражданской войны является прямым наследником Ленина. Его правопреемником в качестве вождя. Кого могли противопоставить Сталину заговорщики в 1937 году в качестве  легитимного вождя? Троцкого? Но Троцкий был  дискредитирован многолетней пропагандой и непрерывными политическими  процессами, где его обвиняли во всех смертных грехах. Троцкий был республиканец по убеждениям и в самодержцы никак не годился. К тому же Троцкий жил в Мексике и регулярная связь с ним в то время была не возможна. Кто другой? Кто-нибудь из уцелевших после чисток и процессов старых большевиков? Убийство Кирова показало всем,  как  Сталин борется с малейшей угрозой своей власти.  Самим  залезть на  престол генсека? Повторить путь Наполеона Бонапарта? Но это было в другой стране и в другое время. Наполеон был военным и мог предложить французам  только войну, как образ жизни. Россия,  и ее жители к середине 30 годов были сыта войнами, а вражеское окружение не было мифом. Тухачевский и его товарищи не могли этого не знать.  Более того. Никто в мире не знал, как именно нужно строить совершенно новое  социалистическое государство, как организовать эффективную плановую экономику, как  решать сложные проблемы межнациональных отношений. Во имя решения этих проблем совершалась Октябрьская революция, велась гражданская война, народы СССР терпели лишения и бесправие во имя   светлого будущего.  Пресса  непрерывно утверждала, что Сталин – тот человек, который  знает, как построить новое государство.  Все партийные дискуссии  и разногласия кончались его победой.
Предполагалось, что любые другие решения были бы еще хуже.  Все достижения в стране связывались с результатами его руководства. В стране не было никого, кто бы мог, открыто выступить против него,  и предложить другой путь развития страны. Троцкий по-прежнему уповал на мировую революцию и подъем международного рабочего движения, на борьбу с новой правящей прослойкой – бюрократией. Капитализм преодолел последствия кризиса тридцатых годов, а борьба за влияние и власть среди верхушки левых и либеральных политиков раскалывали и ослабляли рабочее движение. В Европе укреплялись фашистские режимы.
Таким образом, у Сталина не было реальных конкурентов в середине тридцатых годов, не было кандидатов на роль вождя.
   Была ли у заговорщиков   вооруженная сила, возможность опереться  на силу оружия? На войска? Петра I, Елизавету Петровну, Екатерину II  посадили на престол гвардейцы, преданные своим командирам и верившие в то, что новые цари будут лучше  прежних правителей страны, и при этом  будут вполне законными.
Все заговоры осуществлялись в столицах, вооруженной силе заговор-щиков не противостояли серьезные вооруженные силы правящих царей. Нарушение этих, проверенных веками правил,  декабристами  привела к поражению восстания на Сенатской площади. Могли ли Тухачевский  и  его товарищи не знать эти азбучные истины? Нет. Знали и понимали, что по оснащенности и боеготовности войска НКВД в столице, вполне  сопоставимы с гарнизоном.
Об этом всегда помнили настоящие заговорщики десятки лет спустя, когда арестовывали Берия, смещали Хрущева и Горбачева. Еще со времен Рима было известно, что без преторианцев не может быть успешного заговора.
Могли ли Тухачевский, Уборевич, Якир (Примаков, Путно, Эйдеман, Корк были уже арестованы)  собрать незаметно столичные войска и повести их на Кремль? Нет.  Якир был в Киеве, Уборевич в Минске, а Тухачевский непосредственно войсками в Москве не командовал, в его прямом распоряжении не было ни одной дивизии. У заговорщиков не было войск.
    Была ли у заговорщиков возможность поддерживать друг с другом регулярные контакты, обмениваться информацией и во время вносить необходимые коррективы в общий план действий до начала арестов в 1936 году? Нет. Тухачевский находился в Москве, Уборевич в Минске, Якир в Киеве, Примаков в Ленинграде. Если учесть, что тотальная слежка в стране велась за всеми руководящими работниками еще с начала тридцатых годов, то придется признать, что обвиняемые говорили на допросах правду, упоминая о своих редких и случайных контактах с «товарищами по заговору».  В таких условиях заниматься заговорами бессмысленно.
    Могли ли заговорщики предположить, что народ безоговорочно поддержит их действия и тем самым компенсирует нехватку военной силы, отсутствие связи и четкой программы действий после  восстания? Нет.
    Главная проблема, которая стояла  в то время перед всей страной – как строить тот самый правильный социализм, во имя которого было принесено столько жертв? Сталин  утверждал, что именно он прямой наследник Ленина и ему ведомо, как это нужно делать. Во всех неудачах виноваты уклонисты, колеблющиеся, вредители, троцкисты и пр. Такие объяснения в стране с твердыми вековыми монархическими традициями, когда только государь знал что и как нужно делать, что есть свет, а что мрак устраивали многих и многим были удобны. За все отвечает правитель. За короткий срок, в СССР произошли большие перемены – была ликвидирована неграмотность огромного большинства населения страны, медицина и образование стали бесплатными, безработица (в том числе за счет ссылки и лагерей) уменьшилась. Появились новые заводы и города, в небе летали советские самолеты, по дорогам ездили советские автомобили. Успехи были налицо.
   Что могли бы этому противопоставить  заговорщики, которые сами настаивали на дальнейшей механизации РККА, на укреплении границ, на повышении уровня подготовки бойцов и командиров? Могли ли они разработать какой-то новый план развития страны, не имея связи с  социологами, экономистами, научными центрами в различных областях хозяйства? Нет.
Что они могли противопоставить гигантскому пропагандистскому аппарату, который контролировали верные Сталину люди? Ничего. Значит, у них не было шансов привлечь на свою сторону в короткие сроки большинство населения и этим обеспечить успех восстания. В случае восстания и осуществления заговора новая затяжная гражданская война была бы неизбежна.
   Какие последствия имел бы успех заговора для международного  статуса СССР?   Появились бы новые союзники и новые  партнеры? Нет. Наличие именно в СССР Коминтерна, Профинтерна, КИМ' а обеспечивало постоян-ную напряженность в отношениях  с капиталистическими странами, а частые декларации о поддержке революционных движений и партий не улучшали дела. Все контакты с развитыми странами Запада определялись только экономическими интересами. Союз о взаимопомощи  в случае войны был только с Монголией.  Военный переворот в СССР,  после удачного переворота Франко в Испании, существенно ухудшил бы политический климат и оттолкнул бы от СССР либеральную общественность и левые партии. Усилилась бы агрессивность оси Рим – Берлин - Токио.
    Если учесть, что все участники заговора обвинялись в шпионаже и вредительстве, в покушении на жизнь вождя и  его друзей, но не в идиотизме, то приходится признать, что в 1937 году никакого заговора военных под руководством Тухачевского не было и быть не могло. В своих спорах о реорганизации армии, командиры РККА предполагали, что лучше было бы заменить Ворошилова Якиром. Якир был старым коммунистом и был им ближе по духу. Никто никогда не предлагал кандидатуру Тухачевского. Процесс 1937 года был просто одним из эпизодов борьбы товарища Сталина с советской армией. Эта борьбы началась под Царицыным в 1919 году  с ликвидации необходимых для молодой Красной Армии военных специалистов.  Кончилась  эта борьба только в  1953 году, когда великий генералиссимус умер, и не  смог добить ветеранов ВОВ, помнивших слишком хорошо, как   воевала,  и как погибала обезглавленная перед войной  армия. 
      Чем были вызваны непрерывные  операции Сталина против армии, против всех  производительных и творческих сил страны?  После Октябрьской революции в руки правящей партии большевиков попала страна, совершенно не подходившая под те схемы исторического развития, которые использовали в середине ХIX  Маркс и Энгельс. Не было никаких заранее разработанных планов и схем решения  сложнейших проблем модернизации  многонациональной страны с неграмотным населением, слабой промышленностью и полным отсутствием  привычных для запада демократических традиций и навыков. Руководителям нового государства пришлось импровизировать в условиях  продолжавшейся войны и иностранной интервенции. Троцкий возглавил всю систему обороны страны. Если в первые месяцы после победы Октябрьской революции, в печати еще продолжалась дискуссия о том, какой должна быть армия, то к началу 18 года стало ясно, что времени для обсуждения  больше нет. Троцкий понял, что ни  «вооруженный народ» (красногвардейские отряды), ни швейцарская милиционная армия не способны противостоять регулярной армии неприятеля. Поэтому с первых же дней своей работы  Главвоенмором он привлек к созданию армии офицеров и генералов бывшей царской армии. Именно эти профессионалы (подавляющее большинство Генштаба русской армии было у красных)  обеспечили быстрое создание новой регулярной армии, которая воевала и училась по традиционным русским уставам, широко используя инициативу и новые разработки молодых командиров. Именно эта армия получила новую технику, которую предлагали и внедряли в производство  молодые командиры, осмыслившие опыт маневренной гражданской войны. В этой армии страна  смогла использовать огромные массы народов бывшей российской империи, раньше в армии не служивших (народы Азии, севера России и пр.).  Однако такая армия была эффективна только в условиях республики, когда каждый гражданин является защитником своей страны.  Сталин был монархистом по натуре, и ему такая армия была не нужна. Сталину была нужна  другая армия, армия, воспитанная на традициях старого русского монархического патриотизма, когда именно суверен, государь является выразителем всех народных чаяний и надежд. Работа по идеологической обработке населения началась сразу после  событий 1937 года. Князья и цари должны были  стать народными героями.
И Сталин должен был занять свое место в этом ряду. Главное место.
     У него уже были  высшие командные посты. В свое время Ленин допустил колоссальную ошибку, предположив, что именно Сталин может решить проблему межнациональных отношений в одной из самых многонациональных стран  мира. Ссылка неугодных народов, государственный антисемитизм, преследование всех попыток утвердить национальную самобытность, в конце концов, привели к распаду СССР. В тридцатые годы  нужно было добавить к политической власти военную славу. За годы гражданской войны Сталин не провел ни одной военной операции, которая принесла бы ему славу военного организатора и командира, а именно военная слава очень высоко ценилась в стране, где только в гражданской войне были одержаны бесспорные победы за многие десятилетия  поражений России  в войнах.
     Эту славу нужно было добыть и присвоить себе. Она была очень нужна для укрепления авторитета вождя народа. После смерти Фрунзе и дискредитации и изгнания Троцкого, создавшего РККА,  задача упростилась. Ворошилов помог ему, написал лживую статью «Сталин и Красная Армия», стал наркомом обороны, маршалом  не имея ни военного опыта, ни нужной военной подготовки.  Послушные историки перекраивали историю  новой страны.
      Постепенно Сталин получил титулы величайшего строителя новой страны (все стройки назывались сталинскими), величайшего философа и ученого, прямого продолжателя Маркса, Энгельса, Ленина, специалиста и корифея в
области языкознания и  генетики. Но все это были пустяки по сравнению с воинской славой. Ликвидация оппозиции в партии позволила Сталину пре-вратить партию республиканцев в партию верноподданных. Восстановление неформального самодержавия шло вполне успешно, однако уже в начале тридцатых начали сказываться недоработки и провалы и в области планирования и во внешней политике. Убийство Кирова, который получил больше голосов на XVII партсъезде, чем Сталин не могло гарантировать незыблемости власти. Нужен был постоянный страх.  Все население СССР должно было ежедневно помнить, кому оно обязано тем, что все еще живо. Ликвидация комсостава в преддверии новой мировой войны, конструкторов и изобретателей, миллионов крестьян и квалифицированных рабочих показали всем, что нет тех жертв, которые Сталин не принес бы во имя своего личного могущества. Когда вспоминают о процессе военных, перечисляют имена только казненных или застрелившихся  высших командиров РККА – Тухачевского, Гамарника,  Блюхера, Уборевича. А что было с командирами полков и бригад? С теми, кто не был расстрелян официально? Те, кто не попал в лагерь, были сосланы и потому не смогли принять участие в войне. Так было с командиром бригады тяжелых танков И.В. Дубинским, которого после  лагеря послали в колхоз работать трактористом, разведчик и специалист по Китаю и Японии П.В. Колосов после лагеря оказался в ссылке на Алтае. Армия и страна на долгие годы была лишена   тысяч умелых и нужных людей. Если учесть, что подозреваемым и ссыльным мог стать любой, служивший в армии, созданной Л.Д. Троцким и служивший под командованием тех, кто был в 37 казнен или сослан, то легко себе представить число командиров, разведчиков и специалистов, которые не смогли участвовать в ВОВ.
     Сталину не нужны были самостоятельно думающие и действующие люди. Их терпели только до того времени, пока обстановка не позволяла их заменить более послушными и покорными. Не случайно, в первые дни войны, был отдан приказ о сдаче всего оружия и радиоприемников в милицию. Немецкие войска могли не бояться советских партизан. Население было обезоружено, а партизанские базы, созданные по инициативе Якира и Уборевича вдоль западной границы, были ликвидированы вместе с уже подготовленными кадрами диверсантов и радистов. Борьба с армией продолжалась во время финской войны, во время ВОВ, когда победа покупалась ценой огромных жертв, а неугодных командиров продолжали казнить. Эта война не кончилась и в послевоенные годы, когда вчерашних героев и победителей  ссылали в отдаленные округа, измученных военнопленных увозили из немецких лагерей в советские, а те, кто оказался на «временно оккупированной территории» надолго становились изгоями. Страх, посеянный в тридцатые годы, сковывал инициативу миллионам людей, ибо действия правителя были непредсказуемы. Именно эта боязнь инициативы и новых идей стала одной из причин гибели СССР.  Замечательный патриот и воин И.Г.  Старинов пророчески мне как-то сказал: «Мы еще долго будем подрываться на сталинских минах».  Эти слова  касались и экономики страны и судьбы армии и всей страны. Ликвидация республики трудящихся началась с превращения  генсека Сталина в самодержца и амбициозного тирана. Остальное доделали его наследники и воспитанники. Военные структуры капиталистических стран потеряли своего главного врага, а заодно и часть финансирования после распада СССР.
          История создания вооруженных сил, после Октябрьской революции, их действия  в ходе гражданской страны, история реорганизации армии, ее перевооружения и  истребления правителями страны перед войной,  и во время войны – не только одна из трагических страниц нашей истории. Это одна из самых трагических страниц всей  МИРОВОЙ ИСТОРИИ, ИБО ИМЕННО ЭТИ ДЕЙСТВИЯ СТАЛИНА УСКОРИЛИ НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, СДЕЛАЛИ  ЕЕ НЕИЗБЕЖНОЙ. Заменять подлинную историю подновленными мифами – бессмысленно. Сегодня мир стал более открытым и правда о том, что именно и почему происходило в ХХ веке, давно стала доступна для жителей земли. Необходимо научиться разумно  использовать весь исторический опыт, накопленный в мире и в том числе в России,  запомнить, что наши проблемы не будет решать ни Бог, ни царь и ни герой.  В республике должны жить граждане, а не верноподданные, переложившие всю ответ-ственность за происходящее в стране  только на правителя. Это уже было и при царях, которые сделали неизбежными серию революций, и  в 1937 году. За это  пришлось заплатить дорогой ценой. Потери СССР во второй мировой войне в 40 раз больше, чем потери Англии, Франции и США. И это в первую очередь результат Сталинских репрессий и безжалостного отношения к людям. Сталин выиграл свою войну против армии и сам себя за это наградил чинами и орденами. Современные мифотворцы пытаются все свести к проблемам личности и рокового стечения обстоятельств.  Дело в тех закономерностях, которые были нарушены в начале ХХ века, и в нежелании и неспособности правителей страны  (России и СССР)  проделать необходимую работу, осмыслить то, что происходило в стране, что нужно  сделать для людей.
  Ю.В. Примаков   20 июня 2004 г.