37. Фетида

Книга Кентавриды
Когда Прометей получил избавление от цепей и терзаний, он открыл-таки Зевсу, что родить бога, который превзойдёт его в могуществе, из всех бессмертных способна только Фетида, дочь Нерея, воплощение женской сущности Океана, остававшаяся во все времена дивно прекрасной, но холодной, неуловимо изменчивой и порою опасной – и не могущей принадлежать никому и никогда. Собственно, это и заставляло Фетиду уклоняться от всех притязаний на её душу и плоть, и соблазнить её не удавалось даже Зевсу.

 
http://www.exposter.ru/sell.4891.html
(Вильям-Адольф Бугро. Волна)

Будь Прометей менее благородным, он мог бы уговорить Фетиду вступить в союз с ним самим. Но Прометей не хотел новой войны богов с титанами, опасаясь, что на сей раз может погибнуть весь мир со всеми столь дорогими его сердцу людишками (о да, и с кентаврами тоже!). Поэтому он до известного времени просто ничего не предпринимал, – хранил тайну, и всё.
И царь богов решил, что избегнуть опасности – очень просто.
Нужно выдать Фетиду замуж за смертного.
Тогда её сыном окажется всего лишь великий герой. Даже не бог.


Оставалось принудить к этому Фетиду.
Задача осложнялась тем, что Зевс, продолжавший опасаться неведомо чего или просто желавший отомстить неуступчивой красавице, нашёл ей довольно-таки незавидного жениха.
Это был царь Пелей, – между прочим, внук как Зевса (по отцу), так и Хирона (по матери). Эндеида, родительница Пелея, была, напомню, дочерью Харона и Харикло.
Казалось бы, подобные предки обязывали ко многому, однако Пелей вёл чрезвычайно бурную, скандальную и едва ли не преступную жизнь. Его неоднократно изгоняли как из дома, так и из других мест, где он появлялся; на нём было несколько убийств (в том числе умышленное – сводного брата Фока, и случайное – тестя); он был дважды женат, но не брезговал и связями с лицам своего пола, как с богами (трудолюбивый, но уродливый Гефест), так и с людьми… 
Фетида, разумеется, восприняла подобное сватовство как тяжкое оскорбление и наотрез отказалась даже говорить об этом.
«Пусть сперва поймает меня!», -- запальчиво заявила она, совершенно не ожидая, что это удастся кому-либо из смертных. Ведь, как всякое водяное божество, она обладала блистательным способностями к мгновенным трансформациям.
Тут Зевс и подловил её на слове, заставив пообещать, что, если Пелей справится с этим непосильным заданием, то богиня согласится стать его супругой.

 Для этого требовалось застигнуть океаниду врасплох и немедленно овладеть ею, чтобы у неё не осталось иного выбора, кроме законного брака. Зевс подсказал Пелею, где именно Фетида обычно выходит на берег – поиграть в волнах прибоя и понежиться на песке в лучах рассветного или закатного солнца. Это нередко случалось как раз недалеко от горы Пелион, где Фетида могла повидаться со своей родственницей Харикло и её супругом Хироном.

Другим помощником Пелея был коварный морской бог Протей, раскрывший ничтожному смертному тайны возможных превращений богини (у Фетиды была излюбленная последовательность трансфигураций – вероятно, в той последовательности, которая лично ей казалась удобнее). Протей отличался крайне вредным и каверзным нравом, и с удовольствием творил богам и людям разные пакости. Возможно, он не питал к Фетиде никакой ненависти, а просто решил поставить гордячку на место, -- а может, он тоже входил в число отвергнутых ею навязчивых воздыхателей. 

Ходили слухи, будто кое-какие уловки подсказал своему внуку и Хирон, однако Пелей ведь мог выпытать у деда какие-то сведения, не объясняя, зачем они ему нужны. Он-то знал, что Хирону нравится учить молодёжь, и мог этой его слабостью воспользоваться.
Изображениям, на которых Хирон помогает Пелею удерживать Фетиду, я категорически отказываюсь верить. О неправдоподобии этой ситуации говорит хотя бы одна деталь: на одной из греческих ваз Хирон представлен с обычной охотничьей добычей на плече, что в данной ситуации совершенно нелепо, ведь Фетида сопротивлялась отчаянно, и держать её надо было очень крепко.

http://www.hellados.ru/pic.php?id=282
 

А кроме того, Фетида, напоминаю, тоже была родственницей Хирона – пусть очень дальней, по линии Филиры и Харикло, – и поступать с нею столь жестоко и вероломно он бы, я думаю, не стал. Уж на что греки были горазды на всякие россказни, но нет ни одного мифа о том, чтобы Хирон кого-то изнасиловал или добился чьей-то любви обманом и каверзами. Это было совсем не в его правилах и не в его духе.
Скорее всего, Зевс, да и сам Пелей, решили припутать имя Хирона к этой гнусной истории, дабы никто не остался в ней чистым. 

(Хирон, Пелей, борющийся с Фетидой, и нереида)


Единственное, что Хирон действительно мог сделать – это навести Пелея на грот, в котором Фетида иногда отдыхала. Но, скорее всего, кентавр надеялся, что внук либо уговорит богиню по-хорошему, либо ничего не добьётся.

 http://kentauris.livejournal.com/317971.html
(Ф.Фоппенс, Фетида и Пелей. 1677)

Что ж, Пелей достиг своей цели, не стесняясь средствами. Зверское изнасилование было совершено почти публично, и несчастную Фетиду, геройски сражавшуюся за своё женское и божеское достоинство, вынудили дать согласие на свадьбу.

 http://www.hellados.ru/pic.php?id=277
(Вильгельм Баур, первая половина 17 в. Превращения Фетиды)

Пир на весь мир решили устроить в пещере Хирона.
В самом деле, у царского сына Пелея не имелось таких чертогов, в которых не стыдно было бы принять всех богов, всех знатных людей и всех самых выдающихся двусущностных. То, что в его кругу считалось дворцом, богам показалось бы слегка подкрашенным хлевом, не более. Пировать под открытым небом тоже было неприлично, словно жених – бездомный (да он таким, в общем, и был, ибо, хоть и звался царём, никакого царства в его распоряжении не имелось, и ни одним приличным городом он не правил).
Хирон же приходился ему дедушкой, а пещера, из которой открывался захватывающий вид на окрестности Пелиона и морской берег, была весьма просторной. Её помещения сужались по мере углубления в толщу горы, но первый зал, где Хирон обычно принимал гостей, мог вместить уйму разного народа. Ведь на свадьбу явились все: и олимпийские боги, и их морские собратья, и лесной народ, и человеческие родственники жениха.



Вряд ли выход из пещеры был украшен арками, как изображено на картине Ганса Роттенхаммера – во-первых, как я уже говорила, кентавры не утруждали себя строительством архитектурных сооружений, а во-вторых, арка с круглым сводом  – изобретение римское, так что тут художник, естественно, отразил собственные представления о прекрасном.

 http://www.codart.nl/exhibitions/details/1798/
(Ганс Роттенхаммер, Пир богов, 1600)

Хирон считал себя обязанным принимать участие и в дальнейшей судьбе этой странной четы, хотя брак оказался с самого начала неудачным и обречённым на скорое расторжение. Впрочем, Хирон, уговоривший Фетиду подчиниться воле Зевса и не устраивать бурных сцен на свадебном пиру, сам понимал, что от заключённого в таких условиях союза ничего хорошего ждать не стоит.
Ни лада, ни любви между супругами не было. Причиной этого стало отнюдь не только самозванное появление на пиру богини раздора – Аты, которая подкинула на стол знаменитое золотое яблоко, из-за которого вспыхнула ссора трёх богинь, а затем началась и Троянская война. Но и сама Фетида никогда не могла забыть нанесённого её оскорбления. Ведь, даже снизойдя до жалкого смертного, насильника и обманщика, она не перестала быть великой богиней!
Пелей свою супругу побаивался, а она его откровенно презирала и ненавидела.

О том, как развивались дальнейшие события, сведения очень противоречивы.
По одной из версий, Фетида втихомолку уничтожала всех рожденных ею младенцев, не желая от Пелея никаких детей. Между тем Пелей, в отличие от богини, довольно быстро старел, а былые излишества в драках и любовных утехах оставляли ему всё меньше надежд на здоровое потомство.
По другой версии, их единственным ребёнком был Ахилл. И после его рождения, исполнив то, что требовали от неё боги, Фетида вернулась в море, не желая больше иметь с Пелеем ничего общего.

(Фетида, окружённая дельфинами)