Таким он был... о писателе В. П. Астафьеве

Ольга Климова
Интерес к Астафьеву- интерес огромного количества современников. Каждое его произведение, каждое выступление в прессе -делалось общественным событием, его учат в школе, он входит в хрестоматии, трудно найти язык, на который не были бы переведены его произведения. Они издаются большими тиражами и в нашей стране и во многих других странах. И, тем не менее, книги о нем не увидеть. Ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формируют ее, учат ценить абсолютные ценности. И любим мы Астафьева за те добрые чувства, которые он в нас будит, за ту несравненную художественную радость, которую получаем, читая его, за то, что он входит в нашу жизнь, как необходимость, как грусть, как счастье, как негодование, как слезы.

Откуда в нем это? Ведь он не отвечает на наши конкретные вопросы : «Как жить»? «В чем смысл жизни» Нравоучительными полными ответами, эти же вопросы он задает и себе: «Что за судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я этого счастья? Все ли делал для счастья других. Не разменял ли так тяжко доставшуюся жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?
Но читая его находишь ответы в себе, стараешься строже жить, задумываться над словом, над совершенным поступком.

Его биография почти полностью отражена в творчестве.
«Родился я при свете лампы в деревенской бане. Об этом рассказывала бабушка» Так начинается биография героя повести «Звездопад» Мишки Ерофеева, а могла бы начаться и биография самого автора. Именно так он родился, - в бане, при свете лампы в ночь на второе мая 1924 года, в большом селе на берегу Енисея- Овсянке. Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реках свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, и в каждой из них.

Мать осталась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением, и он не стал отягощать этот образ бытовыми подробностями.
В автобиографическом очерке «Сопричастный» он написал: « Если бы мне было дано повторить жизнь, - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат...
Лишь одно я бы попросил у своей судьбы- оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас...»
Не будь бы сиротства, он и « Последний поклон» не так написал. Но он собрал в этой книге, как в большой сибирской земле всю свою родню, всех земляков, чтобы согреться возле них и согреть нас, и согреть нас, читателей, воспоминаниями о своем детстве, своей родне, своих соседях.

О своем отце Виктор Петрович пишет: « Папа мой, деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько охотник, маленько парикмахер и не маленько хвастун...»
Скитание и беспризорничество детей не смущали отца, не тяготили его. При всей своей бесшабашности он много чего дал своему Витьке: веселую твердость перед обстоятельствами, умение построить из этих обстоятельств «сюжет», «наплести семь верст до небес» из самого обычного факта. Таким был и дед Астафьева по отцу. Вскоре отец снова женится. За этим в жизни Астафьева следует бродяжничество, детдом, надрыв в отношениях с родителями, ненависть к мачехе, равнодушие родственников.

Об этой странице своего отрочества писатель скажет в своей автобиографической книге «Последний поклон».

Осенью 1942 года Астафьев уходит добровольцем на фронт. Его военная биография не отражена полностью в творчестве. Но о его участии в этом страшном праведном деле мы читаем со страниц его рассказов, книг о войне: «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Горсть спелых вишен». Астафьев был один из немногих, кто показывал всю грязь и мерзость войны. Его книги говорили о войне не с точки зрения победы, а с интонацией трудной и горестной, без всякого пафоса и показного героизма. Он говорил о войне как о тяжелой, грязной работе, о том, как она ломает жизни и судьбы, как трудно оставаться личностью. В тяжелых боях он был ранен, много лежал по госпиталям.

За войну Виктор Петрович награжден орденом Красной звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».

На войне он и познакомился со своей будущей избранницей - Марией Семеновной Корякиной, с которой прожил 50 лет. Осенью 1945 года они вместе демобилизовались из армии и приехали в ее город Чусовой на западном Урале. Тяжелые ранения лишили его фэзэошной профессии -остался один глаз, плохо слушалась рука. Работы все были случайны и ненадежны: слесарь, грузчик, плотник, мойщик мясных тушь. Жил, в общем то, не очень весело. Но однажды попал на занятие литературного кружка при газете « Чусовой рабочий». После этого заседания он за ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек», который и был опубликован в газете. Это было в 1953 году. С этого времени началась его литературная деятельность в качестве литсотрудника газеты с 1951-1955 годы. На страницах этой газеты он помещал многочисленные корреспонденции, статьи, очерки, рассказы.

В жизни Астафьева всегда так было, что каждый отрезок был одновременно горьким и сладким, и безысходным, и со всегда мерцающей надеждой. И счастье рождения детей, и ужас, горе похорон двух дочек, сиротство внуков. И голод, и холод, и болезни, и мудрость, и верность единственной жены, посвятившей ему всю себя. Мария Семеновна Астафьева- Корякина тоже писала, одно из ее произведений- автобиографическая повесть «Знаки жизни». Виктор Петрович очень любил слушать рассказы жены, она очень остроумная, сравнения меткие, фразы отточенные. Но Мария Семеновна решила, что двум писателям в семье жить трудно- без нее литература обойдется. Трудолюбию Марии Семеновны можно только позавидовать. Сейчас она, по сути дела живет в музее. В квартире пронумерована каждая вещь, книги кассеты. Она сделала видеозаписи интерьера. В шкафу Виктора Петровича все, вплоть до галстуков, сложено так, как было при нем. В рабочем кабинете Марии Семеновны, который она приспособила в маленькой комнате, стоят книги, которым Виктор Петрович порадовался бы, но он их уже не увидел. Среди них книга «Крест бесконечный». В ней собрана многолетняя переписка Виктора Астафьева с литературоведом Валентином Курбатовым.

В 1953 году вышла его первая книга- сборник рассказов «До будущей весны».
В 1958 году принят в члены Союза писателей РСФСР.
В 1967 году появляется автобиографическая повесть «Последний поклон»,
которую писатель закончил не так давно.

Русский писатель, если судьба заносит его далеко от родного города или деревни, непременно старается , если не совсем вернуться туда, то хоть каждый год приезжать.
Астафьев пожил и Перми, и в Вологде, но вот не удержался там, сначала просто регулярно ездил, а потом и вовсе перебрался в Сибирь, в родной своей Овсянке поставил себе дом напротив бабушкиной избы, чтобы уже никогда не оставлять родную землю детства. И восславил он эту землю прекрасным произведением «Царь- рыба», описав Сибирь просторно, подробно, крупно и нежно.

Книги В. Астафьева переведены и изданы во многих странах: Франции, Голландии, Японии, США, Греции и др..

По произведениям Астафьева сняты кинофильмы «Сюда не залетали чайки», «Таежная повесть», «Звездопад», «Где- то гремит война, «Ненаглядный мой».
Он часто встречался со своими читателями, земляками и, помня детдомовское детство, всячески помогал ребятам из детских домов и интернатов. На одной из фотографий запечатлена встреча Астафьева с воспитанниками детдома. Он рассказывает о своем детстве, и воспитанники понимают его с полуслова. Он ведь свой, гоже бывший беспризорник. Но в голосе писателя ощущается грусть, когда он говорит: « Ваши сегодняшние беды, ребята, это только беды. Вот вы сейчас в детдоме худо- бедно, но одеты, напоены и накормлены. А завтра выйдете во взрослую жизнь, и каково вам там придется. Надо много работать и учиться, чтобы выстоять.»

Пытались вовлечь Астафьева в политику. И есть фотографии, рассказывающие о встречах Астафьева с ведущими политическими деятелями страны, о которых Виктор Петрович писал: « ... Но я не могу сейчас видеть эти жизнерадостные улыбки кремлевских обитателей, потому что я ж в деревне живу, куда- то езжу и я знаю, в каком положении находится Россия»

До самого последнего дня работал. Не до полуночи уже, под строгим присмотром жены, но работал. В эти осенние месяцы в одном из иркутских издательств вышла его очередная книга «Пролетный гусь».
 
Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Памятником В. П. Астафьеву стала библиотека в селе Овсянка, построенная по его инициативе и ставшая центром Всероссийских конференций «Литературные встречи в русской провинции».

А в своем завещании Виктор Петрович писал: « И еще желал бы я, чтоб наша квартира была сохранена, как и небольшая усадьба в родном селе Овсянке- дом, флигель и родной мне участок, примыкавший к жилью, о чем я уже сделал распоряжение, - как квартира- музей, чтоб ей был присвоен статус музея. Это будет свидетельством нашей жизни и работы и, надеюсь, явиться достойным вкладом в Возрождение культуры нашего Отечества.»