Годовой отчет. Начало

Сергей Лушников
Уважаемая, Татьяна!
Я пишу ежегодный отчет,  на который ты подвигла  меня три года назад. Ты продолжаешь жить в далеком и близком мне Усинске, городе нефтяников и вечной стройки. В одном из многих мест, где куется валюта страны, обеспечивая выживание или, со слов чиновников, мощь нашей родины.
Этот год был годом потерь, людских, в первую очередь Пишты Василия, моего директора и друга, единомышленника и оппонента, сурового и доброго человека!
Ты, знала его, и думаю, что он вызывал всегда уважение. Ему не хватало гибкости, прогибости, но он умел работать и отвечать за дела. Ты прекрасно знаешь, что мне оставлены проблемы с предприятием, даже тебе остался   должен, но рассчитаюсь в любом случае к марту следующего года.
Впервые ухожу в этом году с долгами не только некоторым организациям и лицам, но и банку, в районе нескольких миллионов.
Мои долги обусловлены не столько моей плохой работой, сколько безразличием, некоторым моим пофигизмом течением  нашей жизни.
В этом году я вдруг задумался о состоянии дел в нашей стране, обеспокоился и ужаснулся, что это мое поколение превращает страну в рухлядь человеческой морали.
Что мое поколение, включая меня, превращают себя в идиотов, делающих деньги ради денег, что человеческие ценности становятся разменной монетой в игре за материальный достаток, в различной  форме.
Я реально смотрел на вещи, но за беготней за уходящим денежным поездом всегда успевал вскочить на подножку уходящего поезда, несмотря на то, что любил посмотреть вокруг на окружавших меня актеров.
 Их игра меня радовала и огорчала, но не была противной, потому что цель была определена – надо было жить, кормить семью, обустраивать ряд зависимых человечков. И я жил до этого года, гоняясь за счастьем бытия, не задумываясь над изменением состояния нашей жизни.
Главным итогом уходящего года стало желание реально изменить нашу жизнь, начать сегодня  менять то, что уже поздно менять в краткосрочной перспективе.
Татьяна, может тебе будет смешно, но я начал с мусора, с брошенных бутылок и пластмассовых стаканов.
Я с одним другом лазил по склонам и кострищам, собирал грязные отходы в контейнера, которые  мы и поставили в лесопарковой зоне.
Но процесс сбора мусора меня нисколько не пугал, страшнее было разговаривать с народом.
Я прошел все этапы, и стал мусорщиком номер один в Томске – сам собрал около 70 крупных мешков с мусором, облазил все склоны с парашей, и провел десятки переговоров с отдыхающими, трезвыми и пьяными, днем и вечером и всякий раз интересно и с пользой дела, пользой для природы.
Итогом этой работы стало взаимодействие с властями, очень даже плодотворное, если учесть, что губернатор в распоряжение по благоустройству города включил семь наших предложений!
Теперь стоит дилемма – или продолжать сие дело или отдать на откуп нижестоящим властям. Выбор непростой, ибо реализация каждого предложения есть комплекс действий, требующих усилий и работы мозга.
Для себя я понял, что с властью можно работать, если ты работаешь, помогая ей.
Посмотрю, а какие решения примет она для общей нашей пользы. Следующий год покажет.

Вторым важным достижением года стало работа без благодарностей и взяток. Мой давний руководитель, один из учителей социалистического времени, Мальков Александр Александрович, учил меня до перестройки:
 - Помни, что надо отличать благодарность от взятки. Благодарность ты можешь выразить после работы  в любой форме, которая тебе, только тебе, кажется приемлемой. Если же до работы определена сумма благодарности, то это уже взятка!
Честно скажу, что в годы капитализма мне не всегда удавалось следовать этому совету, но с 2008 года я перестал  даже благодарить – мне надоело выискивать разницу.
Я сказал себе:
 - А пошли они все в задницу. Мы ничего и никому не должны, потому что мы выполняем все хорошо и в соответствии с условиями договора.
 Более того, стал отстаивать свое право с любыми заказчиками, несмотря на  табели о рангах.
 Однажды один из нефтяных боссов пригрозил мне за отказ работать на невыгодных условиях следующий год, что не только выставит семь миллионов штрафа за неисполнение договора, но и во всех средствах массовой информации смешает меня с дерьмом.
Мой ответ такой:
 - Хорошо, мы заплатим штраф, но в ответ на ваши действия в СМИ, покажем по интернату не только в России, но и за рубежом, где вы берете кредиты, все проблемы, которые есть у вас в области экологической безопасности и думаю, что миллиард долларов вы потеряете на падении акций.
Нефтяной чиновник потерял дар речи, не только от возражения, но и от угрозы какого-то мелкого засранца, кажущего зубы у последней черты терпения.
Минуты три длилось молчание. Потом я услышал:
 - Прощайте.
Штрафных санкций не последовало. Да, я потерял фронт работы, но не веру в себя.
Эти два итога 2009 года – главные вехи в сохранении души, которая ворочается по ночам, ибо днем не мешает работе.
Недавно умер Гайдар, человек наших надежд начала 90-х годов. Надежды для многих умерли давно, для меня они теплятся слабо. Поэтому мне жаль жертв реформ, а с ними и Горбачеву с Гайдаром и Ельциным – именно они и совершили без революционный переход социализма к капитализму. Жертв реформ жаль будет вдвойне, если этот переход не принесет в обозримом будущем счастье народам России. Не хотелось бы, чтобы мы разуверились в будущем.
Часто задаю вопрос, а кто я – жертва или увалень перестройки? И прихожу к выводу, что в любой экономической формации являлся и являюсь маленькой шестеренкой, движущейся вперед, при любом движителе.
При социализме работал по 12 часов, так и при капитализме продолжаю – одна беда выхлопа нужного не имею, но жаловаться на  системы не буду, ибо  они обе и нравились и не нравились. Надоело быть шестеренкой в этом году.
На сегодня заканчиваю. Продолжу позже.
Ваш Сергей.