Пачка сигарет

Евгений Гущин
(от автора: ни в коем случае не агитирую курить, сиги - ЗЛО!!!)
*
Абсолютно вся сырая, потерявшая прежний цвет, превратившись из ярко-красной в бледно-жёлтую... Пустая пачка из-под сигарет валялась возле скамейки в парке...
*
За несколько дней до этого, у киоска на проспекте...
- Есть лёгкие, вот этой марки?
- Нет. Только в красной пачке. Вить, бросай?
- Надо покурить, подумать, давайте, что есть. Не ругайся, тёть Люд - я зато алкоголь терпеть не могу.
- Зато по две пачки выкуриваешь, наверно?
- За пару дней...
Продавщица, вздохнув, отдала две пачки сигарет в ярко-красной обёртке. Витька, похлопав руками по карманам брюк, извлёк из одного коробок спичек. Разорвав целлофан на пачке, открыл её, вытащил сигаретку.
Дымок плавно растекался в ширину, поднимаясь ввысь. При желании можно увидеть различные и причудливые формы в сизо-серых линиях. Первая сигарета - она разная. Кто-то жадно затягивается - потому что не было возможности покурить. А кто - медленно, полусонно... или - вообще первая после сытного обеда... а то и не задумывается - закурил и всё.
Правы ли те, кто вообще не курит?..
*
Окурок залетел в центр урны - Витька не докурил с четверть, бросился к подъезжающему автобусу. Успел. Держась за поручень на задней площадке, улыбался заляпанному стеклу: «Она - приезжает! Сегодня! Наверное, уже приехала, целых два месяца будем вместе! Каникулы... Она и сама писала, что ждёт - не дождётся лета. Правда, с того письма больше месяца прошло... Важно, что она сама позвонила вчера и предложила встретиться в пять вечера, на нашей любимой лавочке в парке...»
Выйдя на нужной остановке, Витька направился через оживлённую улицу в парк.
Да, место там красивое - деревья позади практически скрывают сидящих, а впереди - вид на пруд... Она говорила, что мы - как лебеди - будем любить друг друга всю жизнь. Жаль, этих птиц в нашем парке не бывает. Господи! Когда же я увижу её?!»
Вот и та лавочка. Ещё минут двадцать ждать. Закурил.
Вторая сигарета из пачки. Иногда её вытаскивают вместе с первой под возглас друга: «С пачки - по штучке!» - и, не жалея, отдают ему. Для кого-то - это просто очередная сигарета. Ожидание. Впрочем, это и третья, и следующая, и следующая... если времени достаточно, а уверенность, что тот человек обязательно придёт, остаётся, пока зажигается спичка или стряхивается пепел. Можно думать о прошлом - а вот нужно было сделать так! Или помечтать о будущем - ожидая худшего, верить в то, что всё будет отлично... И по прошествии некоторого времени, став ещё немного взрослее, махнём на мелкие неприятности. Вспомнив их, когда будем осмысливать что-то другое...
*
Это она идёт, чуть касаясь земли?.. Ветерок слегка развевает её волосы... Она сама - в истинной гармонии с окружающим июнем!.. Всё в ней прекрасно, всё! И она приближается к нему! Сердце бешено стучит - готово выпрыгнуть. ОНА...
- Привет, - тихо сказала она. Какой красивый голос - можно с ума сойти! Словно в разлуке он молчала всё это время, сберегая чарующие нотки, - как ты?
- Привет. Я... отлично! Очень рад... очень счастлив, что ты наконец-то приехала!
Она глубоко вздохнула. Помолчали. Села, чуть поодаль, на скамейку, спросила:
- Угостишь сигареткой?
Витька замер: что-то не то... не так:
- Ты ж не куришь?
И до него «дошло»: что-то случилось. Или произойдёт. Именно сейчас. Хотел наброситься с расспросами, но интуиция подсказала: не торопи! Угостил сигареткой, дал прикурить. Затянувшись, она даже не кашлянула - давно, интересно, подсела на никотин?
*
Третья, четвёртая, пятая... Когда нужно рассказать, объяснить, предложить что-то или слишком хорошее, или очень плохое близкому человеку, то дым выкуриваемых сигарет перестаёт существовать. Самый крепкий табак - как воздух. И куришь, и куришь - одну за другой... Пока не начинает першить в обессушенном горле, а голова - соображает только в одном направлении: говорить уже всё, что хотел - и как можно короче и понятней... А, решившись на монолог, закуриваешь очередную...
*
- Витя... я ведь помню всё, что тебе наобещала. Но, к сожалению, не смогу выполнить всего... Помню, о чём мечтали, какие планы строили, а наши прогулки - и днём, и ночью! Красивые слова и песни, что мне посвятил - я тебе очень благодарна за всё!
Витька уже всё понял - и, если сейчас прозвучит та самая фраза, что его уже бесила пару раз: «Дело не в тебе - дело во мне», - он за себя не отвечает. Но она сказала совершенно по-другому:
- Знаю, Витя, это будет ударом для тебя. Но мне тяжело обманывать... Прости меня, мы растаёмся.
*
И что дальше?.. Витька не знал, не понимал. Может, не хотел. Он только чувствовал, что, наконец-то, полюбил - и сердцем, и душой. А как же лебеди? Он и она - всю жизнь?..
Очередная - пятнадцатая по счёту - сигарета воткнулась ему в рот. Спички ломались, сера отлетала... Она протянула зажигалку. Но он из принципа чиркал спичками, пока не прикурил.
Ветер подхватил дым - унося и развевая его в парке или над прудом. И будто насвистывал: «Фьюить! Они - расстаются! Вот это да! Она полюбила другого!.. А смогут они друг без друга?»
Молчание.
Кто придумал, что оно - золото? Иногда разговор - лучшее, что ыбвает с людьми. А в тишине в голову лезут такие подозрения, что начинаешь верить в них... или отмахиваться, как от дурного сна...
Она, наверное, считала, что Витька поймёт её. Но он не хотел ни расставаться, ни понимать - ведь им было так хорошо вместе, что они забывали и друзей, и учёбу, проводя вместе часы и дни...
*
- Витя, вижу, что это неожиданно для тебя. Хотела сообщить раньше, но - сессия, времени не было. Да и лучше, что вот так - при личной встрече... и что я сама всё сказала.
- Достаточно, - сказал Витька, с трудом проглотив какой-то комок в горле. Закурил шестнадцатую сигарету:
- Скажи только... давно?
- Что?
- Давно я для тебя в качестве... развлечения на лето? Или выходные?
Она смутилась и покачала головой:
- Ты никогда не был моим развлечением. С тобой... я обрела равновесие и покой. Может, я и любила, но... Можно ещё сигаретку?
- Угощайся. А он - кто? Просто интересно...
- Он? - глаза её заблестели - как тогда, когда Витька подарил ей первые цветы, - он уже работает, в институте...
И она рассказывала, и рассказывала - что тот, другой, ждал, пока она закончит институт - мол, это с «преподом» она так, а потом - передумает. Но она стойко перенесла всё это. И теперь, когда осталось только получить диплом, он согласился с ней встречаться...
Девятнадцатая сигарета. Больно было Витьке слышать, что его любимая уже несколько недель счастлива с другим. Смотря на её жесты, слушая её речь - да, она полностью полюбила другого.
Сигареты стали противными, горькими. В горле и так было сухо, Витька как будто хотел заплакать - и не мог.
- Прости меня, Витя. Но так будет правильней...
Да, наверное. Он будет одиноким, а они - довольными, счастливыми. И ни Виктор, ни она - не умрут, как те лебеди, от разлуки. Люди разучились верности. Тошнота подступила - то ли от сигарет, то ли от расстройств.
- Витя, у тебя сигаретки не осталось?
Он смотрел в пачку - двадцатая. Разговор закончен. Пора уйти куда-то: домой или прогуляться по парку... Где всё напоминает встречи с ней. Сигаретку последнюю - он ей отдаст... И пусть она станет для неё самой горькой - как принесённая ею новость для него.
Пустая пачка из-под сигарет, ярко-красная, не долетев до урны, шлёпнулась возле скамейки в парке...
- Прощай, - сказал Витька.
- Прощай... и прости, - ответила она.
Сунув руки в карманы брюк, он побрёл, опустив голову, по направлению к своему дому.
Она курила. Двадцатая сигарета тлела медленнее, чем все предыдущие.
Издалека послышались пьяные крики и смех. Потом - всё ближе и ближе. Среди недели народу в парке было меньше и она смогла услышать:
- Закурить есть?
- Нету. Кончились, - это Витька ответил.
- Ты чё - не хочешь меня угостить?!.. А, Витька, ты, что ли?
- Здорово, Васёк!
- О-о! У Люськи день рождения, айда с нами!
Она докурила. Услышала нестройное пение под гитару:

Если есть в кармане пачка сигарет -
Значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день!..

Уверенно пошла в противоположную от компании сторону.
Ярко-красная пачка из-под сигарет начала сыреть под начинающимся дождём...
(03-04.09.2003г., 17-21.06.2022г.)