Янтарное ожерелье

Валентина Кайль
   Встречные машины слепили Владимира, попутные - обгоняли его автомобиль, обдавая  брызгами дождевых луж.
  «Канун Рождества, все торопятся,  летят...» - вздохнул Владимир, провожая взглядом тающие огни.
   Ему спешить было некуда. За поворотом будет перекрёсток. За ним, метрах в ста от светофора он остановится ненадолго, как это делает каждый раз, возвращаясь с работы...
   
   У обочины, где он припарковался, стояла «тойота» с включёнными габаритными огнями и поднятым капотом.  Девушка в белой курточке склонилась над мотором, подсвечивая фонарём. Чутьём Владимир распознал в ней землячку. Поздоровался.
   - Что, проблемы?
   - Двигатель закапризничал. Едва успела свернуть с дороги, заглох. Подвела меня моя  "старушка"!
   Девушка заметно нервничала. Владимир взял у неё фонарик, заглянул под капот автомобиля. Озадаченно хмыкнул:
   - Плохо дело. Похоже, придётся вызывать службу техпомощи.
   - Не могу ждать, тороплюсь очень. Да и промокла насквозь. Оставлю машину здесь до утра. Никто на неё не позарится! 
   
   Она внимательно посмотрела на Владимира. Его благопристойная внешность вызывала доверие.   
   - А вы не могли бы меня подбросить домой? - в голосе незнакомки чувствовалось отчаяние. -  Это недалеко, отсюда всего двенадцать километров. Я вам заплачу! Только по пути в одно место заедем.
   - Не нужно мне вашей платы! Садитесь на переднее сиденье. Я сейчас вернусь...
    Владимир положил еловый венок недалеко от дороги, минуту постоял, отвернувшись в сторону темнеющего вдали лесного массива...
   
   Некоторое время ехали молча. Владимир мельком взглянул на случайную пассажирку. Красивый тонкий профиль. Прядка светлых волос, выбившаяся из-под вязаной шапочки.
   - Меня зовут Владимиром, а тебя? - спросил он, неожиданно для себя переходя на "ты".
   - Ольгой меня зовут. Я работаю швеёй в частном ателье. Перед праздником очень много заказов было. Шефиня опять попросила работниц задержаться. В Германии все хотят нарядными Рождество встретить!
   - Ну да, - рассеянно отозвался Владимир.
   
   Они подъехали к большому серому зданию за металлической оградой.
    - Подождите, пожалуйста. Я быстро, -  попросила девушка.
   Пройдя через дворик, она исчезла за массивными дверями.
   Владимир прочитал освещённую уличным фонарём табличку.
   
   «Школа для детей-инвалидов? Интересно...»
   Он не успел додумать, Ольга уже возвращалась, ведя за руку молодого человека.
 
   Они подошли ближе, и Владимир с изумлением понял: это не парень вовсе, а рослый полный мальчик с характерными для синдрома Дауна чертами лица (Владимир читал об этой болезни: она делает тех, у кого вместо обычных 46-ти хромосом 47, похожими друг на друга, как братьев-близнецов).
   - Вот и мы! - улыбалась Ольга, открывая мальчику заднюю дверцу.- Познакомьтесь, Владимир, это Слава, мой сыночек.
   - Здравствуйте, - приветливо сказал мальчик. - Большое спасибо вам за то, что мою маму выручили!
   - Не стоит благодарностей, - слегка смутился Владимир.
  Его удивило, что подросток, выглядевший внешне столь необычно, вёл себя вполне нормально и казался общительным.
 
   Спустя минут пятнадцать, они уже стояли у подъезда многоквартирного дома.
   - Без чашки кофе мы вас не отпустим! Никаких «нет» не принимаем! - смеялась Ольга. - Сам Бог послал нам вас, Владимир! Сын уже переживал, почему мама задерживается.
   Простенькая обстановка Ольгиной двухкомнатной квартиры отличалась гармонией и чистотой. Множество декоративных растений. Нарядная ёлка с цветными огоньками.    
   
   - Я поставлю кофе, - сказала хозяйка. -  А ты, сынок, пока развлеки гостя.
   - Сколько тебе лет, Слава? - спросил Владимир, когда Ольга вышла.
   - Скоро четырнадцать.
   - А сколько же тогда маме?! - поразился Владимир. Ольга показалась ему совсем девчонкой.
   - Маме 32 года. Никто не верит, что она моя мама! Говорят - сестрёнка!
    Владимир понимал беспардонность своих расспросов, но любопытство брало верх, и он осторожно поинтересовался:
   - Славик, а где твой папа?
   - Я папе не понравился. Он ушёл от нас, когда я ещё маленьким был. Я ведь не такой, как все, вот он и рассердился, - простодушно рассказывал мальчик. -  Потом мы жили с бабушкой, но она умерла... Теперь мы с мамой вдвоём живём. Она работает, а я в школе учусь. Знаете, какая у меня мечта? Поскорее вырасти и купить маме настоящее морское ожерелье! Моя мама очень хорошая! Я даже стихи ей сочинил:

                Родненькая мамочка! Я тебя люблю.
                И морские бусы я тебе куплю!
 
 Мама научила меня русские книжки читать. Мне нравятся стихи. А у меня складно получилось?
 
   - Очень складно!
   
   Владимир почувствовал острую - почти до слёз! - жалость к этому ребёнку. «И чего ради, любопытный дурак, пристал к убогому пацану?» - мысленно выругал он себя.
    Ольга позвала их к столу.
    Странно, но ни она, ни её сын, не казались ущербными, не осознавали необычности своей ситуации. Нормальная неполная семья. Разве что, обращалась Ольга со Славиком особенно терпеливо и внимательно. А он всё больше поражал Владимира приятными манерами и нежностью к матери. Мальчик невольно вызывал симпатию: вовсе не был он «несуразным существом», каким показался Владимиру в первую минуту...
   
   -  Оля, а Славик хорошо воспитан, - похвалил он.
   -  Мы занимаемся с ним постоянно. Моя мама ему тоже много  времени уделяла. Она учительницей была...
   -  Он ещё и стихи, оказывается, сочиняет?
   -  Он вам о морском ожерелье стишок прочёл?! Мы в прошлом году в Прибалтике были, видели там чудесный янтарь. В этом камне - солнце, энергия моря. Дома я подруге рассказала, что хотела бы такие бусы купить. Просто денег тогда лишних не было. А Слава запомнил...
   
   … Вернувшись домой, Владимир долго не мог уснуть. А уснув,  увидел сон, какой мучил его уже четыре года:  перекрёсток, визг тормозов, вой сирены скорой помощи... погибшие жена и пятнадцатилетний сын... Но этот тяжёлый сон  сменил другой: лучистые глаза Ольги, доверчивая улыбка Славика...   
   Утром позвонил старший брат. Сказал, что его семья, как всегда, ждёт Владимира к рождественскому ужину.
   - Можешь прямо сейчас к нам приехать, - предложил он. - Чего одному дома сидеть, диван просиживать?
   - Прости, братуха, - весело ответил Владимир, - честное слово, сегодня никак! Сейчас мне надо срочно с ремонтом одной машины вопрос утрясти. И на празднование Рождества меня уже пригласили! Потом расскажу...
   Он достал шкатулку. Вынул изумительное, переливающееся лучами летнего солнца янтарное ожерелье, привезённое им когда-то из Юрмалы. Сегодня вечером у рождественской ёлки Славик подарит его своей маме.
   Впервые за последние годы на душе Владимира было удивительно покойно и светло...      
                дек. 2009 г. Lemgo.