Глава 11. От сугробов до цветов

Анатолий Павлович Иванов
Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья,
Воздух
И луга.
Александр Яшин.

Необычно ранней была весна 1990 года. Она запомнилась тем, что действовала с опережением календарных сроков, игнорируя прогнозы и приметы. И о ней хочется сказать подробнее.
Осенью синоптики предвещали суровую зиму. О том же говорили народные приметы, например, такая: «Большой урожай рябины - к строгой зиме». Рябиновые ветки буквально ломились от плодовых гроздей, но примета не подтвердилась. Декабрь оказался на 3 градуса теплее обычного, а январь - на 6,5 градуса. Эстафету тепла от предшествующих месяцев принял и достойно пронес февраль. Судя по погоде, февраля в его классическом исполнении как такового не было - был апрель. Среднемесячная температура оказалась близка к апрельской и составила плюс 1,9 градуса. Весь почти месяц - 24 дня из 28 - температура держалась выше нулевой отметки. Метеорологи по праву назвали февраль-90 самым теплым в XX столетии. Позднее его рекорд повторил февраль 1995 года (средняя температура плюс 1,9 градуса).
Столь необычайных аномалий в погоде, как зимой и весной 1990 года, фенологи не наблюдали никогда. Судите сами.
Снеготаяние началось 25 января, в тот же день появились на полях первые проталины. 5 февраля распушились цветочные почки-«зайчики» на вербе (средний срок 4 марта). Первая весенняя запевка большой синицы отмечена 7 февраля. 10 февраля на реке Лобь началась подвижка льда, но так как прибыль воды была изнуряюще медленной, то река не смогла быстро освободиться от ледовых оков. Но вот зарядили дожди, вода прибыла, и к утру 28 февраля река унесла последние льдины. Первоприлетные грачи появились в Лотошине 25 февраля, а через два дня кочевали по оголившимся полям целыми стаями.
В марте всего восемь дней были с отрицательной температурой, а в полдни только дважды за месяц ртуть в термометрах не поднималась выше нуля. Этому марту принадлежит своеобразный рекорд: 30-го числа воздух прогрелся до плюс 16 градусов. За полвека еще только раз март достигнет подобной отметки: плюс 17 градусов отмечено 31 марта 1983 года.
Март приумножил завоевания февраля, хотя в целом оказался значительно прохладнее своего предшественника. Утренние заморозки, частые осадки сдерживали его поступь. Особенно они досаждали первые полмесяца. Но во второй половине март действовал более решительно. С юга возвратились 26 видов перелетных птиц, большинство из которых традиционно «апрельские». Зацвели мать-и-мачеха, селезеночник, запылили орешник и ольха.
К середине апреля уже десятки цветущих растений украшали зеленые лужайки. И не случайно. Апрель выдался одним из самых теплых за последние полвека. Среднемесячная его температура составила плюс 9 градусов, что превысило обычную норму почти в 2,5 раза. Это был очень яркий месяц - 18 солнечных дней. Больше было только в 1984 году - 22 дня. В течение месяца всего четыре раза, да и то в первой декаде, отмечались небольшие морозцы, а в остальные дни утренняя температура превышала плюс 5 градусов, а дневная держалась в основном на уровне 15-20 градусов тепла, не было и типичных для апреля снежных отзимков. На апрель перешли многие майские сроки наступления сезонных явлений.
Май характеризуется относительно теплой погодой, не было в нем пресловутых «черемуховых холодов», и на всем протяжении месяца дневная температура стабильно держалась в диапазоне плюс 10-20 градусов. В мае было 20 солнечных дней, прогремело 7 гроз, семь раз выпадали дожди с градом. Дружно отцвели сады, на лугах развился хороший травостой. С отцветания белой сирени и рябины (первые цветы появились 16 мая) весна плавно перешла в лето.