22. Ты воровала когда-нибудь?

Наталия Сидо
 - Ты воровала когда-нибудь?

Такой вопрос услышала от психолога, с которой мы в очередной раз встретились, чтобы разобраться с моими проблемами. И не только со свеженькими. С ними проще. Но и со старыми, спрятавшимися где-то далеко в моей памяти.  Они вроде и не давят, и спать не мешают. Но они есть. Значит надо постараться их найти и понять, зачем они мне? Может быть, пора с ними расстаться?
- Да. С государством не совсем честна,  - почти не задумываясь, ответила я.
- Давай не уходи от ответа. Про государство не будем. Мы все играем по его правилам: оно - нас, мы – его. Я про людей конкретных спрашиваю.

…Лариса позвонила. Скоро придет. Гулять пойдем. (На улице весна 1964 года. Мне  одиннадцать лет). Звучат воробьиные и детские голоса за окном. Хорошо, что сегодня нет занятий в музыкальной школе. Можно просто поболтаться. Вот без дела и выполнения поручений. Пойдем в «Огонек». Лариса себе опять мороженое купит. А я калорийку.  И буду есть ее медленно-медленно. Каждую изюминку разжую. Чтобы не так быстро счастье закончилось…
Но у меня  же нет денег. Мама не оставила. Наказали меня вчера:  мусор не вынесла. Я хотела. Поздно, правда,  вспомнила.  Машина, которая собирала мусор в нашем дворе, уже уехала. В соседний побежала, но и там  ее  не было. Вот и получила выговор, и не получила 10 копеек на мороженое.
Мы с Ларисой идем по улице Гагарина. Она смакует эскимо. А я жую свою любимую калорийку. Правда, настроение  не такое радостное. А вдруг узнают, вдруг заметят? Что тогда будет?
Недели через две история повторилась. Родители пришли с работы, а я картошку не успела сварить. Вот опять забыла. Точнее так. Я опять не во время вспомнила. Только перед их приходом успела поставить варить…  Опять выговор. И опять не выдали мне 10 копеек.  И опять нашла выход, чтобы в школьном буфете все же купить себе язычок. Такой хрустящий, такой рассыпающийся. Но в этот раз совсем уже радости нет. А к страху еще и стыд добавился. Жую, тороплюсь… Вот буквально мне этот язычок поперек горла встает. Так сильно подавилась, что и доесть не смогла.   Вот тебе и наказание, думаю я. А еще сказала себе, что больше никогда не буду этого делать. Никогда…

- Наташ! Ты где? Вернись. Ты мне так и не ответила. Так воровала?
- Да. Но мне так стыдно тебе об этом рассказать. Мне до сих пор стыдно. Я так виновата. Папы  уже нет. И я у него прощения уже попросить не смогу за то, что воровала. Вот как мне с этим жить дальше. Я и забыла… Зачем ты вспомнить заставила?
- Так это ты боялась сказать, что у папы мелочь из кармана воровала?
- А откуда ты знаешь?
- Так мне положено знать. По должности. За свою многолетнюю практику очень много встречала людей, которые у родителей копейки воровали. Это же нормально. Это тот опыт, который почти все дети приобретают. Только вот такой реакции на это не встречала.  В очередной раз ты меня удивила своим умением себя не прощать и незначительными поступками вгонять  в чувство вины. И столько лет в себе это держать! Столько мучиться! А ты не могла у своих подруг спросить – таскали они мелочь из отцовских карманов? Чтобы понять, что не такой уж это страшный и уникальный поступок.
- Нет, не могла. Мне так стыдно была за эти два случая. Так мерзко было… Мне тогда казалось, что все уже знают, что я воровка. А уж рассказать про такое и спросить… Тогда не могла. Потом забыла. Но на всю жизнь зареклась – никогда чужого не брать.
Никогда, чтобы не повторить тот ужас и страх, которые ощутила в школьной столовой.

Вот такая история, Машуня, про твою бабушку. Вот такой опыт получила тогда, 45 лет назад. Потом у многих знакомых спрашивала: «Брали мелочь из карманов родителей?». И действительно - многие, оказывается, брали.  И так спокойно мне об этом говорили… А я столько лет молчала и страдала... Это я потом научилась говорить о себе все и всем. Долго не умела...
И вот теперь я знаю: мне повезло тогда. Те 20 копеек  дали бесценный опыт – не приносит радости то, что получено нечестно. И не брала я после этого чужое. Никогда. Даже, если очень нравилось, очень хотелось…
Не знаю, как у тебя сложится. Захочешь ли повторить этот мой опыт? Какие выводы сделаешь, тоже не знаю. Но так тебе скажу: уж, если очень захочется  взять чужое, попробуй. Но только для того, чтобы понять, - тебе такой опыт больше не нужен. Очень ненужный опыт...Очень...

23. http://www.proza.ru/2009/12/22/1340