Гримасы персоналистической революции

Виктор Дорифор
                Гримасы персоналистической эволюции.

Живу долго, разменял уже середину шестого десятка и постоянно удивляюсь: как мало счастливых людей на планете Земля! Почему? Кто виноват? Что делать?  Тех кто задает себе и людям вечные вопросы называют философами и не скрывают при этом снисходительной улыбки взрослого, умудренного жизненным опытом человека над детскими шалостями. Мысли взрослого, «нормального» человека заняты более «важными» вопросами: «Как выжить? Как сделать карьеру? Как вырастить детей? Как разбогатеть? Как прославиться? Как понравиться?», пока мы в силе и при здоровье. Но стоит нам заболеть или, не дай Бог, постареть (обязательно даст раньше или чуть позже), на первый план встают другие вопросы: «Как вылечиться? Где достать лекарства, чтобы продлить агонию жизни, которая уже не богата радостями, но нет силы духа за нее не держаться?».  Иногда, даже не иногда, а очень часто, постаревший и заболевший «нормальный» человек  начинает с упорством, достойным лучшего применения, повторять трагически - смехотворно нелепую фразу: «Где мои 20, 30 или 50 лет?»  Меня можно спросить, зачем я слово нормальный беру в кавычки и почему  «обычную» житейскую фразу называю трагичеки-смехотворной? А разве можно назвать нормальным человека, идущего по жизни спиной вперед, разве не больно и смешно осознать, что он жил до определенного возраста, только определенную часть своей жизни, которой и дорожил, а остальная ее часть лишь, практически, бесполезный довесок?!
А может быть мы клевещем на современного человека, преувеличиваем его меркантильность и пещерную элеменатарность, говорит же он время от времени, почти загадочную для себя, фразу - «не хлебом единым». Что это может значить? Может быть это значит, что в этом, постоянно что-то высчитывающем, человеке изначальна заложена потребность в духовной жизни. Потребность эта в глубинах человеческой натуры  горит вечным огнем, не дает успокоиться на материальном и элементарном, не позволяет ему превратиться в скотину или автомат. Однако тенденцию  к этому превращению трудно не заметить…
Еще в первой половине 20 века Франзузский мыслитель Рене Генон пишет: «Существует  термин. Который стал  популярным в эпоху Возрождения и который изначально содержал в себе всю программу современной цивилизации этот термин – «гуманизм». Люди  Возрождения стремились отвернуться от Неба под предлогом покорения  земли. Постепенно сформировалось чисто секулярное, светское мировоззрение. Именно благодаря своему стремлению свести все к человеку как самоцели, современная цивилизация вступила на путь последовательного нисхождения и деградации, завершившихся обращением к уровню нижайших элементов в человеке и ориентацией на удовлетворение его наиболее грубых материальных запросов».
Сегодня, в 21 веке, гламуролизация жизни,  гротесно илллюстрирует последовательность этого нисхождения, а мировой финансовый кризис лишь одно из последних китайских предупреждений современному миру, бесноватая отвернутость от Неба которого ведет к фатальному концу. Немногие оригинальные мыслители современности: Лев Шестов, Константин Леонтьев, Рене Генон, считали Средние Века  более прилекательной эпохой, после которой человечество катится вниз с постоянно увеличивающейся скоростью. Неужели они правы?
Мы же сегодня наоборот привыкли произносить слово «Гуманизм» с большой буквы и с восклицательным знаком, а слово « средневековье» стало синонимом пещерной невежественности. И вообще, кто осмелится доказать, что современный человек  образованней пещерного, тем более глубже духовно?!
Возникает вопрос, что происходит с человеком? Что происходит с человечеством ?  Происходит ли развитие Человека, или человек деградирует? История человечества, это пресловутый Прогресс или движение к примитивности, к духовной элементарности и гибели? В чем смысл отдельной человеческой жизни?
Думается,  эти вопросы сами по себе изобличают современного человека, закопавшего эти вопросы настолько глубоко, что даже так называемые «профессиональные» философы ими не задаются. Может быть именно в этом причина всех сегодняшних экономических, политических, культурных и религиозных кризисов? Рискнем предположить, что никогда еще в истории человечества  не существовало такого количества бессмысленных деятелей. Никогда еще в истории человечества рабство  не приобритало такого тоталитарного и глобального характера. Слово свобода никогда так часто не употреблялось. Сегодня  для миллиардов жителей планеты это слово стало сакральным заклинанием,   позволяющим рабам денег и власти  осуществлять   убаюкивающий  социальный гипноз  над эксплуатирумыми массами. Люди перестают быть людьми – они становятся Потребителями, подгонямые рекламой и гламуром. В погоней за красивой жизнью людям некогда остановится и подумать о главном. Для чего дана эта жизнь, в чем ее смысл, откуда мы и куда мы?.. Современный потребитель игрового интернета, желтой прессы и телевизионных сериалов, всерьз  считает, что дикарем был пещерный человек, но никак не он, гордый своей цивилизованностью.
Великий русский мыслитель,  редко и не к месту вспоминаемый ныне, Николай Бердяев в своей замечательной работе «О рабстве и свободе человека» убедительно изобразил, как призваный всевышним к Свободе, человек кует себе цепи рабства, делая это всегда и везде с маниакальным, достойным лучшего применения, упорством.  Даже если ограничиться перечеслением глав и кратких выводов,  ясно высветится  основная идея гения. Давайте попробуем.
Итак:
Глава 1. Рабство человека у бытия. «Человек поставлен в своем духовном и своем познавательном пути не перед бытием, а перед истиной, как тайной существования». Эта тайна ставит человека перед Богом, из которого он с рабьей рефлексией делает себе строгого царя и господина.
Глава 2. Рабство человека у Бога. «Последним  пристанищем идолопоклонства было ложное, рабье богопонимание… На отношение человека к Богу перенесены рабьи социальные отношения людей».  «Богу не присуща никакая власть, он не требует рабского поклонения невольника. Бог есть свобода. Он освободитель, а не господин».
Глава 3. Рабство человека у природы. Человек,  считающий себя лишь частью природы и верящий в незыблимость ее законов,  отрицающий возможность чуда, становится рабом природы,  даже когда  «успешно» покоряет ее при помощи технических усовершенствований. «Чудо есть прорыв духовной силы в природный порядок,  это есть явление смысла человеческой жизни». «Целое находится в духе, а не в природе. Аппелировать можно только к Богу, а не к космосу,  как целому».
Глава 4. Рабство человека у общества.  В начале главы цитата Герцена: «Подчинение личности обществу, народу, человечеству, идее – продолжение  человеческих жертвоприношений». Далее Бердяев утверждает: «Социологи, которые утверждают примат общества над личностью и учат о формовке личности обществом, в сущности реакционеры». «Рабство человека у общества есть рабство у социальных символов. Само общество есть символ. А не первореальность. Человек есть организм. Общество же его орган, а не наоборот. Не только гений, всяких человек выше общества, выше государства, и чисто человеческий интерес выше интереса общественного и государственного».  Человека постоянно порабощают мифы,  «например миф о суверенитете народа, общая воля которого безгрешна  (Руссо), миф  о пролетариате, как классе-мессии, освободителе человечества (Маркс), миф о государстве, миф о расе и пр».
Глава 5. Рабство человека у цивилизации и прельшение культурных ценностей. «Человек соединялся с человеком для борьбы за жизнь со стихийными силами природы и для организации цивилизованного общества. Но очень быстро стал угнетать человек человека для этой цели и возникли отношения рабства и господства». Цивилизация возникла как средство, но была превращена в цель, деспотически упраляющую человеком. Культура со своими ценностями есть средство для духовной жизни, для духовного восхождения человека, но она превратилась в самоцель, подавляющую творческую свободу человека».
Глава 6. Рабство человека у самого себя. Прельшение индивидуализма. «Рабство человека заключается не только в том, что внешняя сила порабощает его, но еще глубже, в том, что он соглашается быть рабом».
Далее Николай Бердяев раскрывает другие «возможности» впасть в рабство через прельшения власти, войны, революции, аристократизма, национализма, искусства и пола. Самое принижающее человека рабство: прельшение буржуазности, рабство у собственности и денег, которое закрывает дорогу к небу. Не удивительно, что в наше время, когда Буржуа находится  на вершине вавилонской башни, котороя вот- вот обрушится,  так не популярны мыслители такие, как Бердяев, Франк,  Ильин  и другие, уплывшие от нас на философском пароходе в 1922 году вместе с другими мудрецами всех времен и народов.  Они искали дорогу к небесному храму, буржуа это не устраивает, сегодня он платит деньги тем, кто готов вместе с ним восхищаться  победами свободного рынка  и воспевать их.   
Как неисправимый розовый оптимист верю, что мировой экономический кризис  является лишь одним  из   этапов персоналистической революции, которую пророчески предрекал Николай Бердяев. На протяжении всего истори чески обозримого периода жизни  человечества  общественное сознание не поднималось до признания суверенитета личности. Но после пришествия Христа постоянно делаются провальные попытки прийти к этому признанию. Мудрость это знание простых истин.  Христос пришел и возвестил эти простые истины, из которых следовало, что человек это не только природное существо, не только общественное  но и небесное богоподобное существо. Ранние христиане восприняли это как сигнал отринуть все земное, телесное и нетерпеливо ждать конца этого мира. Потом решили построить рай на земле огнем, мечом и кострами инквизиции  в теократическом прельшении Средних веков.  Эпоха Возрождения  в благородных попытках спасти  человека плавно переросла в эпоху богоборческого «Просвещения». Сегодня в конституциях большинства так называемых светских государств провозглашаются права человека гражданина, собственника и производителя, природного существа… Человеку небесному лишь скромный «подарок» в виде свободы  совести, это можно было бы признать большим завоеванием. Но увы, свобода совести только провозглашена, ее нет на самом деле!
Свобода совести  провозглошена,  но не обеспечена. О какой свободе совести можно говорить, если  программы обучения средних школ и вузов формируют у учащихся «научное мировоззрение»!  Академики пишут письма своим президентам, требуя  строгой последовательной работы с подрастающими поколениями, в навязывании им «научного материалистического    мировоззрения».  Хотелось бы услышать от академиков, что это такое  «научное мировоззрение» и как оно согласовывается  с продекларированной  в Конституции  идеи о личности как высшей ценности? Разве можно обеспечить суверенитет личности  не признавая тайны ее происхождения, смысла ее  жизни и смерти? Первый шаг  в этом направление уже сделан, отменой смертной казни в большинстве цивилизованных государств.  Общество признало, что не имеет власти над жизнью и смертью такого загадочного существа как Человек.  Необходима широкая  масштабная общественная дисскусия, чтобы были услышаны все,  кто, всерьез, задумывался и задымывается   о роли и месте человека,  о его реальных правах и обязанностях.   Русь, которая подарила миру  Серафима Соровского,  Пушкина, Толстого и Достоевского,    возрождающая, духовно богатая православной церковью и такими мыслителями как Бердяев, Ильин, Соловьев, Франк и Флоренский,  просто обязана, нравится это кому-то, или нет, рано или поздно, стать духовным лидером человечества в борьбе против рабства!  Она уже делала такую попытку в СССР. Только в СССР была провозглашена задача воспитания нового человека, воплощающего в себе духовное богатство, физическое совершенство и моральную чистоту. Гениально! В условиях  воинствуюего атеизма и тоталиризма реализовать это не удалось. Возможно ли  это в других условиях?  Мне скажут это была утопия. Соглашусь. Но неужели утопично мое желание, чтобы моих детей не обманывали в школе, объявляя доказаной гипотезу возникновения жизни от сырости, чтобы моему ребенку не вбивали в голову сомнительную идею укрепления мужской дружбы пивом, чтобы очередной сериал не убеждал меня в том, что владелец особняка  и мерседеса «успешный человек», чтобы неопрятных физически и больных духовно политиков не называли элитой, а периодетую проституткой певицу «звездой» и т.д. Неужели утопично провозгласив человека высшей ценностью,  попытаться сделать главной целью каждого государства создание, хотя бы, минимальных условий для его гармоничного развития!?  Естественно, что признав формально высшую ценность человека, необходимо выяснить что такое человек! Несостоятельность нынешнего взгляда, навеянного эпохой просвещения, на природу человеческой личности очевидна!            
   
             Виктор Жирнов. Дорифор.