Горящие Монсальватом взойдут

Наталья Тоотс
Эти слова написаны Н.К.Рерихом в упоминавшемся очерке «Монсальват». Смысл их мы очень хорошо прочувствовали на себе, потому что, как я уже писала, лёгкого пути в такие места не бывает. 
...Замысловатый серпантин шоссе, набирающий высоту, пропасти, ущелья, скалы по краям замедляли наш путь к Монсегюру. Сколько часов он продолжался, не знаю. Время не имело значения. Завораживающая красота ландшафта горного Табора поглощала всё внимание, а нарастающая торжественность заставляла трепетать душу. На пути к самой высокой вершине массива вспоминалось всё прочитанное об этих местах.

Когда-то первоначальное название «Таб» сменилось на «Табор» по имени горы в Палестине, на вершине которой, согласно евангелиям, преображённый Иисус явился трём своим ученикам. По обеим сторонам его стояли Моисей и Илия. Существует предположение, что это название принесли сюда первые христиане, а именно еретики-присциллиане. Испанский епископ Присциллиан исповедовал учение, близкое к манихейству. По приказанию римского императора Максима в 385 году в Трире ему отрубили голову. Его ученики, изгнанные за Пиренеи, поселились в горах, обратив потом в свою веру местных друидов. В память о них расположенный невдалеке от Монсегюра лес называется «Лесом присциллиан».
Люди среди этих величественных гор появились давно. И многовековая история делает их особенно привлекательными. Здесь жили лигуры, справлявшие в горах свой культ, кельты, поднимавшиеся в горы раз в год, дабы посмотреть на восход Солнца в знаке Девы, служащий им сигналом к началу жатвы, иберы, чьи монеты до сих пор находят на склонах. Даже финикийцы оставили тут свой след.
Иберийская легенда гласит, что гора Монсегюр была сооружена великанами — сыновьями Гериона, одного из соперников Геракла. Великаны дробили камни и сносили их сюда. Возможно, некогда на вершине горы находился храм солнечных и лунных божеств кельтов.
Местность вокруг Монсегюра называют «зачарованной». Рядом с пиками Суларак и Сен Бартелеми расположены два озера — Дьявола и Друидов. Вдали виднеется Баранье плато, изобилующее неисследованными могильниками. Здесь бесполезно носить часы, они мгновенно останавливаются. Жерар де Сед пишет: «Скала Монсегюр, похоже, является центральной частью очень древнего комплекса культовых сооружений, происхождение которых теряется в глубине веков». Входят в него, помимо Монсегюра, скала Крозет, представляющая собой величественную пирамиду, испещрённую крестиками с равными сторонами, а также Пейгард – жертвенный камень, крест Моранси, вытесанный из цельного гранита, на котором выбит солнечный диск над знаком бесконечности. Много и других достопримечательностей.
Около тридцати лет назад возле одной из соседних гор – Пог де ла Шер археолог Трикуар нашёл руку, выточенную из зелёного стеатита, который встречается только на Кавказе! Кто и для чего создал  её тысячу лет назад, и как она попала сюда – остаётся тайной. Впрочем, некоторые авторы считают, что испанские иберы пришли сюда с Кавказа. Есть предположение, и вполне обоснованное, что катарский Монсегюр был не только крепостью, но и солнечной обсерваторией.

С таким багажом всевозможных сведений мы стремительно неслись на нашем форде вверх, вглядываясь в вершины гор: вот-вот должно было выскочить из-за облаков долгожданное «орлиное гнездо». А таблички на обочине шоссе нам всё время напоминали: «Вы — в стране катаров».

...Внутреннее напряжение всё нарастало. Наконец, высоко в небе, на горе, похожей по форме на сахарную голову, мы увидели Монсегюр, в котором катары до последнего дня сохраняли свои святыни. И, как гласит предание, Святой Грааль. Что это было? Камень, Чаша, Меч или Копьё – никто не знает. Может быть существовало несколько предметов, а возможно и один. Во всяком случае, легенда гласит, что граф Тулузский Раймон де Сен Жиль нашёл в Антиохии копьё солдата Лонгина, ранившего Христа. Не исключено, что и его сохраняли катары.

Подняться в развалины замка можно лишь по одной тропе – у юго-западного склона горы. С других сторон она доступна только прирождённым горцам и альпинистам. Владимир с этюдником расположился у подножья горы, мы с Наташей стали взбираться на вершину. Мы делали это стремительно, словно хотели взлететь, и я быстро задохнулась. Пришлось замедлить подъём. Мы думали, что здесь, как и в Каркасоне, обнаружим туристический центр. Но никаких цивилизационных кущей не оказалось, кроме стоянки для машин. Не позаботились мы и о соответствующей обуви и одежде.  Ноги разъезжались на скользких (моросил дождь) круглых камнях и глине. Чем выше поднимались, тем резче и холоднее становился ветер.

Моя юная спутница терпеливо поджидала меня. На последнем отрезке – её словно сдуло ветром. Она уже не могла останавливаться. Почтенная французская пара, спускавшаяся вниз, увидев меня и, видимо, желая подбодрить, сказала: «Мадам, вы уже у цели!». Немного ещё усилий и... я вошла в крепость. Внутри она оказалась на удивление маленькой. Непонятно, как могли там разместиться около пятисот её защитников, правда, многие из них прятались в пещерах и расщелинах. Почти год длилась осада крестоносцами Монсегюра. В конце концов, когда катары были уже совершенно изнурены, им предложили сдаться, но обещали оставить в живых, если они отрекутся от своей веры. Среди защитников были женщины и дети. Но почти все, а их оставалось чуть более двухсот человек, предпочли взойти на костёр.  Но четверо накануне ночью, незаметно для осаждавших, спустились по верёвкам и унесли с собой сокровища катаров.
    
С тех пор время и люди — жители окрестных деревень, использующие камни крепости для своих построек, постепенно разрушили один из последних оплотов катаров. Прошли века, и теперь не прекращается людской поток к священным развалинам. Взбираются сюда молодые люди, старики и даже дети, которых тащат, крепко сжимая руку, родители. Это нелёгкий подъём. Все останавливаются у стелы, обозначающей «поле погибших в пламени». Что с такой неукротимой силой влечёт сюда людей? Нет, не простое любопытство, а осознанное желание побывать в этом месте, почувствовать его дух, наполнить душу красотой окрестных панорам.
Дух катаров в их стране продолжает витать. Слишком много следов — видимых и невидимых — оставили они. Во многих тайниках — пещерах, гротах и расщелинах они прятали свои реликвии, пока Святой Грааль не нашёл своё новое пристанище в замке Сан Хуан де ла Пеньи в Арагоне (ныне Испания). Этот старинный монастырь в мосарабском стиле (XI-XII веков) построен под огромным скалистым сводом недалеко от города Уэкса на горе Монсальвадор. В нём есть пещера, где, по преданию, хранился Грааль. Монастырь принадлежит Ордену ионитов — рыцарей-розенкрейцеров святого Иоанна. Грааль здесь побывал дважды: до начала крестовых походов против катаров Окситании и после падения Монсегюра.
Когда-то в монастыре Сан Хуан де ла Пеньи писались законы, избирались правители, вступали на троны монархи. Это было очень значимое место, удобно защищённое горами. Существует  гипотеза – Граалем владели манихейцы, а затем вестготы перенесли его в Окситанию. После падения вестготов он был передан в Арагон – в монастырь Сан Хуан де ла Пеньи. Основанием для такого предположения служат сведения, сообщённые Вольфрамом фон Эшенбахом, которые он получил от Киота. А тот их нашёл в Туделе, находящемся в 100 километрах от Сан Хуан де ла Пеньи.

В XII веке, перед угрозой нашествия альморавидов, король Арагона Альфонс Воитель приказал отнести Грааль к катарам в Окситанию. Альфонс участвовал в двадцати девяти сражениях, был много раз ранен и погиб в 1134 году. Его считают прототипом Анфортаса – «раненого короля» Грааля из поэмы В. фон Эшенбаха. Для хранения Грааля катары и возвели свою крепость – солнечный храм Монсегюр. Всю эту историю поведал Вольфраму  Киот, но попросил ничего не рассказывать прямо, а зашифровать смысл и значение рассказа, что и сделал Эшенбах.
После того, как катары унесли Грааль из Монсегюра и затем прятали его в окрестных тайниках ( в одной из пещер Сабарте — Орнольяк), он попал в замок короля Арагона Монреаль де Со, где сохранилась фреска, изображающая это перемещение. Затем Грааль вновь был привезён в Сан Хуан де ла Пеньи. Папа Бенедикт XII потребовал от короля Арагона перевезти Грааль в Рим. Запрос этот, исторически подтверждённый и документально зафиксированный, является одним из самых убедительных аргументов, говорящих о том, что Грааль находился у катаров в Монсегюре. Король Арагона послал Папе не саму реликвию, а её копию. Подлинник исчез. Эту копию  в 1744 году случайно разбили – ровно через пятьсот лет после падения Монсегюра! Так называемый Грааль, ныне находящийся в соборе в Валенсии в Испании – лишь копия с копии. Это простая чаша из агата величиной с полапельсина. Считается, что выполнена она 2000 лет назад, а украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом уже в XII веке. Чаша стоит  на подставке из оникса более позднего происхождения. Иногда на ней появляется надпись – имя держателя Камня. Сейчас – это слово, написанное на древнем арабском языке, и звучит, как «ассахира», то есть «цветущая». С чьим именем его можно ассоциировать – загадка.

...На вершине Монсегюра я сорвала несколько простых цветков – тысячелистник и бархотку. Наташа с удивлением заметила:
– Да такие у нас растут на каждом поле! Вам не поверят, что вы их сорвали здесь, – и тут же щёлкнула фотоаппаратом, чтобы запечатлеть подлинность действа. А я  ответила:
 – Всегда есть что-то общее, но мы так редко это замечаем, больше видим различия, и потому так много в мире агрессии и конфронтации. А эти невзрачные цветочки, растущие повсюду, – лечебные, и они очень похожи на самих катаров, смысл жизни которых был в помощи людям.

Там, на священной горе, похожей на сахарную голову или огромный каменный зубец – по-французски «Pog», среди развалин, хранящих тайну Грааля, я думала о значении подобных мест в нашей сегодняшней жизни. Они – как элементы великой мистерии человеческого духа, имеют вневременной смысл. Они присутствуют внутри нас – здесь, сейчас и всегда. Но осознаём мы это, только прикоснувшись к ним, да и то, возможно, не каждый, а лишь «горящие Монсальватом», ощутившие в себе Зов, хотящие «узреть» и «услышать»...


Статья печаталась в ж-ле "Дельфис" http://delphis.ru/