33. Аристей и Актеон

Книга Кентавриды
   
   Между тем Аполлон, не имевший обыкновения самолично воспитывать своих детей, но и не доверявший это дело их земным матерям, принёс к Хирону своего очередного отпрыска – Аристея, рождённого от нимфы-охотницы Кирены.

Тот был не так гениально одарён, как Асклепий, но обладал более разносторонними, причём сугубо мирными, интересами: мог понемногу и пророчествовать, и врачевать, но главным образом его занимало сельское хозяйство – козы, овцы, изготовление масла и сыра, насаждение оливковых и фруктовых садов, возня в огороде. К музыке и астрономии у него способностей не было почти никаких, но это дано даже не всякому богу. Зато Хирона вполне устраивал его спокойный и притом деятельный характер.
Аристей, будучи ещё ребёнком, терпеть не мог сидеть без дела, озорничать или бесцельно слоняться по окрестностям; он тотчас принимался благоустраивать пространство вокруг себя. Перегораживал ручей плотинкой, чтобы легче ловить рыбу, и строил из брёвнышек мостик, чтобы удобнее было ходить; высаживал перед пещерой Хирона самые красивые цветы в определённых сочетаниях, чтобы они радовали глаз с ранней весны до поздней осени; приручал диких животных; подкармливал зимой птиц – и даже разводил пчёл! Он не боялся их укусов – или внушил умным насекомым такое доверие, что они его не кусали.

 
http://www.bee-hexagon.net/en/vandyke.htm
(Франс Флорис, 16 век. Аристей-пчельник)


Казалось бы, пример трудолюбивого и рачительного Аристея служил доказательством того, что человечество не безнадёжно, а просто пока ещё малообразованно. Правда, по своему происхождению Аристей не был обычным человеком, однако и среди богов подобные качества характера встречались нечасто.

Впоследствии Аристея почитали уже не просто как героя, а как божество садов, пасек и сельскохозяйственных угодий. Не знаю, действительно ли Аполлон выхлопотал для него полноценное бессмертие (с условием локально ограниченного культа), или благодарные люди просто решили не забывать его, ставя ему статуи и алтари. Пожалуй, это был весьма редкий случай, когда почитанием окружили существо, прославившееся не убийствами, а наоборот, спокойным созиданием.

(Аристей. Статуя Франсуа-Жозефа  Бозио, 1810-е годы).

Его почти безупречную, по тогдашним меркам, биографию омрачил лишь эпизод с Эвридикой, невестой или женой Орфея, которую отчаянно влюблённый Аристей пытался похитить, и она, вынужденная спасаться бегством, впопыхах наступила на ядовитую змею, от укуса которой и скончалась на месте.
Вина Аристея была, конечно, косвенной (сердцу-то не прикажешь!), и Орфей не пытался ему мстить. 


А вот сын Аристея, по старой памяти также вверенный Хирону, резвый Актеон, пошёл совсем не в отца, и ровно ничем, кроме псовой охоты, не интересовался. Хирон, конечно, научил его метко стрелять и познакомил с повадками лесных зверей, но больше ничего для него сделать не мог.
 Актеон, как известно, плохо кончил, подглядев купание Артемиды и будучи по её наущению растерзан своими собаками, которых у него была огромная свора – тридцать пять или сорок псов. Дабы гончих не смутил вид и запах собственного хозяина, богиня превратила Актеона в оленя.
Хирон к этому времени совершенно разочаровался в этом дерзком юнце, который не слушал никаких предупреждений и увещеваний, – или же слушал, весело кивал, но делал всё по-своему.

(Актеон, превращаемый в оленя. Фонтан 18 века в Казерте под Неаполем)

Тем не менее, и про Актеона люди помнили ещё века и тысячелетия, посвящая его страшной судьбе картины, статуи, оперы и поэмы.