Мастер

Николай Шунькин
         - Скажите, пожалуйста, где кабинет директора? - спросил я у проходившего мимо меня мужчины.
         - Директор шахты в отпуске,   - ответил   он и,   не останавливаясь, прошёл  мимо. Я   не стал  его   догонять, так как  навстречу   шла миловидная женщина  лет сорока,  с умными,  как мне показалось, глазами.

         - Будьте добры, как мне пройти в кабинет директора?
         - Директор  в  отпуске,  - вежливо  ответила она, недоумённо посмотрев  на  мою  кислую физиономию:    выдала мне такую ценную  информацию,  а  я, видите  ли,  не  прыгаю от радости! 

Ничего ей не объясняя,  медленно пошёл по  длинному коридору.  Навстречу  шёл высокий гражданин в плаще, шляпе и галстуке.  Первое впечатление  было такое,  что работает  он не руками, а головой. Я повстречался с ним, бережно взял за локоть:
         - Я ищу кабинет директора шахты...

         Он брезгливо высвободил локоть  из моей  руки:
         - Директор   в отпуске!
         - Вы меня  неправильно поняли, - в отчаянье  сказал я, - мне надо   пройти  в   его кабинет!
         -  Я   же вам говорю - директор в   отпуске,  - сказал он, и довольный тем, что я глупее него, пошёл прочь.
 
Я  открыл дверь какой-то комнаты, всунул  в проём полкорпуса,  и в очередной раз задал   вопрос:
         - Скажите,  как  пройти  в кабинет директора  шахты?
         - Наш директор  в   отпуске,  - хором ответили  восемь молоденьких    девушек, то ли машинисток, то ли телеграфисток.

Не  в силах с ними спорить,  я ретировался.  В дальнем  углу  коридора  техничка мыла полы. Я направился  к ней: 
         -  Мамаша,  подскажи-ка  мне, как пройти в кабинет директора  шахты?
         -  И-и,  милай!  Не  вовремя   ты пришедши. Дирехтар чичас у  Мацести, кости  свои лечит,  - она присела на край стоящего  рядом огромного старого дивана. -  У прошлому годи он в Цхалтуби личилса, так приехал с осложнениями.  Потому чичас  в Мацесту  поехал.  Там  грязи полегше, значица, будут.  Тах-што, ежели  у тебя  сердце хворое,  ты в  Цхалтубу не ехай, луче в Мацесту...   

Я машинально  взялся за  сердце: оно  и в самом деле  начало побаливать.  Не дослушав  бабку,   пошёл по коридору назад. Из  лестничного проёма, перескакивая  через три ступеньки, как горный козёл, выскочил спортивного  телосложения, моих лет парень. Я схватил его за руку: 
- Дорогой, ты можешь мне показать,  где кабинет  директора шахты?   

Он  остановился, внимательно посмотрел на меня, - не  шучу ли, - и сказал:
         - Он в отпуске.
         -Ты не понял мой вопрос. Я русским языком спросил, где кабинет директора...
         - А я русским языком ответил: директор в  отпуске.
         - В моём  вопросе  тебе что-то непонятно?   - разозлился я, и крепче сжал его руку. Он резко выдернул её  из моих цепких пальцев, повертел ладонью у виска, и запрыгал  вверх по лестнице, перешагивая  теперь уже через четыре ступеньки... 

Отчаявшись  найти  кабинет директора,  я сменил  тактику.   У очередного прохожего  спросил: 
- Как мне найти дежурного  по шахте?
Ну, думал я, если и дежурный по шахте в отпуске,  плохи мои дела.  Но он чётко ответил:
         - Второй  этаж, третья дверь налево. Там  ещё табличка висит: «Технарядная».

         Наконец-то повезло, обрадовался я. Надо было у него спросить, где  кабинет директора...
Несмотря на то, что он был уже далеко, я крикнул: 
- А где кабинет директора?
         - Директор в отпуске, - успел ответить прохожий, прежде  чем   за ним  захлопнулась  дверь.   

Перед технической нарядной я перевёл дух, собрался с мыслями,  вошёл:
         - Кто дежурный по шахте?
         - Начальник смены Прасолов! - Он  не знал,   кто перед ним,   и   принял   меня  официально.
         - Админбыткомбинат у вас, - девять этажей! Заблудиться можно,  - издалека начал я.
         - Шахта новая, девять тысяч тонн в  сутки...  По этажу на каждую  тысячу, -  неожиданно для  себя сделал  он открытие,  - спецпроект.

Видя, что я не тороплюсь вступать  в разговор,  продолжал:
         - У нас  как  обычно  бывает?   Построят комбинат на двадцать кабинетов,  чтобы в  смету вложиться, а через десять лет вокруг него ещё сорок курятников  прилепят...

         Видно, строитель, подумал  я,  а  он  продолжал:
         - Ходишь по такому комбинату, как по кораблю, с этажа на этаж, с перехода в переход, вверх - вниз, пока найдёшь, что нужно...

         Наверно,  на флоте служил, подумал я и решил, что самое время спрашивать:
         - Да и у вас я уже полчаса хожу по этажам, не могу найти кабинет директора...
         - Он сейчас  в отпуске, - перебил меня  дежурный.
         - А  как мне пройти в  его кабинет?
         - Я  же вам  сказал - директор сейчас в отпуске!
         - Я знаю.  В Мацесте радикулит лечит грязями.
         - В  Мацесте он  был  в прошлом году. Сейчас  в Цхалтубо!
         - Не мог он  в Цхалтубо с больным сердцем поехать. Только  в Мацесту.
         - Вы больше меня  знаете?
         - Да мне, в принципе, всё равно, где он лечится.  В Мацесте, или в  Цхалтубо.  Мне надо попасть в его кабинет.
         - Ты что, тупой? - не на шутку рассердился на  меня дежурный  по шахте,  - я  тебе пятый  раз говорю, что директор уехал лечиться в...

         - Стоп, - остановил  я его.
         - Что  - стоп?  - не  понял  он.
         - Стоп,  в смысле остановись. Начнём с начала.
         - Что – с начала?
         - Наш разговор начнём с начала.
         - Какой  к чёрту разговор? Что ты мне  голову морочишь?
         - Я морочу  тебе голову потому, что я  спрашиваю то, что мне нужно знать. А ты говоришь то, что знаешь ты. Так  вот, мне не нужно знать то, что ты знаешь.
         - Спроси, что тебе нужно знать, я отвечу.
         - Я спрашивал, ты не ответил. Начнём с самого начала.

          Я принял  официальный вид:
         - Скажите, пожалуйста, где сейчас ваш директор?
         - Ты в самом деле  дурак! -  Он не захотел считать меня  официальным лицом.
         - Вы отвечайте, отвечайте! Это игра такая. Если хотите, тест называется. Так сказать, на соответствие...
         - Ну,  если тест, тогда, ладно... Вы из ЦНИСа? Тогда, наш директор в отпуске,  - он возвысился до официального лица.
         - Он поехал отдыхать или лечиться?
         -Он поехал лечиться. - Почувствовав важность  своей персоны,  дежурный  отвечал,  как  на  экзамене.
         - А в какой санаторий он взял путёвку?
         - В Цхалтубо... Вы же говорили,  вам всё равно...
         - Когда он  вернётся? - Его  реплику я пропустил мимо ушей.
         - Через три  недели. Он недавно уехал, а  путёвка на двадцать четыре дня.
         - А где его  кабинет?
         - Да  на кой чёрт вам кабинет, если директор  в отпуске! - взорвался с  новой силой  дежурный.
         -  Понимаете,  я  телефонный  мастер. У меня наряд: пока  директор  в  отпуске,  поменять  в  его  кабинете телефоны.
         - Ты бы так сразу и сказал!  А то битый час морочишь мне голову:  Мацеста, Цхалтубо,  сердце, грязи...   Какой-то  ты бестолковый. Спросил бы сразу, где кабинет директора, я бы тебе сразу и сказал!
         У меня отвисла челюсть.
         Висит до сих пор.

Судьба   http://www.proza.ru/2009/12/20/438