Все спокойно - происшествий нет!

Леонид Лехнер
Спектакль-игра по профилактике детских
дорожно-транспортных правонарушений.



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

КУЗЬМА – домовой, но очень маленький
БАБУСЯ-ЯГУСЯ – его родная бабка
КОТЕНОК – вундеркинд
ИНСПЕКТОР ГИБДД - настоящий
 




Под одиноко стоящий, на перекрестке двух дорог, Светофор, влетает чем-то взволнованная Баба-Яга. На ней лица нет.

БАБУСЯ-ЯГУСЯ /зовет./ Кузя, Кузенька, Кузьма!
/В зал./ Здравствуйте, ребята! Кузеньку маво не встречали? Ох, вредность мальца одолела! Ох, и замучила! Вот ведь, характер-то, а? Вот, темперамент! Ну, куда спрашивается, подался? Куда лыжи навострил? Мало, что ли, по свету помаялся? /С утроенной силой./ Кузя, Кузенька! Уж я ему постель-то стелила, по утрам кашу варила, а он вона чего удумал! Сбежал! Ку-узьма-а!!!!

Опять стремительно уносится, в ей одной известном направлении. В след слышатся скрежет металла, скрип тормозов. На грядке в это время появляется Кузя.

КУЗЬМА /видит ребят/. А-а-а, вот вы где притаились?! Вас то мне и надо! Уже четыре дня в городе живу, а в друзья так никого и не нажил. Уж на что в деревне тоскливо было, так там хоть с воробьями со знакомыми почирикать можно, с лягушкой-болтушкой в "кто дальше прыгнет" поиграть. А здесь что? Здесь все куда-то торопятся, бегут… И-хе-хе! Друзей нет, кругом одни прохожие. А "прохожий" - это тот, кто проходит мимо. Не остановится, не поздоровается, не поговорит…, это тот, с кем совсем не интересно. Вы-то, как я погляжу, совсем другие, верно? А давайте знакомиться?! Тебя вот, девочка, как зовут? Как? Андрюша? Или Валюша? А тебя мальчик? Стойте, стойте, так не годится! Так я ничего не расслышу. Давайте все вместе, одновременно. /Дети кричат./ О-го-го, вот как громко получилось! Очень громко! Но, по правде говоря, я так и не разобрал, кого как зовут. Давайте попробуем по-другому, сначала мальчики крикнут, как кого зовут, а потом девочки. Договорились? Мальчики – три, четыре… Девочки – восемь, двенадцать… Вот здорово, молодцы! Лихо у вас это получается… А меня Кузенькой зовут, то есть Кузьмой. Домовёнок я, узнали?

/Появляется Котенок со скейтбордом под мышкой./

КОТЁНОК. Добрый день. Вы что это тут так громко кричите?
КУЗЬМА. Привет! Мы не кричим, мы знакомимся. /Зрителям./ Верно, ребята? А это у тебя что такое? /Показывает на скейтборд./
КОТЁНОК /гордо./ Скейтборд!
КУЗЬМА. Что еще за диковина?! Никогда такой не встречал! Она для чего?
КОТЁНОК. Скейтборд – это доска, для катания. Одной ногой стоишь, другой отталкиваешься.
КУЗЬМА. А-а, понятно! Это что-то навроде самоката, только без руля! Сложная, должно быть, штука в управлении?! А давай кататься вместе! Заодно и ребят научим…
КОТЁНОК. Давай! Только здесь кататься нельзя. Здесь рядом оживленная транспортная развязка, можно случайно выехать на проезжую часть дороги и попасть под колеса.
КУЗЬМА. Под какие еще колеса?
КОТЕНОК. Под такие!.. Под колеса проезжающего автомобиля! Вот!..
КУЗЬМА. А где же тогда можно покататься? Ты сам-то, где катаешься?
КОТЁНОК. В парке, там для этого есть специально отведенная площадка.
КУЗЬМА. В парке?!..
КОТЁНОК. Ага…
ГОЛОС БАБЫ-ЯГИ. Кузя, Кузенька, Кузьма!
КУЗЬМА. Ой! Как же я раньше не догадался? Конечно же, в парке! /Мечется, бормочет/. В парке, в парке, в парке… Мне, кажется, уже пора!

Мгновенно исчезает, буквально проваливается на глазах у зрителей. Котенок остается один, удивленно озирается по сторонам. Опять слышен скрип тормозов, гудки машин. Как ужаленная влетает Баба-Яга.

БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Ужас! Кошмар! Что же это у вас тут делается-то, а? Как же вы тут живете? Уму не постижимо! Махины какие-то, железяки всякие снуют, взад-вперед разъезжают… Успевай токма увертывать! /Кричит./ Ку-узьма-а!!!! Как же он здеся?! Пропадет ведь! Ой, пропадет домовенок!
КОТЁНОК. Бабушка, вы кого ищите? Не мальчика ли, случайно, маленького разыскиваете?
БАБУСЯ-ЯГУСЯ /обрадовано./ Мальчика, мальчика… Лохматенький такой, чумазенький…
КОТЁНОК. Так это, похоже, он в парк отправился!… /Озирается./ Вот только что…
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. В парк?
КОТЁНОК. Ну да, я так думаю…
БАБУСЯ-ЯГУСЯ /озадаченно./ Какой парк?! А где этот парк?!!
КОТЁНОК. А это здесь, не далеко. Нужно только дойти до перекрестка, повернуть на смежную улицу и уж по ней идти, никуда не сворачивая…
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Улица-улица!.. Ты что же, думаешь, я разбираю, где тут какая улица?! У нас в деревне два дома и сразу околица, а здеся что? Дома как скалы, ничегошеньки не видать!.. Разве это улица?! Улица, это что, по-вашему?!
КОТЁНОК. Улица, это длинный ряд домов, между которыми проходит дорога.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Ох, умный какой! Я тебя не об этом спрашиваю! Почему у вас по дорогам, неизвестно кто табунами носится?! Почему старушек пугает?!..
КОТЁНОК. Почему не известно – известно! По улице движется автотранспорт, а также пешеходы ходят… Часть улицы, по которой идет транспорт, называется проезжей частью, а где пешеходы – там тротуар.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Тро-та-ту чего?
КОТЁНОК. Тротуар.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Где пешеходы?
КОТЁНОК. Где пешеходы.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ /распаляется/. А ежели мне на другую сторону надобно, срочно? Тогда как?!
КОТЁНОК. Для этого существует светофор.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Ясно! /Кричит./ Кузя! Кузенька! /Котенку./ Про светофор ты мне в следующий раз расскажешь. Некогда мне теперь, домовёнка искать надо. Ку-узьма-а!!!!

Самоотверженно бросается через дорогу. Опять скрежет, гудки, визг тормозов.

КОТЁНОК /кричит/.. Стойте, бабушка! Вы же на красный свет дорогу переходите!..
БАБУСЯ-ЯГУСЯ /возвращается, запыхалась/. Ой, мамочки! Да что же это такое делается! Ведь спокойно-то и пройти нельзя! Того и гляди, подомнут под себя, раздавят…
КОТЁНОК /как ни в чем не бывало/. Это, бабушка, все потому, что вы игнорируете указание Светофора.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Да кто он такой, Светофор-то твой?!
КОТЁНОК. Ни кто, а что. Это – средство световой сигнализации, служащее для регулирования дорожного движения.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Слушай, у тебя что, папа милиционер?
КОТЁНОК. Нет, мама. Она в Государственной автоинспекции мышей ловит.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Вон оно что! А я-то думаю, откуда он такой грамотный выискался… Умник!!! Лучше помог бы бабуле дорогу перейти!
КОТЁНОК. Нет ничего проще. /Менторским тоном, явно подражая кому-то из взрослых/. Чтобы перейти улицу, как положено, на зеленый свет, надо подождать всего 30-35 секунд. А если кто-то захочет сэкономить эти секунды, то может поплатиться своим здоровьем или даже жизнью.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Вот оно что!!!
КОТЁНОК /более доверительно/. Ведь водители машин стремятся как можно скорее проскочить перекрёсток, пока для них горит разрешающий знак светофора.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Ага, разрешающий, значит? Это какой же?
КОТЁНОК. Ну, это вам любой школьник скажет. Ребята, какой? Правильно, зеленый! Вот он как раз и зажегся для нас с вами. Дайте мне вашу руку – я вас переведу…
БАБУСЯ-ЯГУСЯ (послушно семенит рядом с Котом). Ох, переводи, милый! Переводи!..

/Яга и Котенок уходят, появляется Кузя./

КУЗЬМА /себе/. Ого-го! Еще немного и сцапала бы меня Бабуся- Ягуся! Чуфырики кавырики пумба юмба трубадур! /Детям./ Ну, что? Видели мою Ягусеньку? Это же тайфун, ураган!!! И дома, вот так все время, как заладит одно и тоже: "Носик тебе утру, головку причешу!" А я ведь уже не маленький!!! Да-да! Как ни как, домовой со стажем!..
А что это мы с вами все сидим, да сидим, и ни во что еще до сих пор не поиграли? Ведь непорядок… Я тут недавно, игру новую придумал: "Я – шофер" называется. Хотите, научу? Для этого нужно сесть поудобнее, руки вытянуть перед собой и схватить воображаемое колесо. Вот так! Схватили? Теперь я скомандую "Завести моторы", а вы мне должны дружно ответить "Есть завести моторы!" Три-четыре… Загудели моторы!.. У всех у вас в руках автомобильная «баранка»?!.. Сегодня мы работаем шоферами!!! Итак!!! Моторы – гудят, тормоза – работают, можно и отправляться!
/Кузя дает команду. "Поехали!". Дети гудят, дрынчат, завывают./
А теперь, дорога делает крутой изгиб. Осторожно! Мы все поворачиваем в левую сторону. Все знают, где у нас левая сторона? Крутим, крутим рулевое колесо… В какую сторону наклоняемся? Правильно влево. А теперь вправо… Еще круче, молодцы! Влево, вправо, влево, вправо.
Так, асфальт закончился, едем по грунтовой дороге. Здесь начинаются кочки да ухабы. А когда машина едет по неровной дороге ее начинает очень сильно трясти. Ну-ка, затряслись наши плечи, головы и руки… Но как бы нас сильно не трясло, руль все же из рук выпускать нельзя. А что это с нашими моторами случилось? Зачихали наши моторы. Бензин кончился. Что ж, придется срочно заправлять горючим баки наших автомобилей. Сжали правую ручку в кулачок, подняли большой палец вверх и опрокинули, словно бутылку, вниз. Дружно сказали: "Буль-буль!" Мало горючего, нужно еще. "Буль-буль, буль-буль!" Можно ехать дальше, но что это? На проезжую часть, прямо под колеса автомобиля выскочил… Кто может выскочить на проезжую часть дороги, ребята? Зайчик? Медвежонок? Правильно! Щенок, котенок, но может и маленький мальчик или девочка. Что же мы ждем? Нужно быстро тормозить! Где у машины тормоз? Нужно немедленно жать на педали. Ну и, конечно же, посигналить нарушителю. Как гудят машины? Бип-бип, баб-баб… У-у-у-у!

/Выходят Яга с Котенком. Кузя едва-едва успевает спрятаться./

КОТЁНОК. Улицы, бабушка, пролегают в разных направлениях. А место, где улицы пересекаются, называется перекрестком. Это самое опасное место на дороге.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Опасное, ой сама вижу, что опасное!… Но нам-то, что делать, пешеходам? Нам-то, как же в этом случае…
КОТЁНОК. Чтобы спокойно и уверенно чувствовать себя на улицах города, нужно постоянно тренироваться, изучать различные ситуации, которые могут возникнуть на дорогах, но, прежде всего, нужно знать "правила".
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Это что же за правила такие?
КОТЁНОК. А вот такие! "Правила дорожного движения"! Их соблюдают все и водители машин, и пешеходы. Понятно?
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Понятно. Но почему же я не могу перейти дорогу там, где мне хочется?
КОТЁНОК. Потому что водители не всегда готовы к появлению на проезжей части пешехода. Им ведь приходится одновременно и за другими машинами следить, и за дорожными знаками, и за состоянием проезжей части… И только там, где разрешен для пешеходов переход улицы, водитель снижает скорость и едет более внимательней. Ясно!
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Ясно! Не ясно только, куда мой Кузенька мог подеваться. Переживаю-то за него как! В парке-то его нет, и здеся тоже… Кузя!…
КОТЁНОК. Да не переживайте вы так, найдется ваш Кузя! Погуляет-погуляет и вернется. Мне вот тоже домой давно пора… Мама, наверное, уже заждалась. Ну, всего хорошего, до свидания! /Уходит./
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. До свидания! До свидания… /Опять спохватилась./ Кузя! Кузенька! Кузьма! Эх, было бы у меня золотое яблочко на блюдечке, на серебряном, покрутила бы я его, покатала, да тут же Кузеньку бы и отыскала. Да вот не задача, сестрица моя старшая, яблочко-то в прошлом годе одолжила, а вернуть никак не спровадится. Вот так всегда! Отдай руками, будешь ходишь ногами… Э-хе-хе!
Скучно, конечно, ему со мной, Кузьке-то! Мальцы-огольцы в городе развлечения всякие имеют, игры там, экскурсии разные, а ему-то где, ему куда податься? Вот и дернул со двора, словно ветер. Вы, небось, каждый день во что-нибудь играете? Вот какие, например, у вас игры самые любимые? Я слышала, в городе хоккей какой-то играют. Что ежели, наловчиться мне в хоккей играть? Небось, и Кузьке-то со мной веселее будет! Давайте, рассказывайте быстрее, что для этого нужно? Шайбу? Это что ж такое? Ага, маленькая такая, кругленька? Банка вот, консервная, не подойдет? Похожа на шайбу? Дальше чего? Клюшка нужна! А чем метелка моя хуже? Сойдет ведь за клюшку?! И-эх!…

/Звучит музыка. С криком. "Трус не играет в хоккей" Яга гоняет консервную банку по грядке./

БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Нужно стараться вести шайбу так, чтобы клюшка не отрывалась от шайбы. Теперь перекладываем клюшку с одной стороны шайбы на другую, идем "змейкой", делаем "восьмерку"… Короткий замах, удар, го-о-ол!

/Входит постовой милиционер с регулировочной палочкой./

ИНСПЕКТОР. Так, так… Нарушаем, значит?
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Чего нарушаем?
ИНСПЕКТОР. Правила нарушаем, бабушка. Мешаем движению, отвлекаем водителей, создаем условия для аварийной ситуации. На улицах должен быть порядок.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Так я это…, я и навожу порядок… Вишь улицу подметаю, банки собираю.
ИНСПЕКТОР. То, что подметаете улицы – это хорошо, а вот то, что на проезжей части находитесь, да еще без соответствующей экипировки – это плохо. Разве вам не известно, что на время ремонтных работ нужно выставлять специальные знаки и ограждения…
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Какие такие знаки, милок! У нас в деревне отродясь никаких знаков никогда не было. Ну, так если только, у виска покрутить, или там язык показать!
ИНСПЕКТОР. Нет, бабушка, не о тех знаках речь идет, а о специальных, дорожных. Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы и размеров и устанавливаются для предупреждения водителей и пешеходов об опасных участках… Вы вот подметаете улицы, так? А где же ваша униформа?
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. А это еще что такое?
ИНСПЕКТОР. Раз вы улицы подметаете, то и форма у вас должна быть соответствующего цвета, как у ремонтной бригады – оранжевая. Тогда все водители будут предупреждены, что на этом участке надо быть предельно осторожным.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. А, ежели кто из водителей-то из этих, не распознает знаков твоих мудреных?
ИНСПЕКТОР. Такого быть не может, потому что по всем дорогам во всем мире знаки одни и те же, И водители, и пешеходы обязаны знать и понимать их. А вы, бабушка, как я вижу, совсем не знаете правил дорожного движения! Придется вам пройти со мной в отделение, прослушать инструктаж и получить необходимое оборудование.
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Да некогда мне тут с тобой разговоры разговаривать! Мне Кузеньку маво отыскивать надо! Пропадет ведь он здесь без меня. Не видал случаем? Огольца малого…
ИНСПЕКТОР. Мальчик, значит, говорите, у вас потерялся? Приметы?
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Мальчик, мальчик! Мальчишка еще совсем… лет сто пятьдесят всего… Сбежал! Уж я же его путами-то опутывала, заговорами-то заговаривала, веревки колдовские на него накидывала. Бесполезно. Бежит сломя голову.
ИНСПЕКТОР. Если бежит сломя голову – то дело плохо…
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Жизнь, говорит, проходит! Пользы, говорит, от меня никому нет! Дак ведь жизнь-то только начинается! Будет еще польза-то, будет! Умей терпеть только, да ждать! Верно я говорю?
ИНСПЕКТОР. Верно. Что ж, попробуем помочь вам, поищем вашего Кузеньку.

/Уходят./
 
КУЗЬМА. Ну что притихли, приуныли? Не устали еще сидеть на одном месте? А мне, знаете, скучно стало. Давайте соревнование устроим. Я буду картинки показывать, а вы хором отвечать, где какая машина нарисована. Согласны?

/Дети отвечают. Кузя показывает картинки, где изображены легковые, грузовые, гоночные автомобили, автобусы, троллей бусы, трамвай и т.д. Одновременное Кузя расспрашивает ребятишек, в чем различия между ними, как можно их различать, какие сигналы они подают, какое у каждого транспортного средства предназначение./

Экскаваторы предназначены для копания. Тракторы ровняют дороги. Грузовые машины перевозят грузы, а легковые машины: автобусы, трамваи и троллейбусы перевозят людей. И все они издают непохожие друг на друга звуки – урчат, шипят, гудят… У каждой машины свой сигнал. Хотите, поиграем в игру "Кто громче крикнет"? Правая половина зала будет паровозиками… Как гудят паровозы? Левая половина будут автомобильчиками. Какие сигналы подают автомобили? По моей команде сначала гудят паровозики, затем автомобильчики. Три-четыре… А теперь все вместе! Эх, хорошо в городе! Нравится мне здесь – шум, гам, суета!

/Возвращается Баба-Яга. На ней яркая оранжевая тужурка, под мышкой несколько дорожных знаков, среди которых "осторожно ремонтные работы", " подача звуковых сигналов запрещена"./

БАБУСЯ-ЯГУСЯ. А вы знаете, что существует знак "подача звуковых сигналов запрещена"!
КУЗЬМА. Ой, Ягуся!
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Вот ты где! А я его ищу, я его разыскиваю! Я же ноги все истерла, по городу за тобой бегаючи. Что же ты творишь-то с Ягусей-то своей-то, Кузя. Я же тебя уже и с милицией искала. В каждую канаву заглядывала, под каждый листок нос совала. Стой! Куда ты?

/Кузя кидается вглубь сцены, по все видимости через дорогу./

БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Стой! Пешеходы должны переходить дорогу только в указанных местах, по полосатой дорожке, "Зеброй" называется!

/На шум выбегает Инспектор./

БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Товарищ милиционер подержите, пожалуйста, наглядную агитацию, а то Кузя мой под машину угодит ненароком…

/Инспектор не успевает и глазом моргнуть, как Яга кидается вслед за Кузей. Под забойную музыку начинается погоня. С разных сторон появляются то Яга, то Кузя, проносясь по грядке в разных направления. Нужно создать иллюзию, что они оба попали в транспортный поток и мечутся между машинами. Машины гудят, скрипят тормозами и с трудом объезжают препятствия. И когда Яга ловит Кузю и прижимает его к себе, они оба оказываются в кольце машин. Раздаётся свисток инспектора и все застывают в стоп-кадре./

ИНСПЕКТОР /сурово/. Нашелся, значит, беглец Кузя!
БАБУСЯ-ЯГУСЯ. Нашелся, значит…
ИНСПЕКТОР. Конечно, ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или что такое транспортный поток. Но какую опасность, представляет собой автомобиль, каждый ребенок должен усвоить неукоснительно.

/Бабуся кряхтит. Машины дают задний ход, и разъезжаются в разные стороны./

ИНСПЕКТОР. Как вы себя чувствуете, бабушка? Ногу-то не ушибли?
БАБА-ЯГА. Нога-то костяная, что с не сделается-то, сама вот только помялась… Да не столь помялась, сколь испужалася…
ИНСПЕКТОР. Вот видишь Кузьма, какой опасности ты необдуманно подвергаешь не только себя, не только своих близких, но и всех участников дорожного движения. Ну-ка, давай проведем следственный эксперимент. Встань-ка на тот край ширмы… Даю тебе задание: ты будешь бежать вдоль ширмы в мою сторону, но как только я скажу "Стой!" – ты должен будешь остановиться. Ясно? Давай попробуем. Беги!

/Кузя разбегается, но после команды "Стой!" он невольно делает еще несколько шагов./

 Вот видишь, сколько шагов ты сделал уже после команды "Стой!". А теперь, Кузя, попробуем еще быстрее – изо всех сил. Беги! Стой!

/После второй команды "Стой!" Кузя пробегает еще большее расстояние, пытается остановиться и падает./

 Теперь-то ты понимаешь, что для пешехода одна секунда – пустяк, шаг шагнуть, а вот для водителя автомобиля, секунда – вещь весьма и весьма серьезная. За 1 секунду машина, идущая со скоростью 60 км/ч, проезжает больше 16 м, а со скоростью 80 км/ч - 22 м. Перебегая дорогу многим и невдомек, что водитель просто не успеет остановиться. Автомобиль будет двигаться словно санки, даже тогда, когда нажаты тормоза. А если дорога припорошена снегом, а если покрыта льдом? В этом случае машина остановится только через 400 метров! Помни об этом. И вы ребята запомните.
КУЗЬМА. Простите меня, я больше так не буду. И ты Ягусенька меня прости. Я хотел приносить людям счастье, а о тебе совсем и не подумал
ИНСПЕКТОР. Что, ребята, простим Кузю? Будем надеяться, что эти приключения он запомнит на всю жизнь. Ну, а сами-то вы правила дорожного движения знаете, исполняете? А мы сейчас это проверим!
Предлагаю вам, быстро, не задумываясь ответить на вопрос, сколько цветов имеет светофор? Молодцы! Честно говоря, я ни на секунду не сомневался, что все ответят правильно. Конечно же, об этом знают все. Но вот почему, когда перечисляют цвета светофора, начинают всегда с красного? Не знаете? Да потому что "красный" – это цвет опасности! Красный – это запрет! И поэтому красный свет самый главный, самый первый.
Стоп машинам!
Путь закрыт!
Будьте осторожны!
Если красный свет горит-
Движенье не возможно!

А на какой сигнал светофора разрешается идти? На зеленый. Ну, а тогда для каких целей предназначен последний свет светофора? Какой у нас остался? Правильно, желтый. Он предупреждает водителей и пешеходов о том, что сигнал на светофоре будет меняться и надо быть очень внимательным.

БАБА-ЯГА. А давайте проверим, знают ли ребята дорожные знаки!

/Яга развешивает на ширме дорожные знаки, и ребята объясняют значение каждого, если у детей возникают осложнения, Яга с радостью помогает им./

Знаки в красном кружке называются ЗАПРЕЩАЮЩИМИ. А эти знаки предупреждают водителей о какой-то опасности и называются предупреждающими. Не знаю как вы, а я приглядела себе парочку знаков, которые бы повесила у себя в деревне.
ИНСПЕКТОР. Это, какие же, если не секрет?
БАБА-ЯГА. А вот такие! /Показывает./ "Осторожно, гуси на дороге". Едет лихач по проселочной дороги, идет на рискованный обгон, а тут бац - "Гуси на дороге", и машина прямо перед гусями тормозит.
ИНСПЕКТОР. А второй знак, какой?
БАБА-ЯГА. Второй – это: "До избушки на Курьих ножках - 2 км". Это чтобы гости дорогие мимо не проезжали. Я вам вот что скажу, дорожные знаки это не роскошь, а необходимость! Немую дорогу они в говорящую превращают. Помощники они все наши великие. И днем и ночью движение дорожное регулируют, оберегают жизнь пешеходов и водителей.
ИНСПЕКТОР. Совершенно верно! Ну, у вас в деревне движение еще не столь интенсивное, а вот жителям городов, чтобы безопасно ходить по улицам, необходимо хорошо знать не только о дорожных знаках, но и "повадки" автомобилей изучать. Если понаблюдать за движением внимательно, нетрудно заметить, что автомобили по улице едут, не как попало, а строго в соответствии с правилами. Можно найти множество тому примеров. К перекрестку подъехал грузовик и остановился. Почему он не едет? Потому что в светофоре горит красный свет. А в каком направлении поедет этот грузовик дальше? Не знаете? Он повернет налево, потому что стоит ближе к середине дороги и у него включен сигнал поворота налево. Можно о любой машине заранее сказать, куда она повернет или поедет прямо. Надо только знать правила движения.
КУЗЬМА. А можно и я что-нибудь для ребят придумаю! Давайте устроим еще одно соревнование! Нам для этого понадобятся две рисовальные команды. Команды выстраиваются в две колонны и ждут команду для старта. Затем каждый участник, каждой команды, по одному, подбегает к подготовленным нами планшетам, и как можно быстрее рисует какую-либо часть автомобиля "Кузов", "Фары", "Колеса" и т.д. Нарисовав, он возвращается в хвост своей команды и бурно переживает за остальных своих товарищей. Побеждает та команда, кто быстрее другой нарисует (раскрасит) грузовой автомобиль и чей рисунок будет наиболее похож на настоящий грузовик.

/В этой игре Кузьме помогает Инспектор. Он формирует ребят в команды, выдает реквизит, еще раз объясняет правила./

ИНСПЕКТОР. Молодцы! Побеждает команда "№№№"…
Ну, что ж, мы с вами и поиграли, и попели, и узнали много полезного и интересного. Напоследок, хочу сказать вам еще вот о чем: жизнь значительно сложнее, чем игра. Конечно же, вам нужно еще многому научиться и, прежде всего, научиться предвидеть опасные ситуации, и уметь из них выходить. Многие из вас скоро должны пойти в школу. Сначала вас будут провожать мамы и папы, кого-то бабушка или дедушка, но настанет время, когда вы будете ходить по улицам одни, станете самостоятельными пешеходами. Всем ли вам понятно, почему нельзя нарушать Правила дорожного движения?

Чтоб спокойны были за рулем водители,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Еще раз делаю вам всем предостереженье -
Учите правила дорожного движенья!

 Учите правила движения, и тогда можно будет всегда сказать: "На дорогах все спокойно – происшествий нет!" До свидания! Счастливого вам пути!


К О Н Е Ц.