Глава 7. Вслед за грачами

Анатолий Павлович Иванов
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты - наш самый весенний певец
Из березовой консерватории.
Николай Заболоцкий.

Весть о весне первыми приносят в наши края грачи. Они же открывают весеннюю миграцию птиц  с мест зимовок к местам гнездования. Вслед за грачами прилетают другие вестники тепла: скворцы и жаворонки. К этому времени весна уже закрепила свои позиции, набрала силу. С каждым днем растут и ширятся проталины, звонкие ручейки пробивают дорогу к реке. Сугробы осели, набрякли водой. Близится время вскрытия рек и ледохода.
С прилетом скворцов и жаворонков полнозвучнее становится птичий хор прилетающих в марте зеленушек и реполовов. Из весенних певцов эти птицы наиболее известны сельским жителям. Чье сердце не дрогнет, чье лицо не озарит улыбка, когда слышишь переливчатую трель жаворонка, неповторимую импровизацию скворца. Прекрасна у этих птиц миссия - извещать о весне, воспевать ее и песней утверждать в людских сердцах. А сколько восторженных и благодарных слов посвятили этим певцам поэты и писатели?!
В наши края скворцы прилетают в среднем 16 марта. За минувшие полвека самый ранний срок приходится на 8 марта 1997 года. Кстати, зa 50-летний период наблюдений всего десять раз скворцы появлялись у нас в первой половине марта, т.е. раньше среднемноголетнего срока. Так было в 1989 году - 10 марта, в 1961, 1966 и 1967 годах – 11 марта, в 1975 году - 12 марта, в 1958 и 1977 годах - 13 марта, в 1990 году - 14 марта, в 1978 году - 15 марта.
Обычный срок прилета - вторая мартовская декада. Но в поздние и холодные весны сроки прилета варьируются и даже переходят на следующий месяц. Но это редкий случай. За полвека - всего десять раз. Самый поздний срок возвращения скворцов отмечен нами 13 апреля 1958 года.
О прилете жаворонков можно судить по состоянию снежного покрова: появились на полях проталины - жди жаворонков. Сразу после прилета они начинают оглашать окрестности своими песнями. Средний срок появления полевых солистов за 46 лет наблюдений - 27 марта. В иные годы жаворонки даже опережают скворцов. В последние десятилетия так было дважды - 11 марта 1990 и 1995 годов.
Самый поздний срок прилета полевых жаворонков зафиксирован нами 12 апреля 1958 и 1965 годов.
В 1858 году с прилетом задержались не только жаворонки, но и другие "мартовские» птицы: грачи, скворцы, реполовы, зеленушки. И неудивительно. Исключительно холодным выдался тогдашний март - среднемесячная утренняя температура его составила минус 10,8 градуса, а дневная -  минус 2,2 градуса.  Особенно суровой оказалась вторая половина месяца, когда ртуть в термометрах опускалась ниже 25-градусной отметки (минус 28 градусов утром 20 марта). Лишь в конце месяца в полдень воздух прогревался до 1-2 градусов выше нуля. Но с приходом апреля стужа стала постепенно отступать.
В 1965 году грачи и скворцы явились в обычные для них сроки, а жаворонкам в тот раз подкузьмил апрель. В конце марта только-только начали проявляться на белизне снегов робкие проталины, как погода повернула на зимний лад - снегопады, морозы. В погожие дни, конечно, весна осиливала стужу: журчали ручейки, обнажалась земля на пригорках. Но з ночь, а то и днем зима перечеркивала все весенние завоевания. И только к концу первой апрельской декады пошла на уступки теплу.
Долго сопротивлялась зима в 1956 и 1964 годах (прилет жаворонков - 11 апреля). В 1956 году она была многоснежной, сугробы достигали почти трехметровой высоты, а январские морозы зашкаливали за 40-градусную отметку. Холодным простоял и март. Первые проталины на южных склонах берегов Лоби появились только в апреле. Лишь после мартовского равноденствия, когда прибавилось света и тепла, весна начала одерживать верх в поединке с зимой.