Секрет сильных учителей

Олег Басин
            Существует бессменное и очень устойчивое понятие в педагогике, с которым мы все прекрасно знакомы. Это понятие "сильный учитель". Сильный учитель — опора школы и залог высоких показателей. В чём здесь секрет, секрет силы, секрет залога?

            Как ни странно, секрет очень прост. Это моральное продавливание. Это создание и поддержание такой атмосферы, что для учеников не существует другого выхода кроме овладения предметом любым доступным ему способом или также любым способом добиться демонстрации своих успехов (истинных или показных — это уже другой вопрос).

            Сильный учитель — это такая форма линейного поведения, т.е. одинакового во всех ситуациях, которое является причиной особой настойчивости, основанной на отсутствии других интересов и других акцентов внимания кроме отслеживания выполнения главного норматива, называемого успеваемостью в педагогической терминологии. Внимание такого учителя постоянно направлено на одни и те же аспекты ученической деятельности и не позволяет им свернуть хоть сколько-нибудь в сторону, отвлечься хотя бы на что-нибудь, касающееся не только учёбы. По-сути, этот способ обеспечения результатов является воплощением тиранической политики, которая, тем не менее, приносит плоды.

            Тогда возникает вопрос, каким образом, по какому механизму достигаются учебные плоды при таком способе организации учебного процесса, основанного на тотальном контроле, на жёстких и неизменных требованиях, на постоянном давлении? Ведь ясно, что при отсутствии разъяснительной функции это само не дало бы результатов ни при каком запредельном давлении, взятом самом по себе.

            Это тоже чрезвычайно просто. Для этого существует цех репетиторов. Это с одной стороны создаёт хорошую официальную статистику успеваемости, а с другой стороны совершенно не учитывается этой статистикой, и получается, что достижение результатов обучения целиком причисляется к деятельности сильных и заслуженных учителей, хотя на долю последних приходится только функция продавливания и учёта. Вот основной секрет: всем видимое давление с их стороны, и усердный невидимый труд цеха репетиторов — с другой. Внешне всё выглядит, будто результатов достигает сильный и заслуженный учитель.

            Данный аспект (т.е. репетиторский) не может быть учтён статистикой, потому что обращение к репетиторам, как правило, тщательно скрывается. Конечно, не только репетитор может быть тем невидимым, но реальным деятелем образования. Это часто бывает кто-то из родственников или знакомых, но в любом случае, данное достижение происходит за счёт семьи учащегося.

            Это давнишняя практика педагогики, а отнюдь не современная. Педагогику нигде и никогда не интересовал механизм достижения результата — главное, что результаты есть. За счёт данного механизма поддерживается репутация подавляющего большинства сильных и заслуженных учителей. Это, как правило, очень энергичные люди, ведь они не особенно утомляются безумно тяжёлым учительским трудом, потому что основная тяжесть работы приходится на способ донесения до сознания, на достижение понимания путём тщательно рассчитанного объяснения.

            Подобная практика в современных условиях стабильно переходит на уровень школ и гимназий, где подавляющее большинство престижных и сильных достигают своих результатов тем же путём — путём организации давления и контроля, оставляя всю учебную часть репетиторам. Занимаясь с репетиторами, ученики подобных престижных школ и гимназий признаются им, что практически вся их школа (или гимназия) занимается с репетиторами. Получается очень хорошая статистика, подтверждающая состоятельность учебного заведения.

            В престижных школах и гимназиях работает и другой важный механизм высокой успеваемости. Это предварительный отбор учащихся. Т.е. учебное заведение создаёт впечатление об исключительности своей программы и своей методики (а это достигается путём скрытой и открытой рекламы), затем отбирает наиболее успешных, наиболее интеллектуальных и наиболее старательных учеников, которые требуют минимум работы. Казалось бы, если методика и впрямь действенная, так зачем же совершать отбор? Действенность учебной методики должна была бы демонстрироваться не столько на лучших и готовых, не только на средних, а даже на отстающих в прошлом учениках. Но, тем не менее, принцип отбора сочтён нормальным в общей системе образования, и надо только создать первичное впечатление, и отчаявшаяся в современном образовании публика повалит в такое учебное заведение, а туда попадут не все — лишь отобранные. К этому надо прибавить, что и первый механизм, механизм давления, не перестаёт быть актуальным. Люди, с большим трудом прошедшие по конкурсу в данную гимназию, стараются всеми силами теперь удержаться в ней, не ударить в грязь лицом, и за дело опять берутся репетиторы.

            Поддержание внешней стороны дела при туманных механизмах — всегда было основной заботой педагогики, просто сейчас она достигает своего самого кризисного состояния.