Размышления о Родине

Виктор Сорокин
Размышления о Родине

Если бы меня спросили, где моя родина, т.е. то место на Земле, с которым меня как бы связывает невидимая пуповина, я, недолго думая, ответил бы: деревня Малынь в Тульской губернии, где родилась моя мама и где с пяти до восьми лет прожил я сам.

Но вот что странно: родился-то я в Москве, а основную часть жизни – до сорока одного года, не считая деревенского отрезка, – прожил в подмосковном Пушкине. Почему же я не считаю родиной подмосковное Пушкино?

Конечно, формально моей родиной является Москва, коли я в ней родился. Но настоящей родиной является, на мой взгляд, то место, где я прожил какую-то часть осознанного детства, причем прожил, по меньшей мере, мирно, без насилия. Такая жизнь не может не быть счастливой и радостной, невзирая на условия жизни.

И, действительно, несмотря на страшную бедность, два с половиной года жизни в деревне остались в моей памяти сплошным праздником. Только однажды дед врезал мне деревянной ложкой по лбу за какую-то провинность за столом (возможно, первым полез своей ложкой в общую миску со щами). А еще пугал меня (раз пять) страшноватый, на мой взгляд (он был рыже-конопатый), дед Митроша да примерно столько же обижал, по дороге в школу, один агрессивный пацан с другого конца деревни. Но это уже сущие пустяки…

Я встречал людей, считавших, что у них не было ни дня счастливого детства, а потому никакое место на Земле они не связывали со своей родиной. По сравнению с ними, мне, конечно, повезло фантастически.

***

Однако наряду с родиной с малой буквы в общественном сознании циркулирует и понятие Родины с большой буквы. Это понятие оказывается не столь определенным, особенно у россиян. Неопределенность эту добавляет марксистский тезис о том, что у пролетариата нет Родины. Правда, осознав со временем, что этот тезис работает против идеи коммунизма, апологеты марксизма стали уточнять: у пролетариата нет Родины лишь в буржуазном государстве. А в тоталитарном?

И теперь мы подошли к постановке основного вопроса данной статьи: что же сегодня является Родиной для нравственного и образованного россиянина, то есть для интеллигента в классическом понимании этого слова?

С приходом к власти Путина государство начало широкомасштабную ликвидацию всех гражданских прав в обществе – в первую очередь, прав либерально-демократической интеллигенции. К осени 2008 года интеллигенция была фактически полностью отрезана от участия в общественно-политической жизни страны. Попытки создания либерально-демократических партий стали расцениваться как экстремистская деятельность и потому пресекаться самыми жестокими методами. В стране запрещены практически любые митинги и демонстрации (если, конечно, они не представляют собою поддержку власти); ликвидированы остатки независимости судебно-правовой системы; значимая свобода слова была ликвидирована еще при первом правлении Путина; убиты многие журналисты либерально-демократического толка и т.д. и т.п. Единственное право, сохраненное за либерально-демократической интеллигенцией, это право покинуть страну.

Тем не менее, подавляющее большинство народа выбрало руководителями страны безнравственных идолов, лишенных элементарно человечных чувств…

Базисом, определяющим все стороны социально-экономического развития общества, является нравственно-правовая система отношений в нем. Весь без исключения исторический опыт говорит о том, что тоталитаризм и все формы диктатуры ведут к разложению общества с последующим его уничтожением. И этот закон принял форму непреложности в новейшее время: отсутствие свободы слова делает невозможным нормальное функционирование экономики и государство рушится…

Отсутствие свободы слова (не формальной, а реальной) ставит интеллигенцию ВНЕ общества и государства. Угроза тюремного заключения за международный научный контакт вынуждает молодых российских ученых искать применение своему таланту за границей. Но не менее весомой причиной эмиграции является тотальная агрессивность большинства россиян...

Число убийств в России в шесть раз больше, чем в США, и в 19 раз больше, чем в Европе. Это прямое следствие почти полного уничтожения в стране интеллигенции. Число подписантов под призывом к Президенту проявить милосердие к беременной женщине составило всего сто тысяч человек. С учетом членов их семей и незначительного числа тех, кто отказался поставить свою подпись под ПРОСЬБОЙ к черствому и безнравственному (а может, трусливому?) чиновнику, максимально возможное число интеллигентов в России составляет полмиллиона – от силы один миллион человек.

Так вот, этот миллион граждан России – особый: Родина фактически отстранила всех этих людей от реальной общественной жизни, тем самым Родина им ИЗМЕНИЛА, ПРЕДАЛА их, …если, конечно, под Родиной понимать большинство населения вместе с его государственной машиной.

Исключив из общественной жизни интеллигенцию, народ тем самым отказался от элементарного знания того, что же именно происходит в стране и в мире. Без интеллигенции он так и будет верить своим безграмотным, лживым, но хитрым хозяевам, будто бы Россия – «тихая гавань» (не от слова ли «гав!»), а мировой кризис – это неудачная попытка американцев поставить на колени якобы встающих с колен россиян. Нет смысла доказывать россиянам, что они напрочь разучились работать (презренный россиянами американец за час производит продукции в ВОСЕМЬ раз больше россиянина!), что спасти страну могут только интеллигенция, либерализм и демократия.

За время правления последнего любимца нации производство сложной продукции в стране сократилось. Общество выезжает только за счет халявы – огромных источников энергии, «свалившихся с неба». И в этом состоит основная причина его трагедии. Халява отучает людей от труда. Нетрудовые деньги не ценятся – они вылетают в трубу. За восемь лет на гигантские нефтяные деньги можно было бы, наконец, построить в стране хотя бы дороги. Но их как не было, так и нет. Зато и дураки никуда не делись…

Так что же является Родиной для российского интеллигента? И вот я прихожу к выводу, что ее у него НЕТ…

Я думаю, что у интеллигента ее в принципе не может быть, ибо интеллигент работает на науку и господство нравственных принципов. При таком взгляде на Родину может вызвать недоумение любовь американских интеллигентов к своей стране. Но для американца Америка – это ЕГО страна, поскольку он реально участвует в государственном управлении. И все равно, Родина для американца это не то же самое, что, например, Родина для жителя СССР. Родина для американца – это не власть и не страна, а образ жизни, полноценным строителем котором он является. Для советского же гражданина Родиной являлись партия и правительство.

И если бы предо мною стояла задача с чем-то отождествить свою Родину, то, скорее всего, я отождествил бы ее с малочисленным бесправным интеллектуально-нравственным сословием России. Да вот проблема: каким именем называть ЭТУ Родину, в отличие от Родины Путина, Шаманова, Буданова, Лугового, Грызлова и несть им числа?..