Правосудие на основе кривды или несбывшиеся мечты

Андрей Староверов
Право слово правосудие всегда было очень важно для нашего народа. Главной традицией нашего общества была историческая тяга к справедливости. Русский язык – язык корневой и через эту корневую систему осуществляется связь с предыдущими поколениями. Понятия справедливость и правда понятия однокоренные. И там где справедливость, там правда, где правда – там справедливость. Получается этимологически, что правосудие – это справедливый суд. Собственно никто из юристов и не возражает, что суд должен быть справедливым. Однако на деле правосудия добиться не возможно, об это много пишут, предлагают различные варианты решения, но все они не затрагивают основ, причин отсутствия правосудия. Если правосудие – это справедливый суд, то право – это правда изложенная в законах. Но, как наш народ правильно изложил в пословице: Закон, что дышло – куда повернёшь, туда и вышло. Это основа суда не по правде, а по кривде. Этот путь очень кривой, путь с огромным количеством исписнной бумаги, называемой законодательством. В несправедливом государстве, при отсутствии правды – невозможно обеспечить справедливость и справедливый суд. Уже сами юристы и даже дети юристов окончательно запутались даже в юридических специализациях, не говоря же о самих текстах этой писанины. Справедливое законодательство очень коротко, а справедливый суд возможен только тогда, когда народ сам выбирает самых справедливых людей, людей самых мудрых, т.е. лучше всего понимающих и чувствующих традиции народа и именно им поручается рассмотрение спорных моментов относительно обычаев именно этого народа. Тесть справедливый суд – это суд осуществляющий правосудие на основе обычного права. Однако, у нас уже несколько столетий как суд осуществляется на основе не обычая, а на основе писанных, захватившими высшую власть над, некогда свободным обществом, князьями, царями и государями. Причём когда оккупанты изредка вводили маленький элемент справедливого суда, элемент правосудия – суд присяжных, то тут же через некоторое время в ужасе от него отказывались или как сегодня, отменяли почти все решения народных присяжных заседателей решением высших, назначаемых самими оккупантами судей. Ну да история потери свободы вольным некогда народом – тема отдельного разговора. Сегодня мы говорим о правосудии. Очень хорошо описали систему правосудия и кривдосудия, реализованную в России два великих отечестволюбивых русича. Не могу не привести здесь их просвещённое мнение.

Ода о Правосудии
Блаженство смертных, царств подпора,
Злодеев страх, невинных щит,
Ты, коего трепещет взора
Порок, хоть он венцом покрыт.
Ты, кое лиц не разбираешь,
Равно щадишь, равно караешь
Рабов, вельможей и царей;
Ты, без кого б и  боги сами
Не почитались бы богами
И не имели алтарей.

О Правосудие! - тобою
Хранится только смертных род.
Где ты — там с мирною душою
Трудов своих вкушают плод.
Где ты — там собственность священна,
Тобою твердо огражденна,
Ликует в счастливых сердцах.
Там всюду золотой рекою
Текут сокровища с тобою
И зрится радость на челах.

Где ты — там царствуют законы,
Там человек всегда почтен.
Там тверды  в основаньях  троны,
И к правде путь не загражден.
Там истина без страха ходит,
Ко всем без робости подходит
И чистою своей рукой
Личину с зависти срывает,
Коварство, мщенье обнажает
И кажет умысел их злой.

Где ты — там равными правами
Граждане пользуются все.
Там над породой и чинами
Заслуги верх берут одне.
Там гнусна лесть у всех в презрение,
Наружный блеск не в уваженьи,
Не чтут достоинством его.
Богатый с подлою душою
Ничто пред честной нищетою;
Добро превыше там всего.

Где ты — там вопль не раздается
Несчастных, брошенных сирот;
Всем нужна помощь подается,
Не раболепствует народ.
Там земледелец не страшится,
Чтобы насильством мог лишиться
Им в поте собранных плодов.
Любуется, смотря на ниву,
В ней видя жизнь свою счастливу,
Благословляет  твой  покров.
Где ты — там воин презирает
Опасности и жизнь свою.
Умру! — в восторге восклицает,—
Умру за Родину мою!
Я жизни ввек не пожалею,
Хотя жену, детей имею;
Паду ли от врагов  моих
И более меня не будет, —
Тогда закон их не забудет,
Есть правосудие для них.

Где ты — там Гений Просвешенья,
Лучами мудрости своей
Открыв зловредны заблужденья,
Ведет на путь прямой людей.
Науки храмы там имеют,
Художества, искусства зреют,
Торговля богатит народ.
Там дух зиждительный свободы,
Проникнув таинства Природы,
Сторичный собирает плод.
Душа покоя и устройства,
Источник всех великих дел!
Ты образуешь дух геройства,
Бессмертие есть твой удел.

О Правосудие! не можно
Тебя нам описать, как должно:
Ты  божество между людей!
Природа в красный день весною
Не восхищает нас собою,
Когда не зрим твоих лучей.

Где нет тебя — там всё рыдает,
Всё стонет, смерть к себе зовет;
Пожар вражды везде пылает,
И жертвы острый меч сечет.
Там всюду кровь течет ручьями,
Родители в борьбе с сынами,
Сыны против отцов идут.
Там сетует сама  Природа,
Права отъяты у Народа,
И тигры агнцов там пасут.

Где нет тебя — там все несчастны
От земледельца до царя ,
Законы дремлют и безгласны,
Там всяк живет лишь для себя.
Нет ни родства, союза, веры,
Там видны лишь злодейств примеры,
Шипят пороки и язвят;
Там выгод нет быть добрым, честным,
Быть другом искренним, нелестным;
Там чашу смерти пьет Сократ.

Где нет тебя. — там нет невинных,
Там гибнут все своей чредой;
Тот ныне жертвою был сильных,
А завтра сильных жребий злой
Ведет на эшафот кровавый.
Там совесть и рассудок здравый
Не сильны произнесть свой глас.
Народы там живут без цели,
Для коей жить они хотели;
Горят раздоры всякий час.

Но если то должно случиться,
Что мир с своей оси падет,
Вселенна в хаос погрузится
И солнце шар земной зажжет, —
То роковой сей день Природы
Тогда постигнет лишь народы,
Когда ты скроешься от них!
О, лучше мир пусть истребится
И больше смертный не родится,
Чем жить ему в бедах таких!

Нет, нет, живи ты вечно с нами,
Храни сей мир, храни людей,
Да твой обвитый скиптр цветами
Составит счастье наших дней!
Совокупи ты все народы,
Детей единыя Природы,
Под сень державы твоея;
Владей над целою вселенной,
И сей внушай закон священный:
Что нет блаженства без тебя!

Иван Пнин, поэт Радищевец


 
Зачем фемиды лик ваятели, пииты
С весами и мечём привыкли представлять?
Дан меч ей, чтоб разить невинность без защиты,
Весы, чтоб точный вес червонцев узнавать.
1816 год

Пётр Андреевичь Вяземский, Русский Князь, академик Петербургской академии наук, поэт, литературный критик. В 1812 году П.А.Вяземский добровольцем поступил в московское ополчение, состоял при Милорадовиче; в сражении при Бородине под ним были убиты две лошади.