Рафаат Кучликова Чио-Чио-сан моя жизнь

Анастасия Павленко
 Москва, декабрь. Вокзал. Веселая компания из молодых людей, стоя на перроне под огромными часами, провожают своего друга-поэта в Винницу. Идет необыкновенный снег - крупный, искрящийся. Тихонько заиграла гитара, и парни с девушками в четверть голоса стали напевать: «Та зеленая скамья, я признаюсь без вранья, даже в стужу согревала непутевого меня».Среди голосов неожиданно выделился один – девичий. Звонкий и чистый, он  постепенно остался звучать в одиночестве, остальные просто с упоением слушали его. Тут к обладательнице прекрасного голоска подходит молодой человек с гитарой, снимает с себя малиновый шерстяной шарфик и укутывает девушке с азиатской внешностью горло и рот, приговаривая: «Боже мой! У нас захудалая хористочка лишний раз в не отапливаемом зале не споет, а она с таким-то голосом на улице, в мороз!»
Это был конец 50-х годов. Молодого человека  звали Булатом Окуджавой, а девушку – Рафаат Кучликова.

Заслуженная артистка Узбекистана, солистка оперного театра Рафаат Кучликова, с нежностью и трепетом вспоминает эти незабываемые встречи с людьми, которые ознаменовали своим творчеством целую эпоху. Первый космонавт на Земле Юрий Гагарин, композиторы Мухтар Ашрафи, Вано Мурадели и Тихон Хренников, режиссер театра на Таганке Юрий Любимов, бард Булат Окуджава, журналист Владислав Листьев… Биография настоящего артиста всегда изобилует вот такими подарками общения, которые значат для человека порой куда больше, чем нажитое добро. Но не только этим может гордиться Рафаат Сулеймановна. Ее жизненный путь настолько интересен сам по себе, настолько ярок, а иногда и поучителен, что заслуживает особого внимания. Потому как именно такие люди и являются хранителями духовности и высокой культуры у каждого народа. К счастью, в Узбекистане это целая плеяда великих писателей, композиторов, артистов, к числу которых можно отнести и Рафаат Кучликову, пятьдесят пять лет  блиставшую со своим лирическим сопрано на сцене ГАБТа имени Алишера Навои. Восхищение ее талантом не имело границ, поклонники слали  восторженные письма и признания в любви со всего постсоветского пространства. Ее Микаэле в «Кармене», Татьяне в «Евгении Онегине», Маргарите в «Фаусте», Джамиле в «Лейли и Меджнун» и, конечно же, Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй», о которой особый разговор, рукоплескали и государственные мужи, и видные общественные деятели, и простые колхозники.

Всегда интересны истоки подобного вокального дара. Откуда все начиналось? Генетическая ли предрасположенность или острое желание стать певицей? И то и другое сыграло в судьбе Рафаат Сулеймановны определенную роль, а характер этой волевой женщины закалила сама жизнь.

В семье Кучликовых подрастало 8 детей. Их было больше - 13, но, учитывая всю трудность положения, в котором оказалась мать будущей певицы в жестокие и противоречивые 30-е годы, выжили не все.

Десять лет, как пронеслась кровавым смерчем гражданская война, разделившая население на правых и левых. Казалось, что все уже позади, и ничто не мешает строить большое новое государство под лозунгом: «Вся власть Советам!» Однако, набиравшему силу тоталитарному режиму мешали вчерашние герои, среди которых оказался и отец Рафаат – Сулейман Кучуков.

В прошлом, этот никогда неунывающий азиат с озорной улыбкой и сильным характером, которые потом переняла его дочь, возглавлял контрразведку у князей Романовых. Имел множество наград: четыре Георгиевских креста, ордена Святой Анны и британской королевы Елизаветы. Российский император Николай II лично вручал ему орден за проявленную храбрость. К сожалению, сегодня непросто описать все заслуги этого человека, сама Рафаат Кучликова знает о своем отце только из рассказов близких людей да из куцых документальных сведений.

– Папа был сиротой, мальчиком его случайно нашел на базаре один башкирский купец и воспитал его, – делится воспоминаниями об отце артистка. – Более того, увидев в нем природный ум и способность к языкам,  оплатил учебу в Клюевском кадетском корпусе. Отец прекрасно играл на рояле, на дутаре, как и на любом узбекском инструменте, многие из которых долгое время хранились у нас дома. Еще он любил лошадей. Создание ипподрома в Ташкенте – это его заслуга.

Заразившись идеями социализма и решив остаться на своей родной земле, Сулейман после отступления белогвардейцев стал на сторону Красной армии и даже получил награду из рук самого Фрунзе. Однако это его не спасло от расправы. Вызвав  Сулеймана Юсуфовича якобы на повышение в Москву, его тело потом было найдено растерзанным на железнодорожных путях. Но надо отдать должное принципу «кнута и пряника» тогдашней политики – Кучуковы, переименованная в Кучликовы, не стали родственниками врага народа: все дети получали персональную пенсию от государства, на что, собственно, они и жили.
В доме родителей  нашу героиню с детства окружала музыка, потому не мудрено, что сначала запела сестра Ойниса, а потом  и Рафаат заявили о своем таланте, разыгрывая в подражании Любови Орловой музыкальные сценки из кинофильма «Цирк».

А потом началась война. Два старших брата сразу ушли на фронт. Наступило время карточек и голода,  когда, казалось, не оставалось времени на музыку. Но именно пение и просмотр лент с Целиковской и Ладыниной помогали выжить в те годы испытаний. Девочки Кучликовы бегали помогать в госпиталь смотреть за раненными, кто-то пошел работать на заводы и детские сады. Но все жили дружно, делясь с последним.

Однажды у соседки пропали карточки на питание, так Рафаат сэкономила свой утренний паек и в конце недели принесла бедной женщине свои полтора публика с ложкой джэма. В те суровые дни и радости, и горести делились поровну на всех. Нужно было дожить до победы, причем дожить всем. А маячком светили жизнеутверждающие фильмы, кстати, снимаемые в Ташкенте.

-  Помню, однажды прибежала в госпиталь с новой песней «Темная ночь», которую школьницей услышала на съемочной площадке Ташкентской киностудии, где снимали известный фильм “Два бойца”, — вспоминает Кучликова. - Вдруг сзади кто-то обнял меня и прижал к своей щетинистой щеке, подхватив песню своим красивым голосом с незабываемой хрипотцой. Потом я узнала, что это был знаменитый Марк Бернес, который не поскупился на похвалу…

Да, у Рафаат и ее сестры Ойнисы, также ставшей оперной певицей, были достойные учителя. Первая оперная певица Узбекистана знаменитая Халима Насырова души не чаяла в своих талантливых ученицах, более того после удачного дебюта самолично осыпала их цветами. Рафаат, к слову, исполнила весь лирико-драматический репертуар Насыровой, прославившейся  блестящим исполнением партии Норгуль в опере Ашрафи и Василенко «Буран» и партии Син-Дун-Фан в опере «Улугбек». Кстати, работа над последним образом китайской принцессы, влюбленной в великого астронома, целиком захватила артистку. К примеру, чтобы по-настоящему ощутить атмосферу исторической эпохи Улугбека, она не раз летала в Самарканд на могилу великого ученого-просветителя и в его обсерваторию. А потом в 1958 году полетела в Москву Большой театр к самой Ели¬завете Владимировне Шумской, примадонне с удивительным голосом, чтобы та научила ее своему вокальному мастерству.
 
- И вот я живу в гостинице «Москва», беру уроки у Шумской, интенсивно занимаюсь, - рассказывает Рафаат Сулеймановна. - А в соседнем номере каждый вечер собирается компания. Слышен смех, пение под гитару. Я подумала, что какие-то хулиганы собрались, но спустя некоторое время, когда познакомилась,  оказалось, что в этом номере жил поэт из Винницы Василий Юахимович. У него собирались друзья, а сердцем компании был Булат Окуджава… 

Шарфик,  подаренный тогда на вокзале Рафаат Сулеймановна, с которого и началось наше повествование, певица будет помнить всю жизнь. С Булатом Окуджавой она потом встречалась еще не раз, приезжая в Москву. И каждая встреча с ним оставляла ощущение душевного тепла.
- У него я научилась быть камерной, - говорит Кучликова. – Он часто повторял: «Пой тише, тебя все равно услышат, главное, чтоб с  душой». Булат сам всегда пел с душой.

Петь - для Рафаат всегда было огромным наслаждением, без которого она свою жизнь просто не представляла. И когда однажды возникла опасность потерять голос, она пошла на настоящий подвиг.

Так, во время гастролей театра в Сибири Рафаат сильно простудилась, начал развиваться менингит. Потребовалось настолько быстрое  хирургическое вмешательство, что артистку самолетом доставили в Москву, в Боткинскую больницу. Предстояла сложная операция под общим наркозом. Но одна из медсестер вдруг проговорилась: применение наркоза может лишать певицу голоса. По требованию Рафаат, сложную и мучительную операцию проводили лишь под местным обезболивающим, чтобы только сохранить голос, это сокровище дарованное природой. И хирург, имевший военную практику, только поражался мужеству своей хрупкой пациентки.

Поражались силе воле и решительности Рафаат Кучликовой все, кому посчастливилось общаться с этой обаятельной женщиной.  А надо сказать, что ее творческая деятельность никогда не ограничивалась одной только сценой столичного театра и записями на радио. Она чувствовала острую необходимость рассказывать людям об искусстве, о том, что она так беззаветно любила и продолжает любить. Так ею была организована агитационная бригада, с которой артистка ездила по областям Узбекистана.

– Я объездила всю республику, и пианино с собой куда могла возила. Объясняла простым людям, кто такой Бах, кто такой Моцарт, что такое опера. Там, куда нельзя было привезти инструмент, мне либо на баяне подыгрывали, либо на чанге тональность давали, и я пела, – продолжает делится воспоминаниями певица, которую слышали воины-пограничники, чабаны Сурхандарьи, хлопкоробы Бухары, Самарканда, нефтяники Газлн, строители  и энергетики. – Однажды, в высокогорном селении под Термезом, после моего выступления на импровизированную сцену поднялся  слепой старик. Он прикоснулся к моему лицу и сказал: «Спасибо, доченька! Такого голоса и такого пения я в своей жизни никогда не слышал».

Ну, а лучшей своей партией Рафаат Кучликова считает партию мадам Баттерфляй из одноименной оперы Пуччини.

– Чио-Чио-сан – это, наверное, моя жизнь. Потому что когда я выходила петь главную арию, то даже ощущала соленый запах океана. Хоть мне и не довелось побывать в Японии, но я всем сердцем чувствовала эту загадочную, но почему-то такую родную для меня страну.

«Пуччини по праву называют певцом женской души, который являет нам образ Баттерфляй в удивительно мудром состоянии, несмотря на то, что она совсем молода, но изначально наделена умом, душевной красотой и целомудрием. Такой ее и сыграла Рафаат в спектакле, в котором, согласно авторскому замыслу, предельно заострена конфликтность и сделана зримой борьба девушки за свое счастье. Баттерфляй Кучликовой была удивительно хрупкой и мужественной и так правдиво жила на сцене, что зрители подолгу не отпускали ее, аплодируя актрисе», - так писала когда-то Лилия Струнникова о Чио-Чио-сан Кучликовой.
Кстати, Страна восходящего солнца всегда притягивали Кучликову. И это любовь нашла воплощение не только в героине Пуччини, но и в особое  увлечение.

Долгие годы Рафаат Сулеймановна собирала куклы, шкатулки, статуэтки, веера и многое другое, имеющие отношение к Японии. Зная об этой страсти Кучликовой, друзья и знакомые привозили их ей в подарок. Так и стоит на заветном столике в спальне среди милых сердцу вещиц фотография  молоденькой Рафаат, запечатленной в образе Чио-Чио-сан. Сама оперная прима по сей день хранит в душе многое из того, что покоряет в Баттерфляй. Женственность и красота и вместе с тем необыкновенное мужество – вот что роднит их обеих. Однако, в отличие от образа, неудача в личной жизни, случившаяся и с самой Рафаат, которая по роковому стечению обстоятельств не могла иметь детей, ни сломила ее. А свои материнские чувства она сполна отдала племянникам, которыми она гордиться на правах матери.

«Никто и ничто не заставит меня сделать то, против чего восстает  моя душа», - любит повторять Кучликова, не раз принимавшая непосредственное участие там, где требовалось восстановить справедливость. Будь то защита студентов в пединституте или консерватории, ветеранов в Домах престарелых или братьев наших меньших. Надо сказать, именно по ее инициативе в Ташкенте сегодня организуется Общество защиты животных.

- А как можно воспитывать детей, не прививая у них любовь к животным? – говорит Рафаат Сулеймановная,  которая с детства  заботилась о птицах, кошках и собаках. – Во время войны в школах были живые уголки, где выхаживали животных, подобранные на улицах. Пока мы не научимся беречь каждую травинку, каждое живое существо на планете мира не будет.
С этими словами ветерана оперного искусства нельзя не согласиться. И мне остается разве только пожелать Рафаат Кучликовой здоровья и удачи в ее благородных делах, которые она, несмотря на свой солидный возраст, не устает совершать.