Скульптор А. Брекер. Талант в нацистской огранке

Койфман Валерий
Несколько лет назад городе Шверине, столице федеральной земли Мекленбург–Передняя Померания, в музее Schleswig-Holstein-Haus была открыта необычная выставка - ретроспектива немецкого скульптора Арно Брекера (Arno Breker). Публика встретила эту выставку с большим интересом, но и с большой настороженностью.
Казалось бы, выставка скульптур -  рядовое событие, если бы не одно обстоятельство: скульптор Арно Брекер был официальным монументалистом Третьего рейха и любимцем Гитлера. Большинство его мускулистых богов, героев, знаменосцев и факелоносцев было уничтожено в 1945 году.
Тогда же советские люди, пожалуй, впервые увидели произведения Брекера. Это были солдаты и офицеры, разглядывавшие в бинокли и через прицелы орудий его монументальные статуи – «Факелоносец» и «Меченосец», стоявшие перед входом в ненавистную рейхсканцелярию (их официальния названия, данное самим Гитлером, как оказалось, были – «Партия» и «Армия»).
Выставка Арно Брекера в Шверине – стала первой после окончания Второй мировой войны. Последние 60 лет немцы предпочитали не вспоминать его имя, хотя скульптор продолжал работать и после войны. В СССР имя Брекера и подробности его биографии почти не упоминались.
Арно Брекер родился 19 июля 1900 года в Эльберфельде (Северный Рейн-Вестфалия), его отец был камнетесом и скульптором, и 6 лет своей жизни Арно был подмастерьем. Потом учился в дюссельдорфской Академии художеств (1920–1925 годы).
В 1926 году Брекер получает возможность учиться в Париже на деньги, заработанные первыми заказами.

Скульптор работал там до 1933 года; находился под влиянием Родена, дружил с Ж. Кокто, Р. Делоне, А. Майолем и многими другими известными деятелями культуры. В Париже он познакомился и со своей будущей женой, гречанкой Деметрой Мессалой - бывшей моделью П. Пикассо и А. Майоля. Позже Арно описывал то время, как «единственную эпоху, когда был счастлив». Он был  убежден  что «красота спасет мир», и особенно красота античная.
Брекер верил, что огромные скульптуры, созданные на основе античной традиции как часть декоративного убранства зданий, могут создать новую эстетику во всем мире. Несомненно, Брекер обладал большим талантом. Это признавалось представителями самых противоположных художественных и политических взглядов.

Вернувшись на родину в 1934, Брекер поселился в Берлине и работал на заказ: памятники павшим в Первой мировой войне, скульптуры для церквей и общественных зданий, две монументальные шестиметровые скульптуры для павильона Германии на Международной выставке в Париже, скульптурные портреты, в том числе портрет и посмертную маску опального Макса Либермана.

Официальное признание нацистских властей он завоевал своими статуями «Победитель» и «Атлет», созданными по случаю XI Летних Олимпийских Игр в Берлине (1936). В них четко выразилась неоклассическая манера скульптора, исполненная безупречного внешнего лоска, идеально вписавшаяся в нацистскую эстетическую программу с ее чаяниями нового «германского эллинизма» в искусстве. Однажды в ноябре 1938 года главный архитектор Гитлера Альберт Шпеер срочно потребовал Брекера к себе и сообщил, что ему дается восемь дней на изготовление моделей скульптур для канцелярии фюрера. 
«В тот день моя судьба была решена», -  признавался позже Брекер. К сожалению, он оказался восприимчив к пропаганде Третьего рейха.
Постепенно космополитичный скульптор-модернист превратился в страстного последователя нацизма. Он постоянно носил коричневую форму и золотой партийный значок, врученный ему в день сорокалетия.
Арно Брекер быстро эволюционировал в сторону монументальной гигантомании и вскоре стал любимцем самого фюрера.
Гитлер засыпал его заказами и даже поставлял военнопленных в качестве помощников в мастерской скульптора, чтобы Брекер успевал выпускать очередных германских колоссов («Товарищи», «Возмездие» и др.) для многочисленных сооружений в нацистском Берлине.
Однако «прославился» он, прежде всего, созданием ряда героизированных скульптурных бюстов Гитлера, Геббельса и других высших чинов рейха.
В 1939 Арно Брекер был официально приглашен в Москву для создания бюста И.В.Сталина, но поездка не состоялась в связи с началом войны. 

Арно Брекер стал самым награждаемым немецким художником времен нацизма. Фюрер и художник встречались довольно регулярно. Общение с Гитлером достигло своего апогея в июне 1940 года, когда Брекер сопровождал его в Париже, занятом немцами. Увидев парижскую Триумфальную арку, Гитлер заявил, что в Берлине должна быть такая же, но в два раза больше, а скульптурное оформление для нее должен исполнить Брекер.
Благодаря заказам, доходным  должностям, а также подаркам от Гитлера и прочих вождей, Брекер стал богатым человеком.
Во время войны у него была резиденция в Париже, особняк на острове Сент-Луи, где на стенах висели картины старых мастеров, а также Вламинка, Дерена, Пикассо, Леже.
Он был единственным германским мастером, которому позволили провести выставку в оккупированном Париже. Она состоялась в мае 1942 года в Оранжерее сада Тюильри.
Политические связи Брекера были большие, и, надо признать, что несколько раз он использовал их для восстановления справедливости. Не раз он вел себя довольно смело, вмешиваясь в судьбы тех, кому грозила беда. В 1943 году, например, он помог спасти от концлагеря подругу и модель А. Майоля Дину Верни, рожденную в России еврейку и коммунистку. Помогал он укрыться от гестапо П.Пикассо и другим, гонимым нацистами.

И все у любимца фюрера шло прекрасно. Так еще в 1944 г. в Германии о скульпторе был снят фильм: «Arno Breker – harte Zeit, starke Kunst» («Арно Брекер - жёсткое время, сильное искусство»), а уже весной 1945 года - бегство Арно Брекера из поверженного Берлина в Баварию.
Здесь в 1950 году денацификационный суд в конце концов признал его лишь «попутчиком» гитлеровского режима, учитывая, что Брекер спас нескольких коллег-художников от верной гибели.
Это позволило ему остаться на свободе, сохранить состояние и работать по профессии.
После войны известные банки, концерны и бизнесмены заказывают Брекеру скульптуры, рельефы,  портреты.
В числе его заказчиков был и канцлер Аденауэр. Скульптор дожил до объединения Германии, был принят в высшем обществе.
Он создал скульптурные портреты Г. Гейне, С. Дали, Ж. Кокто, императора Х. Селассие, Ж. Маре, президента А. Садата, деятелей немецкой еврейской общины, Р. Вагнера и множество других.

Сам Брекер ни в чем не раскаивался. До самой своей смерти (17 февраля 1991 года) он так и не оказался  в состоянии признать, что скомпрометировал свое имя и свое искусство, сотрудничая с нацистским режимом.
И вот выставка в Шверине. Скульптуры Арно Брекера, "нацистского Микеланджело", были выставлены на всеобщее обозрение, и каждый смог взглянуть на мускулистых арийцев с точеными лицами и идеальными телами.
В экспозиции представлены 70 скульптур всех периодов творческой карьеры Брекера из коллекции его вдовы.
Сам факт открытия выставки вызвал тогда сильнейшие разногласия в Германии. Против проведения выставки, ведущей к реабилитации Брекера, резко высказался президент Берлинской Академии художеств Клаус Штэк. С другой стороны, руководство земли Мекленбург–Передняя Померания, посчитало, что эта выставка «совершенно необходима». Их поддержал федеральный министр культуры Германии Б. Нойманн, считая, что выставка положит конец «ауре запретности» Брекера, а Нобелевский лауреат, писатель Г. Грасс (с 1944 года служивший в танковой дивизии Ваффен-СС) заявил: «Мы должны дискутировать с искусством того времени!».
Куратор выставки Р. Конрадес отмечает в каталоге экспозиции: «В условиях демократии нельзя накладывать табу на сложные периоды искусства, их нельзя просто игнорировать. Важен критический подход к этой теме. Я не думаю, что после посещения выставки кто-то захочет голосовать за неонацистов. Опаснее держать творчество Брекера в тайне. Это как раз и создает мифы».

И все-таки полная реабилитация апологета нацизма и  любимца Гитлера скульптора Арно Брекера не состоится, видимо, никогда.
Судьба этого весьма талантливого скульптора – убедительное свидетельство уязвимости и несовершенства человека, и пример неизбежного унижения искусства, когда оно не в ладах с фундаментальными основами морали.
Некоторые его произведения можно посмотреть на сайте  https://www.wikiart.org/ru/arno-breker