Умственный эликсир

Анатолий Коломейский
- Дороговато, - покачал головой Шалыгин, подозрительно разглядывая неприметный пузырек, в каких обычно продается микстура.
- Не жмись, мил-человек, - мягко уговаривал седенький старичок. - С моим умственным эликсиром такое можно придумать, что запросто отвалят Нобелевскую премию, а тебе бакса жалко.
- Может, действительно, взять? - прикинул Шалыгин. - Конечно, Нобелевская премия - дело долгое, но чем плохо, например, выиграть в подкидного у Смурякова? Надоело в дураках оставаться!
А представив, как он пронзит необычайно острым взглядом свою коллегу Танечку, упорно уклонявшуюся от попыток сближения, Шалыгин решительно потянулся за бумажником.
- Если эликсир - штука хорошая, - рассмотрел прозрачную жидкость на свет Шалыгин, - то  почему так дешево? Небось срок годности вышел?
- Вот видишь, - сказал старичок, - уже парами эликсира надышался! А дешево, потому что цена мысли разная: сегодняшний бред завтра может оказаться гениальным открытием.
- Прекращаю разбрасываться бредом! - сказал Шалыгин и для проверки средства в боевой обстановке отправился к Смурякову.
Рассудку было неспокойно. Воображение смело делало Шалыгина то гроссмейстером, то академиком, то советником президента по экономическим вопросам...
- Надо было больше взять! - испугался  Шалыгин. - Вдруг, одной дозы не хватит? Все-таки, школу с тройками закончил,  на службе звезд с неба не хватаю...
И он нетерпеливо откупорил пузырек. Содержимое не поддавалось обонянию.
- Старика о главном не спросил! - спохватился Шалыгин. - Как употреблять: внутрь или снаружи... Придется экспериментировать!
И, отхлебнув из горлышка, плеснул жидкость на голову. Шалыгин почувствовал, как зашевелились волосы, а желудок и мозг обменялись короткими спазматическими импуль-сами... Шалыгин испугался, хотел бежать...
- Стой, идиот! - Раздалась команда. - Куда?! Красный свет!
Ощущение было таким, словно за пазухой включился магнитофон.
- Проскачу! - легкомысленно ответил Шалыгин и понял, что внутренний магнитофон работает в паре с  невидимым роботом, железной рукой взявшим за горло.
- Что значит - проскачу? - раздался магнитофонный голос. - Скачок адекватен прыжку в условиях максимальных затрат энергии  в единицу времени и направлении вектора перемещения параллельно плоскости поверхности. При этом динамика состояний тела...
- Какого тела? - похолодел Шалыгин.
- Твоего! Идентифицированного по совокупности социально-психо-биологических факторов...
- Нет у меня никаких факторов! - ощупал себя Шалыгин.
- Не перебивай! - прибавил громкость магнитофон. - Итак, динамика перемещения тела описывается в системе полярных координат посредством уравнения Шмонькина-Пакгауза, опубликованном в последнем академическом вестнике...
- Из последнего я читал лишь программу телепередач! - прервал логическую цепь Шалыгин.
- Телевизор отменяется! - приказал голос.
- Мозгу нужна калорийная, богатая информацией пища - очевидно, дала себя знать часть эликсира, попавшая в желудок. - Пяток академических журналов - на первое, десяток научно-популярных изданий - на второе...
- Это какие же деньги я заработаю с таким умищем! - вдохновился Шалыгин.
- Ум нужен, чтобы тратить деньги, а зарабатывать можно разными глупостями! - отрезал магнитофон.
- Может, я пойду? - взмолился Шалыгин.
- Пойти? В смысле - перемещаться? - уточнил голос. - Зафиксируй скорость, ускорение, параметры среды!..
Шалыгин заплакал.
- За свой бакс такое терпеть! - всхлипывал он, размазывая слезы.
Магнитофон неугомонно бубнил о палеонтологии, сейсмографии и баллистике. Назойливо роились в сознании графики, диаграммы и схемы... Силы покидали Шалыгина.
И вдруг умственный шторм затих. С удовольствием ощущая в голове обычную легкость, Шалыгин осторожно пошевелился.
- Ура! - заорал он. - Время действия эликсира истекло!
И лихим наметом помчался на красный свет.
Вечером Шалыгин сражался в подкидного со Смуряковым и, проигрывая партию за партией, радостно смеялся.


Рисунок челябинского карикатуриста А. Тишунова