Побеждаем, когда терпим зло

Андрей Климов
               
                Какие могут быть, казалось бы, неясности и разнотолки в вопросе о победе и поражении? Всё было предельно понятно до прихода на землю Христа, но после первого Его пришествия ясности в этом плане заметно поубавилось. Известно, что Христос Спаситель учил нас прощать своих обидчиков и даже более того, подставить левую щёку, если нас ударили по правой. Сегодня некоторые патриотические деятели пытаются нам внушить, что мы стали заложниками, жертвами Евангельской заповеди о непротивлении злу, что, мол, наши враги ловко играют на наших религиозных чувствах, используя христианскую мораль как средство, нейтрализующее естественное чувство народного несогласия и возмущения на притеснения со стороны внутренних враждебно настроенных сил. Действительно ли это так? Неужели мы стали заложниками Евангельской морали? Как трактовать Христову заповедь о непротивлении злу?

                Все недоумения, оказывается, разрешаются очень просто. В Евангелии речь идёт о духовных методах борьбы со злом, которые в корне отличаются от физических - мордобоя, революций, геноцида. К духовным - относится преодоление греховной сущности своей собственной природы, покаяние (изменение своего сознания), непротивление злу (правда, только по отношению к своим личным врагам). Что же касается защиты Отечества от внешнего врага, или защиты ближних от посягательства на их жизнь и безопасность, то здесь и речи никакой не может быть о духовном противодействии злу. В этих случаях вступают в силу совсем другие заповеди: «Нет  больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя», «Прощай врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагов Божиих». Вот христианские заповеди, которыми следует руководствоваться при защите ближних или границ Отечества от вражьего посягательства. И это совсем не духовная борьба, а самая что ни на есть физическая. Чтобы противостоять злу на духовном уровне, надо достичь определённой степени духовной зрелости. Вот, что говорит о духовной борьбе со злом святитель Иоанн Златоус:

                «…обиженный и мнимо побежденный, когда переносит обиду великодушно, без сомнения получает блистательный венец. Во многих случаях лучше претерпеть поражение; и это даже есть самый лучший способ победы… Влекомый на мучение также бывает победителем, когда терпит узы, биение, сечение и мучительную смерть. Как в обыкновенном сражении падение считается поражением, так у нас - победою. Мы никогда не бываем победителями, когда делаем зло; напротив, всегда побеждаем, когда терпим зло. Точно также и блистательная победа бывает тогда, когда мы терпением побеждаем обижающих нас. Отсюда видно, что эта победа от Бога, потому что она имеет свойство противное обыкновенной победе, что и служит доказательством могущества. Не тревожься, не беспокойся; Бог дал тебе силу побеждать не сражаясь, но чрез одно только терпение».
               
                Совершенно ясно, что Иоанн Златоуст говорит о победе и поражении на духовном уровне, который ни  в коем случае нельзя путать с физическим. Так для чего же нам пытаются внушить, что мы, православные, стали заложниками Евангельских заповедей? Ничуть мы ими не стали. А наша пассивность в социально-политическом плане имеет совсем другие корни. Можно подумать, послушав отдельных наших патриотов, что весь народ русский глубоко проникся религиозным сознанием. Увы, увы! Зачем тогда нам навязывается эта путаница? С трудом верится, что некоторые «патриоты» прямо таки заплутались в двух соснах.