Счастье грибника - 2

Мальхан
СЧАСТЬЕ ГРИБНИКА - 2

Эпизод третий

Пару лет назад мы выбрались на бывший танковый полигон под Аэгвийду. Примерно пятьдесят километров по шоссе и километров восемь лесными дорогами. Перед речкой Соодла дорога заканчивается небольшой площадкой. Дальше надо двигаться пешком. Примерно через триста метров мы перешли через узкий Коерасильд (Собачий мостик) и оказались на холмистой дороге к лесным озерам. Я быстро рванул вперед и быстро отшагал пару километров. Подождав минут двадцать, начал беспокоится: куда пропали Таня и Дима? Вдруг они сбились с дороги на одной из многочисленных развилок лесной дорожки? Я пошел назад. Я уже почти добрался до моста через речку, когда их увидел. Они сидели на обочине дороги рядом с поросшей молодым осинником горкой. Рядом с ними стояли полные пакеты подосиновиков, которые они старательно сортировали. 
- «Это когда и где вы успели грибов набрать?»
Они мне объяснили, что грибами заросла вся эта горка. И предупредили:
- «Ты большие грибы не бери, там их много. Выбирай только молоденькие, у которых шляпка еще не развернулась».
После такого напутствия мне не оставалось ничего другого, как лезть по склону вверх. И тут я в первый раз увидел такое – на каждом метре росло три-четыре подосиновика разного размера и оттенка. За какой-то час мы набрали по два больших пакета отборных грибов и пустились в обратный путь. А вот обрабатывать грибы пришлось до глубокой ночи.
Через год мы снова приехали проверить это грибное  место. Но увидели на горушке только следы весеннего лесного пожара, пеньки вместо молоденьких осинок и едва пробивающиеся островки иван-чая.

Эпизод четвертый

Осень этого года. Октябрь. У меня выходной день выпал на среду. Ранним утром я вышел из подъезда и уже через полчаса пришел к своему «грибному огороду». Так я называю небольшой лесок возле речки Пирита, куда хожу уже лет пятнадцать с такой же регулярностью, как другие посещают свой приусадебный участок. Тут мне знакома каждая тропинка, даже знакомые деревья и коряги попадаются.
Вот на этом дереве я большого филина как-то видел. Он меня не испугался, а только внимательно следил за мной своими глазищами, когда я проходил в пяти метрах от низко нависшей сосновой ветки, где разместился на дневной отдых этот желтоглазый красавец. Полная неподвижность тела и медленный поворот головы градусов так на двести…
А вот и полянка. Где в прошлом году я собирал лесные шампиньоны, когда вдруг услышал треск веток под тяжелыми шагами неподалеку. Грибов было много, и меня брала досада, что на «мою» полянку идёт неизвестный грибник. Я стал шумно переступать с ноги на ногу, покашливать, - надеялся, что нежданный «конкурент» сменит направление. Но шаги становились всё ближе. Тогда я достал из кармана сигареты и поднялся, чтобы посмотреть на наглеца. В метрах пятнадцати от меня стоял здоровенный лось. Он стоял ко мне боком, высоко подняв горбоносую голову с короной аккуратных рогов и вся фигура «лесной коровы» излучала уверенность мощной силы молодого хозяина леса. Я тихонько подался назад. Знаю я эту обманчивую внешность миролюбивого травоядного!
Помню случай, когда в районе новостроек Мустамяэ такой же лесной бычок забрел на огороженную сеткой-рабицей детскую площадку. Как на грех, во двор вышла пара молодоженов, и молодой муж решил показать отвагу перед своей женой – решил вывести лося из ограды. Стоило ему зайти на огороженную территорию, и лось поднялся на задние ноги, а потом опустил передние копыта на плечи смельчака. Если учесть, что вес таких «бычков» редко бывает меньше полутоны, то совсем не удивительно, что смерть у парня была мгновенной.
Я не стал искушать судьбу, а тихо переступая ногами, двинул «задним ходом», оставив поляну в распоряжение лося. Тот сразу же этим воспользовался, наклонившись, что-то подобрал чуткими губами.
А вот сегодня кроме дятлов и ужей в лесу никакой живности не видно. Только сороки где-то поскрипывают. Вот я выхожу к самой дальней канавке, где обычно поворачиваю в сторону дома, и вижу, что старая низкая развилка осины на самом берегу канавки, густо обросла крепкими осенними опятами. Подхожу ближе и замираю – тут вдоль канавки целая аллея таких старых осин. И на каждой обилие опят! От самых корней и до уровня поднятой руки они разбросаны густыми кораллами по шершавой серой коре старых деревьев. Шляпки присыпаны чёрными «перчинками» характерных чешуек, ножки у опят толстые и ослепительно-белые на срезе. Срезать приходится целыми «кустиками», чуть придерживая шляпки свободной от ножа рукой. Ножки опят (толщиной с мой мизинец) поскрипывают под ножом со звуком свежевыпавшего снега под ногами морозным утром. Перебегаю от ствола к стволу и понимаю, что сегодня уже не пойду проверять места, где растут рыжики и волнушки. Моих двух лукошек не хватит даже на то, чтобы собрать хоть четверть этого грибного богатства.
Зато как хорошо моя жена маринует такие опята с чесночком! Все наши знакомые, когда мы приходим в гости, сразу спрашивают: «А традиционные грибочки не позабыли?»
Многочасовые прогулки по лесу всегда настраивают на особый лад. У меня нет жадности сборщика-добытчика (хотя азарт завзятого грибника всегда при мне). Но не будешь же гулять часами по лесу, не имея никакой конкретной цели… Самое главное, то ощущение, которым пронизано всё существо человека, который любит ходить по лесу в одиночестве – ты в Храме. В храме Природы, которая тебя вырастила в своём лоне, которая внимательно наблюдает за тобой всегда, а не только во время твоих блужданий по лесам. Она может осыпать тебя своими дарами, а может и погубить своей стихийной силой, если будешь к ней недостаточно уважителен.
А сосновые стволы стоят колоннадой, только подтверждая моё внутреннее убеждение.