Ветка сирени на мокром асфальте. Рецензия

Борис Бем
 
 
...В центре одноименной повести–судьба молодого поколения шестидесятых годов прошлого века. Молодая  сибирская девчонка с немецкой фамилией, так же, как и многие ее сверстницы, мечтает о будущем, о своем женском счастье. Влюбчивый, мягкотелый и авантюрный характер девчонки выводит ее на обочину жизни. Ее  недавний возлюбленный оказался человеком с криминальным душком. Совершив серьезное уголовное преступление, он пытается скрыться, однако во время милицейской засады погибает от меткой пули оперативника.
 В этой небольшой повести автором разработаны две сюжетные линии. Первая повествует о изломанной судьбе алтайской девчонки, по имени Андреа, немки по национальности, которая ступив на черную тропу, смогла сойти с нее через долгих тридцать с лишним лет. А пропасть эта, длиною в треть века, была заполнена тюрьмами, зонами, пересыльными транзитами. Что же было в промежутке? Короткие и жадные глотки свободы.
Другой герой повести, тоже русский немец–Андреас,  сибирский леспромхозовский шофер, оказался жертвой местных матерых расхитителей строевого леса. Однажды, совершая по липовым путевкам левый рейс,  сам того не подозревая, молодой человек попадает в поле зрения милиции, а дальше. Дальше, прощай семья, дочка и начинается монотонная, мрачная, полная тревожных дней и ночей,  черно-белая картина жизни советского зэка. Отстаивая свои права   в «стае волков» Андреас совершает новые ошибки, которые окончательно  приводят его в стан закоренелых преступников, где он вскоре оказывается своим и становится «законником» на зоне.
Судьба Андреаса выписана в повести значительно ярче алтайской девчонки, она на фоне его  жизненной трагедии долго находилась в тени повествования. И вот спустя долгих тридцать лет эти двое измученных и побитых жизнью людей, оказались волей случая вместе на своей исторической родине– новой для себя стране-Германии. Андреа только что оправилась от инсульта и с тусклой надеждой смотрит в завтрашний день. Здесь же, в больничных стенах, седая, с изрезанными морщинами  волевым лицом, женщина находит, как ей кажется, свое заплутавшее женское счастье. Она коротает у постели беспомощного, сломленного  таким же недугом Андреасом, длинные вечера и фантазирует свои планы на будущее. Все у них с ним общее, и судьбы очень похожие, даже имена одинаковые. Не Божье ли это знамение?
На этой доброй ноте автор прощается со своими героями, их дальнейшая судьба в их собственных руках. И вряд ли стоит сомневаться в том, что женщина упустит, предоставленный ей шанс. И в правду, аванс на доверие и тепло получен. В день святого Валентина получила вчерашняя зэчка дорогой подарок–рисунок, на котором Андреас неумелой рукой старательно вывел на бумаге  контуры ветки сирени, придав ее соответствующую раскраску. Рано опускать занавес,  ведь жизнь продолжается....
...В этой же книге напечатаны и две другие повести этого автора «Синдром отъезжающей койки» и «Сад закрыт на просушку» Герои обеих повестей– наши современники и описываемые в них события , охватывают период от времен Брежневского застоя до наших дней.
Поэтэсса Ольга Бешенковская в своем предисловии к  одной из книг Бориса Бема отмечает, что автор совсем не претендует на высокое звание писателя. Просто он тонко чувствует, что порой в нем публицист чаще берет берет верх над прозаиком, и это- принципиальная позиция автора. Мне же ничего не остается другого, как пожелать этому интересному литератору удачи. Думаю, его книгам уготована счастливая судьба...

       Борис Кандель,библиограф, переводчик, кандидат филологических наук г.Кёльн  2003 год.

P-S : Публицист Борис Бем–автор и других книг, вышедших в свет в последнее время. Среди них книга о Великой Отечественной войне под названием «Ошибка доктора Флека» и «Эмигрантские тетради»  Книга военной беллетристики  пронизана стержневой мыслью: «Не все немцы из стана врага были убийцами» Все сюжеты почерпнуты из жизни и выстроены на документальном материале. «Эмигрантские записки»–это прежде всего обобщенный опыт автора, его личное восприятие эмиграции. Книга ярко проиллюстрирована живыми примерами, взятыми из обыденной жизни, ее смело можно назвать наблюдениями не сквозь замочную скважину и даже не через розовые очки, вся она от корки до корки пронизана  горькой правдой и болью о пережитом.
В настоящее время у Бориса Бема на столе две большие работы– книга о  детях блокадного Ленинграда и большая повесть, основанная на автобиографическом материале.
Желающие познакомиться с творчеством автора и купить книги, могут заказать  их по эл. почте: b.meytin@gmx.de   
 

  Кельн,Германия,2003 год.