Гусар

Геннадий Никишин
...Мы быстро привыкли друг к другу. Я и снегирь. Он прилетал в наш город, в небольшую рощицу рядом с домом-многоэтажкой поздней осенью и гостил до самой весны. Когда дни становились длиннее, а солнце уже начинало пригревать по-весеннему, снегирь исчезал. Улетал на свою северную родину. Сказать по правде, это расставание вызывало у меня чувство грусти, но проходило несколько месяцев, и мой пернатый друг снова появлялся.
      
Вот и на этот раз я был приятно обрадован, когда в один из пасмурных осенних дней я снова приметил своего знакомого снегиря. Он стал появляться под нашим балконом всё чаще, прыгал по подоконнику с такой невозмутимостью, словно мы никогда не расставались.
      
Мне приятно было думать, что наша природа с отлётом большинства птиц на тёплые зимовья не совсем сиротеет и к тем пернатым, которые остаются с нами, присоединяются северные птицы, которым рады все...А в честь снегиря под Москвой даже назван целый рабочий посёлок. Снегири...

...Наш снегирь слетал с черёмуховой ветки, усаживался на окно и ждал, когда его чем-нибудь угостят. Я просовывал руку в открытую форточку и высыпал на специально прибитую полочку заранее приготовленные семечки подсолнуха, сушёные ягоды рябины и калины.
      
Птица принималась за трапезу, а я любовался её красотой. Ярко-красная грудка, на головке чёрный шлем, пепельно-серые пёрышки на крыльях...
Снегирь словно понимал, что хорош собой и, как модница, демонстрировал свой красивый наряд.
      
Я смотрел на свего северного отпускника и думал: «На кого же похож мой пернатый друг?» Ответ нашёлся сам собой – в нём было что-то от русского Гусара. Так снегирь получил своё имя ...
      
Шли дни. И вдруг однажды Гусар прилетел к нашему окну не один. Рядом с ним была его спутница. Та сначала осторожничала, садилась немного в сторонке, но уже через несколько дней освоилась.
      
Птицы весело прыгали за окном, выказывали нам доверие, брали корм, едва мы его высыпали. С тех пор пернатая семейка стала прилетать вдвоём.
      
Я много раз слышал, что снегири необычайно дружны и верны друг другу. Со своими собратьями держатся в тесном контакте. Очень доверчивые : подходи на несколько шагов и рассматривай красивую птицу, которая от морозов кажется ещё нарядней. Но если их вспугнуть, обидеть, то такого доверия уже не ожидай....Птицы запоминают обидчика в «лицо» и тут же улетают, едва его приметив. Такая доверчивость однажды обернулась бедой...
      
Пары образуются навсегда, и если кто-то из птиц погибает, стая тяжело переживают эту утрату. Часто возвращается в то место, где произошла трагедия. В такие дни их песни особенно грустны и трогательны.
      
Другие зимующие птицы на морозе подвижны, суетливы, непоседливы. Словно игрушечный шарик на резинке, кувыркается синичка. Неутомимая в поисках насекомых и их личинок. А вот снегирь не таков: он усидчив и терпелив, как рыболов. В снеговейные дни, в трескучие морозы, пожалуй, даже бывает приятнее услышать голоса снегирей, чем хор пернатых в мае. В снежных покоях глухозимья мил и дорог его скромный задушевный напев.
      
Снегири – отменные вокалисты. В их стаях нет молчунов. Поют даже самочки. Что ни стая, то хорошая капелла. Все равноправны: в стае «матриархат». У других пернатых такого уважения нет. Уж на что мастак скворец, подражатель многих птичьих голосов. И не только птичьих. В его «песнях» можно услышать лай собаки, мяуканье кошки, скрип деревенской калитки, сигнал поезда....А всё-таки знатоки певчих птиц умение снегиря оценивают значительно выше. Он чище и музыкальнее передаёт любую интонацию, а комнатный снегирь может подражать даже мелодиям. Запоёт канарейка, от тоже вскоре начинает петь её голосом.
      
Нежно и трогательно заботятся снегири и о своём потомстве. Кормлением малышей занимаются оба родителя. В случае опасности они смело бросаются на их защиту.
      
По-прежнему, почти каждое утро у моего окна появлялись снегири. Мне нравилось смотреть на эту дружную семейную пару, казалось, никакие обстоятельства не помешают этой птичьей преданности...Но беда случилась.
      
В один из зимних дней среди ветвей деревьев, растущих под окном, появилась знакомая снегурка, которая на этот раз прилетела одна и была чем-то напугана. Она билась в окно, не брала корм и как будто искала защиту у человека. Предчувствие беды, какой-то непонятной тревоги, охватившей меня, вскоре подтвердилось.
      
Мужчине-соседу подарили ружьё – «мелкашку», и его сыну захотелось его опробовать на деле. Во дворе подвернулась подходящая мишень – на кусте черёмухи сидел крупный, ярко-красный снегирь. Тот заметил опасность, успел подать стае сигнал тревоги, но сам улететь не смог. Этот смертельный хлопок многие слышали, но в большом и шумном городе уже привыкли к подобным звукам.
      
Узнав чуть позже от самого горе-охотника, что у птице на чёрном чепчике у правого глаза имелось небольшое белое пятнышко, я понял, что под выстрел попал наш Гусар. В случившееся не хотелось верить, мы продолжали ждать, но знакомый снегирь так больше и не появился у моего окна. Несколько раз прилетала его пернатая подружка. Она, видимо, как и мы, тоже надеялась на чудо. Но чуда так и не произошло. И снегурка тоже вскоре исчезла...
      
Снегири – очень доверчивые птицы. И я до сих пор не могу понять, почему произошло такое. Как у мальчишки поднялась рука на такую беззащитную перед грубой силой живую красоту природы!