Пастель - самая романтичная принцесса живописи

Койфман Валерий
Кто не помнит изящную картину художника Ж.-Э. Лиотара «Шоколадница»?
Молоденькая горничная (венская красавица Анна Бальдауф) грациозно несёт на подносе стакан чистой прозрачной воды и хрупкую фарфоровую чашку с новомодным шоколадным напитком. Выполнена была картина в технике пастели (фр. Pastel; итал. рastello, уменьш. от pasta – тесто) – живописи сухими мягкими цветными карандашами.
Прошло более 250-и лет, а краски «Шоколадницы»  даже сегодня пленяют зрителя своей свежестью и чистотой.

А началось все в 1499 году, когда известнейший французский художник того времени Жан Перреаль из Лиона, находясь в Милане, поделился с Леонардо да Винчи секретом изготовления необычных мягких цветных мелков для рисования, которые он сам и придумал.
Леонардо тут же использовал эти мелки для завершения ранее выполненного рисунка-портрета маркизы Изабеллы д'Эсте Мантуанской (теперь в Лувре).
Так, 510 лет тому назад, в художественной практике впервые появилась пастель, удивительное «детище графики и живописи», которое унаследовало от своих «великих родителей» их лучшие качества (сам Леонардо называл эту технику colorire a secco - сухое окрашивание).

Пастель - это мягкие цветные карандаши без оправы, спрессованные и отформованные из растёртых в тонкий порошок разноцветных минеральных пигментов с добавлением клеящего вещества (гуммиарабика), молока, иногда - мела, гипса, талька.
Пастелью называют и саму работу, выполненную в технике пастели.

Пастель бывает трех типов - «сухая», масляная и восковая (с добавлением соответственно  льняного масла или воска).
Основной техникой является «сухая» пастель. 
Масляная пастель применяются чаще в учебных целях.
Пастелью рисуют на шероховатых  бумаге и картоне (часто цветных), на грунтованном холсте, замше, пергаменте. 
Красочный слой иногда закрепляют специальным раствором, наносимым при помощи пульверизатора.

В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью.
Здесь нельзя смешивать краски, делая их более светлыми или темными.
Каждому тону соответствует свой мелок.
В XVII веке было известно 40 тонов пастели, в XX веке их стало уже 1650.
Пастель требует точности, интуиции по отношению к выбираемому цвету, потому что изменить его уже чаще всего невозможно, и знаменитый чистый «мерцающий» пастельный тон возникает лишь при первозданном нанесении.
Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость и  нежную, матовую бархатистость.
Именно это свойство пастели отражает словосочетание «пастельные тона».
Лучшие пастели написаны с наложением множества чистых красочных просвечивающихся слоев. Отсюда – их бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

Работа в технике пастели предполагает также растушевку пигмента, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев, так как ни один другой инструмент
оказался с ними не сравним.
Близость мастера к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает пастели ее глубину и тонкость.


В течение XVI-XVII веков пастель находилась как бы в «замороженном» состоянии, не переступая традиций чистого рисунка.
Однако уже в конце XVII века усиливаются ее живописные тенденции, растет тяга к пастелям, создающим иллюзию пространства, воздуха и света.
Если Англию называют родиной современной акварели, то Францию нужно считать родиной современной пастельной живописи, так как первые работы, полностью выполненные в этой технике, принадлежат французскому художнику Даниэлю Дюмустье (середина XVII века).

В XVIII веке пастельная живопись становится уже широко востребованной.
Ее тонкость и изящество, мягкая декоративность привлекают таких мастеров, как Буше, Кантен де ля Тур, Шарден, Грез, Лиотар, Менгс, Розальба Карьера.

Когда-то пастель применяли лишь для рисунков, эскизов, набросков – и причиной тому был, прежде всего, миф о недолговечности этой художественной техники.
Еще в XVIII веке Дидро высказывал свои опасения в отношении долговечности пастели: «...взмах крыльев времени не оставит ничего от славы великого мастера и драгоценная пыль исчезнет с поверхности, и часть ее рассеется в воздухе». Возможно, поэтому в пастельных работах того времени всегда присутствует щемящая нота изначальной обреченности, именно благодаря хрупкости самой техники.
К счастью эти опасения не оправдались. История доказала, что пастель тлену времени не подвержена. Ведь она состоит из того самого минерального пигмента, который является первоосновой всех известных натуральных красок.
Она не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Пожалуй, единственный недостаток пастели – она не терпит случайных прикосновений (на холсте или бумаге она не «застывает»).
Поэтому пастельные работы должны храниться под стеклом.
Пастели, безусловно, требуют очень хорошего освещения – тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности красок. Лучше всего – рассеянный дневной свет. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление, притягивая и завораживая каждого, кто наблюдает этот процесс.

Имперские державные стили – классицизм, ампир, академизм – не сильно жаловали пастель  из-за её «изнеженности», приглушенности, но  в XIX веке пастель снова оказалась востребованной.
Сначала романтики во главе с Делакруа, а также Милле и Коро  открывают в ней все новые и новые возможности.
Затем появились великолепные пастели Эдуарда Мане и его друзей художников-импрессионистов (Ренуара, Дега, Кассат и др.), которые полюбили живопись мелками за сильную линию, звучность красок и богатство фактуры.
В 1870 году во Франции даже была создана Ассоциация «художников-пастелистов».
Непревзойденным мастером пастели стал Эдгар Дега. Он обладал непогрешимым рисунком  и острым глазом, что позволило мастеру добиться в пастели невиданных эффектов. Никогда еще пастели не были так трепетны, виртуозно небрежны и так драгоценны по цвету и фактуре (в феврале 2007 на аукционе Sotheby’s в Лондоне пастель Дега «Три танцовщицы в фиолетовых юбках» была продана за $7, 87 млн.).

В России с пастелью успешно работали Орловский, Венецианов, Репин, Серов, Левитан, Кустодиев, Серебрякова, Петров-Водкин.
Валентин Серов использовал пастель в портрете балерины Анны Павловой (1908), ставшим плакатом «Русских сезонов» в Париже.
В XX веке художники тоже с успехом обращаются к пастели (Редон, Боннар, Вюйяр, Либерман, Чюрленис и другие).
Их творческие поиски нашли отражение в усложнении приемов и состава пастели.
В технику пастели включаются уголь, гуашь, темпера, акварель, радикально меняющие эмоциональное звучание пастели, наделяющие ее невиданной в прежние эпохи энергией.
Несмотря на внешнюю легкость исполнения, пастель - материал зрелых мастеров.
Дега начал рисовать пастелью в сорок лет, Уистлер – в пятьдесят. Шарден увлекся этой техникой, разменяв седьмой десяток. Его знаменитый «Автопортрет в очках» сделан в 72 года именно пастелью.
Конечно, в сегодняшней реальности существуют гораздо более грандиозные и важные вопросы, требующие пристального внимания, чем история пастели, которую часто считают лишь прекрасным цветком в огромном саду искусства. 
Однако в этом мире каждый цветок – бесценное сокровище! И если он вдруг исчезает, все мы становимся беднее.
Картины художника можно посмотреть на сайте 
http://gallart.by/Liotard_Jean-Etienne.html

Шарден, Жан-Батист Симеон. Все картины художника
https://gallerix.ru/storeroom/533117779/