Анна Шаланда. На игле

Анна Шаланда
На игле

Мы с Юлькой сели на иглу... швейную. Вернее сказать, Юлька – на швейную, а я – на вышивальную. И в этом нет ничего удивительного. Во-первых, мы – «юные» пенсионерки, хотя и работающие. Во-вторых, на игле сидит приличная часть населения страны. И это не только наркоманы, инсулинозависимые диабетики, больные и прочие личности с определенной патологией, которые(ым) вводят(ятся) наркоту или лекарственные препараты. Если о количестве наркоманов, амбулаторных и стационарных больных, страдающих тем или иным заболеванием, официальная медицинская статистика с ошибкой плюс-минус километр еще что-то может сказать, то те, чьи пальцы в нефабричных условиях исколоты этим древним орудием труда под названием игла, вряд ли станут объектом статистических исследований. А зря! В последние годы в нашем государстве имеет место массовое увлечение рукоделием, чему можно дать вполне научное объяснение.

На рубеже XXI столетия на стыке психологии, социологии, медицины (наркология, диетология и др.) образовалась аддиктология – наука о зависимостях. Аддикция (от англ. addiction – зависимость) – это состояние сознания человека, характеризующееся уходом от реальности путем изменения своего сознания. В зависимости от того, посредством чего осуществляется уход из реальности, выделяются зависимости:

• фармакологические или химические (наркомания, алкоголизм, табакокурение, токсикомания);

• субстанциональные (компьютерные, игорные, эмоциональные, сексуальные и любовные, трудоголизм и др.);

• пищевые (булимия, анорексия, вкусовые).

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

• психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.);
• активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.);
• люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку, но проблема патологической зависимости возникает тогда, когда стремление ухода от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы на потом. Этот уход может осуществляться самыми различными способами, в том числе и рукоделием.

Так вот. Мы с Юлькой тоже сели на иглу. Если в советские времена мы и нам подобные занимались этим по причине поголовного дефицита товаров, то теперь изобилие и ассортимент оных не служит утешением даже в редкие минуты женского счастья – шопоголизма. Приобретенная вещь радует недолго, тоска из-за беспросветности бытия и бесперспективности периодически вводит в состояние апатии, а то и депрессии. Но женщина – исключительный образец приспособляемости в целях выживания для выполнения своего биологического и социального предназначения. Механизм сохранения вида толкает ее на поиск способов самосохранения, количество коих не счесть.
 
Одним из таких способов является рукоделие во всем его многообразии. Изобилие специальной печатной продукции, доступность материалов, их поражающий воображение ассортимент – не случайное явление наших дней, а закономерная реакция рынка на запрос времени. А оно диктует: «Дайте женщине физиологичный и безопасный способ отключиться от реальности!». Вот и ковыряем мы иголкой: кто вышивает, кто шьет, а кто-то вяжет.
 
Пристрастие к печворку у Юльки появилось после рождения внука. Осчастливленная бабулька сначала мастерила причудливые лоскутные одеяльца, а впоследствии перепрофилировалась на американские звезды, каждая из которых носит название того или иного штата. Эти звезды так ее приворожили, что, беря иголку в руки, она стала ощущать дрожь от предвкушения процесса. Тут невольно всплывает знакомая картина. Стажированный алкоголик дрожащей рукой наливает водку в стакан, который нервно позвякивает, соприкасаясь с горлышком бутылки. А заодно с ним стучат и остатки зубов алконавта. Спасительный глоток – и жизнь снова продолжается! Вот так и у Юльки. Стоит только подумать об этих «Виржинии», «Калифорнии», «Огайо» и прочих американских тезках ЕЕ звезд, лишь увидеть кусочек завалявшегося ситца или взять иглу в дрожащие пальцы, как жизнь снова налаживается.

Что касается меня, то до недавних пор я уходила в астрал с помощью вязальных спиц, вывязывая всякие кофточки, юбочки, платья и прочие элементы дамского гардероба. Иными словами, стояла на позициях практицизма. Но с тех пор, как мои выходы в свет стали ограничиваться одним-двумя посещениями в неделю студенческой аудитории, необходимость в расширении ассортимента гардероба резко снизилась, и меня потянуло на эстетику. Вот так я начала вышивать крестиком. Теперь на коридорной стене красуются ветка бамбука, корзинка с фиалками, а скоро к ним присоединится ваза с цветами. Чудненько! А впереди – столько замыслов!

Милые дамы и редкие экземпляры мужчин! Смело беритесь за иглу! Она поможет вам в нелегком искусстве выживания в этой стране под названием Россия.