Слово об Учителе

Борис Гуляев-Бегом
       Год  назад  умер  мой  школьный  учитель. Сознание до сих пор не может
примириться с потерей. Со смертью  каждого человека, тем более  того, кого
мы  знали   долгие  годы,  уходит   частица  нас самих. И  верно  сказано:  не 
спрашивай,  по ком звонит  колокол –  он звонит  по  тебе. С Учителем  ушла
часть моего детства, моей жизни. Он был  для  меня  больше, чем  школьный
учитель, я  слишком  многим  ему обязан,  и  всегда  помню – кому  обязан  я
своими  успехами  сегодня. Вместе с  тем,  меня  не  покидает  чувство  вины
перед Учителем. Вспоминая своё детство, я  с горечью думаю о том, как часто
дети не умеют понимать и жалеть взрослых, как  бывают жестоки к ним!
      Рождение  и  смерть  идут  рядом. За  несколько дней  до кончины Учителя
увидела  свет  его  внучка. Кем она  станет  через  много лет – сказать сейчас
трудно, но одно можно сказать твёрдо: у доброго корня будет  добрый  плод.
Но не только в детях  и  внуках  продолжает свою жизнь после смерти насто-
ящий учитель. Он  продолжает жизнь в учениках. Какая ещё профессия име-
ет  подобное  преимущество?!
      Учитель был  большим  и  красивым  человеком. Кто хотя бы раз видел его
улыбку, вряд ли забудет её. Заводила в работе, трудяга, душа в компании от-
дыхающих, предельно честный  и  искренний  человек. Я  как-то  назвал его:
человек – спасательный  круг. И  действительно, сколько раз мы были свиде-
тели  того,  как  одно  появление Учителя  спасало  положение.  Его  энергия,
юмор, фантазия  разряжали  обстановку,  действовали  как свежий, ободряю-
щий ветер.
      Хотя  он был  моим школьным учителем истории, но всё же я лучше и вер-
нее запомнил его не за учительским столом  или у доски, а в наших традици-
онных  летних  походах  за  грибами. Он очень любил  лес,  природу, хорошо
понимал и чувствовал её. Учитель любил людей,  но не было в  его чувстве к
ним  излишней  сентиментальности. Учитель любил Россию, но молчаливой,
нежной любовью  кроткого сына. «Малиновый  звон» - последняя  песня, ко-   
торую он  не раз слушал  незадолго до кончины, будучи прикован к постели.
      Ещё Учитель  перед  смертью просил почитать ему сказки. Я узнал об этом
через год после кончины Учителя и был потрясён. Какой же чистой, непороч-
ной должна была быть его душа! Учитель вырос без родителей, воспитывался
в детском  доме. Радостных  и  счастливых  моментов  ему в детстве выпало
очень мало, как,  впрочем, всему военному и послевоенному поколению детей.
Если же и были в их юной жизни светлые, добрые часы и минуты, то они свя-
заны в большинстве  случаев  с  литературой, с  книгой, встречей  со сказкой,
с удивительным, чудесным миром, где возможно всё, где добро обязательно 
побеждает зло, где светит солнце, где неунывающий Буратино  проходит через
ряд забавных приключений, где мы вместе с Алёшей из сказки о чёрной курице
спускаемся в царство подземных жителей, или с девочкой Гердой отправляемся
на поиски братца Кая, где грустим с гадким утёнком, сражаемся со Змеем Горы-
нычем, ловим Жар-птицу. Сколько прекрасных минут, незабываемых пережива-
ний дарит нам в детстве встреча со сказкой! Больше, больше возьмите этих пе-
реживаний с собой в жизнь, и  спасена будет душа ваша! О, если бы вы знали,
как немного нужно отчаявшейся душе, чтобы  она воспряла, затрепетала новой
жизнью!  Нужно всего лишь убежать памятью  в  детство,  вновь  пережить  с 
героями сказок их приключения. Где торжествует добро, там нет отчаянья.
      Учитель любил жизнь. 56 лет, которые отвела ему судьба, прожиты по-чело-
вечески и достойно. И если в нас ещё продолжает жить вера в людей и если мы
ещё способны уважать человека, то только  благодаря тому,  что на своём пути
мы встречаем людей, подобных Учителю.


      Август 1992 г.