Меня зовут Джо

Аркин
Я кажусь себя вполне разумным и логичным. Вы кажетесь себя вполне разумными и логичными. Они кажутся себе рациональными и даже весьма…
Но если взглянуть на меня, на вас, на них с абстрактной точки зрения: поднявшись к высотам, или опустившись к глубинам, или даже просто из другого исторического времени, то наша с вами (и с ними) рациональность покажется нам сомнительной, а, в ряде случаев, смехотворной.
Речь здесь не о том, что мы все время от времени чудим, то есть не о частных проявлениях нашего безумия, а как раз о том, что для всех нас общее. Чтобы никого не задеть лично, тем более себя, назовем этого собирательного персонажа именем Джо. Почему Джо? А почему бы и нет, - это имя ничем не лучше, и не хуже прочих, тем более оно явно указывает на англосаксонские корни мирового помешательства.

Джо уникален. Даже не так. Каждый Джо уникален. Утром, поднимаясь с постели, он уже уникален, днем – на работе - сама индивидуальность, вечером – в кругу семьи – тем более, и даже ночью во сне Джо видит лично ему адресованные сны. И счастье и горе у каждого из нас индивидуально. Каждый из нас остро переживает состояние экзистенциального одиночества – пардон! – отделенности от окружающих. И чаще всего Джо одинок именно в толпе. В наши дни одиноки и индивидуальны все без исключения. «Как бы еще выпендриться!» - основной девиз любого современного Джо.
Это так смешно, что даже очень грустно. Безволосая, но весьма интеллектуальная, обезьяна всю свою жизнь, проводящая в стадном состоянии, считает себя одинокой!
Джо может сколько угодно считать себя индивидуальностью, но это очевидно ложное представление. Самообман! Мы копируем поведение окружающих нас людей с точностью до девяноста девяти процентов, и связываем отклонение в один процент со своей уникальностью. Учимся, как все, работаем, где все, ищем партнера по стандартной схеме. Свадьбы у нас такие же, как у соседей. И детей мы заставляем походить на себя, потому что иначе невозможно будет с ними общаться. И они, пусть упорно отказываются в это поверить, действительно, наши точные копии. Коллективный самообман поддерживается как самим Джо, так и теми Джо, что его окружают. Иначе, их индивидуальность тоже будет развенчана.
«Вам так идет эта шляпка!»
«Вы так хорошо играете на гитаре!»
«Это правда, что вы занимаетесь горным туризмом? Это так экстремально!»
В книге рекордов Гиннеса можно найти немало примеров таких индивидуальностей.
Представление об одиночестве индивидуума пронизывает все наше общество, порождая беспричинное отчуждение, непонимание, страх. Она понуждает нас обращаться к психоаналитикам и юристам. Юристы и психоаналитики – о, эти гиганты мысли, которые призваны перебрасывать шаткие мостки понимания между глыбами индивидуумов, плавающих средь собственных микрокосмов! 
Представление об одиночестве множит разделение и вынуждает учреждать союзы (партии, общественные объединения), порождает субкультуры и движения, чтобы преодолеть это отчуждение. Причем, чем далее, тем более. Это выдуманное одиночество основной причиной социальных, религиозных и расовых войн нового и новейшего времени, когда одинокие люди от безысходности объединялись между собой фактически по случайному признаку, ради обретения иллюзии единства. Единства, которое никуда никогда не исчезало…

Объективная реальность заключается в том, что биологически и духовно представители вида homo sapiens могут нормально существовать только при условии открытой общественной системы. Ну, вы меня понимаете?
Общественной – то есть при условии наличия хотя бы нескольких человек;
системы – то есть при условии принятия некоторых правил поведения, которые подавляющее большинство поддерживает;
открытой – значит способной запустить в себя кого-нибудь или что-нибудь со стороны.
Любая другая организация приводит к физиологическому безумию или деградации. Примеры: люди на необитаемом острове, секты, суициды.

Объективная реальность заключается в том, что Джо не одинок, и, как правило, не уникален. Наоборот почти любой человек в современном нам обществе является полезным винтиком в механизме обеспечения потребностей других таких же винтиков. В том весь и парадокс, что смысл существования Джо – это, как правило, удовлетворение не своих, а чужих потребностей, причем, не потребностей конкретных других Джо, а потребностей общественной системы, в которой другие Джо тоже не более чем винтики.
Объективной реальностью в нашем мире являются материальные ценности, проще говоря, различные блага и предметы, которые короче можно назвать словом «вещи». Люди в нашем мире характеризуются количеством и качеством этих вещей, причем для получения определенного общественного статуса необходимо обладать либо необходимым вещей по списку (квартира, машина, жена, дети), либо необходимым количеством всеобщего эквивалента (денег). Не вдаваясь в глубинный анализ современной общественной системы, можно характеризовать ее, как общество, в котором вещи взаимодействуют друг с другом посредством людей. Еще можно сказать, что в нашем мире восторжествовал примат вещей над людьми. Существование вещей имеет смысл, в то время, как значение переменной «смысл» для каждого Джо стремится к нулю.

Данная ситуация, на мой взгляд, является абсурдной. Хотя человек раз за разом на протяжении своей истории жертвовал своей свободой ради чувства уверенности в завтрашнем дне, но так далеко от здравого смысла человечество не забредало еще никогда.
Причем, нельзя сказать, что мы стали жертвой злого умысла. Скорее наоборот, сегодняшний мир – продукт наиболее эффективного и продуктивного стиля мышления, которое я бы назвал «количественным комплексом». Суть этого стиля мышления заключается в том, что при любой ситуации выбора Джо принимает то решение, которое ему выгодно (которое представляется ему выгодным). Он раскладывает ситуацию на количественные составляющие, производит расчет вариантов, и выбирает тот, который принесет ему наибольший доход или наименьшие убытки. Причем, для того, чтобы произвести расчет и вычислить выгоду Джо загоняет любую жизненную ситуацию в количественные рамки. Касается это всех областей жизни – от деловой сферы до отношений с противоположным полом, и расчет происходит автоматически, на уровне условного рефлекса.
Получение выгоды затеняет от Джо тот факт, что зачастую и сама выгода, и ситуация, в которую он попал по жизни, ему нафиг не нужна. Ты добился этого контракта и повышения в зарплате, но мечтал быть музыкантом, и не занимаешься музыкой потому, что это неденежное дело. Ты соблазнил эту сногсшибательную блондинку, но потерял простушку из параллельного класса, ведь теперь у тебя статус «секс-символа» класса. Ты стал чемпионом по CounterStrike, но было бы лучше, если бы ты вообще никогда не играл в компьютерные игры. Ты купил третью машину, и втайне страдаешь от этого, так как не можешь позволить себе поехать на работу на велосипеде.
Количественное мышление лишает Джо всего того, что невозможно исчислить: любви, дружбы, благородства, чести, совести, свободы. Конечно, он пытается по мере своих сил загнать все эти понятия в количественные рамки, но это плохо получается, а, если быть честным, не получается вовсе.
Общество само подсовывает нам эти ситуации, одну за другой, в которой мы, добиваясь мнимого успеха, раз за разом решаем задачки на вычисление выгоды. Но в итоге все мы, все Джо этого мира не имеем ничего, кроме этого успеха. Во главе этого мира тоже стоят люди, главы транснациональных корпораций, но они лишены возможности сказать правду – правду о том, что именно они вершат судьбами этого общества, то есть решением вопросов, что дать, а что придержать. Есть еще номинальные руководители стран, но и им приходится не сладко. Каждый день им приходится доказывать, что именно они чем-то руководят, и именно от них что-то зависит.

Естественно, такое положение вещей никто не хочет признавать. Джо размышляет так: «Что оттого, что я признаюсь себе? Да, я живу не так, как мне хочется, и не так, как мог бы, но точно так же делают другие. Да, и чего мне на самом деле хочется? Вот ведь вопрос. Еще не дай Бог узнать на него ответ. А тут все как-то устоялось уже. Течет себе и течет, как по маслу. В крайнем случае, пойду и напьюсь, или заведу интрижку на стороне, или просто пойду в баню с друзьями. Наконец, ведь я …»
…и здесь Джо добавляет какой-нибудь мало понятный для себя термин, обозначающий его принадлежность к «хомо сапиенс». Например, он может сказать, что он отец семейства, и у него есть обязательства перед женой и детьми. Также может сослаться Джо на то, что он христианин, или почетный донор, или ветеран войны.
Да, у Джо кроме количественного комплекса есть еще и социальный комплекс. Если с помощью первого Джо выбирает способы решения возникших проблем, то второй оправдывает поступки индивида перед самим собой и обществом. Так и ходят эти две неравные ноги: одна шагает, а вторая потом волочится вслед за первой. Бывает и так, что социальный комплекс у Джо сильнее количественного, и тогда вторая нога обволакивает первую, и человек топчется на месте, вздыхая и охая, ни на что не решаясь, и ничего не предпринимая.
Содержание социального комплекса может быть любым. Неизменным остается его функция – оправдать существование Джо на земле. Причем, именно такого Джо, какой он есть на данный момент.
Любая благотворительность, религиозность, вегетарианство или напротив, участие в движениях протеста, для человека нашего мира не более, чем ложь перед самим собой, желание отгородить от себя тот факт, что Джо всего лишь часть, взаимозаменяемая деталь огромной и бесчувственной машины, которое представляет собой современное общество.
Джо нашего мира ежедневно порождают столько мнимого смысла, столько сладкой лжи, что это вполне заменяет, по крайней мере, на данный момент, реальный смысл их существования и существования всего мира. Нас окружают пластиковые и одноразовые вещи, мы смотрим голливудские фильмы и едим нечто, на половину состоящее из консервантов. Но ложь остаётся ложью, и каждый Джо в душе знает правду.
Мы винтики огромной машины, состоящие не из железа, но из плоти и крови. Глядя, на тушки цыплят-бройлеров, наваленных грудой на прилавках в супермаркете, на тела несчастных созданий, которых растят в бесконечно жестоких условиях с одной исключительной целью – убить, – понимаешь: ты ничем не отличаешься от них, только размером клетки, продолжительностью жизни и разнообразием питания. Но эти размышления не имеют силы, потому что нельзя перестать быть Джо, невозможно перестать быть собой.
Глядя на торжество машин, эффектно продемонстрированное сериалом «Терминатор», осознаешь, что на самом деле, оно уже состоялось. И трагедия заключается не в том, что мы проиграли в битве, которой не было, а то, что победитель не желал этой победы за отсутствием желаний. Джо сам с уверенной улыбкой на лице, воспитанной в нём Дейлом Карнеги, с удовольствием отдал свою человечность и свободу взамен на обеспеченный быт и иллюзии успеха.
Но, как невозможно перестать быть представителем своего времени, так и невозможно перестать быть человеком. Свобода, как и смерть, никуда не делась. И время, беспристрастный вершитель, вновь расставит всё по местам, или перетасует в хаотическом порядке (термин зависит от точки зрения), вытряхнув человечество из привычного тёплого мирка на камни жестокой реальности. С болью и кровью свобода вернётся к человеку, чтобы он вновь начал строить себе клетку.
Или прервёт беспечную игру с собственным мнимым могуществом, и наградит непослушное своё дитя последним и успокоительным даром.