Путь к себе

Татьяна Камаева
               
   
               
 
               

   «Ты вспомнишь обо мне, когда потеряешь, прощай. Прошлое вернуть невозможно», написала Кристина, пришпилила записку к рабочему столу Вадима, взяла документы, необходимые вещи, немного денег и вышла на улицу. Она не знала, куда идти, но точно знала, что делать: надо снова  устраивать свою жизнь.

    А на улице её встретила старуха осень. Серое недоброе небо плакало мелким дождем, но Кристина не поддалась его настроению. Холодный   неприятный ветер пронизывал её душу, но она запахнула пальто и укутала грудь шарфом. Раздетые природой  деревья тревожно качались и скрипели ей вслед: «Дура, дура, дура». Вот с ними она была согласна. «Какая же я дура, - подумала Кристина,- девять лет отдала теперь уже чужому ей человеку, девять лет была ему женой, матерью и нянькой».
   Как это всегда бывает, они встретились случайно,  на  набережной Невы в славном городе Санкт-Петербурге, куда она приехала в командировку по направлению института из Москвы, где работала переводчиком.
   Было лето. Над Невой плыли белые ночи, школьники сдали выпускные экзамены и высыпали на набережную.
   Кристине не хотелось идти в гостиницу, она, стоя на мосту, смотрела вниз на воду, на беспечную молодежь и вдруг за спиной  мужской голос:
   - Надеюсь, вы не собираетесь броситься вниз?
От неожиданности Кристина отшатнулась от перил и увидела перед собой высокого парня в солнцезащитных очках со спортивной сумкой через плечо.
   - Нет, я не собираюсь сводить счёты с жизнью, - улыбнулась она и добавила, - я только начинаю жить и  хочу жить долго и счастливо.
   - А у меня недавно бабушка умерла, - как-то уж очень по-детски  дрогнувшим голосом сказал высокий молодой человек, снимая очки. Кристина увидела большие серо-голубые глаза, полные глубокой скорби, и тихо произнесла:
   - Я не знаю, что надо говорить в таких случаях. Вы, наверное, её очень любили?
   - Она – всё, что у меня было в жизни, -  он отвернулся и тяжело вздохнул.
Наступило неловкое молчание, которое прервала Кристина:
   - А давайте-ка выпьем по чашечке отличного кофе. Здесь недалеко. Поверьте, я знаю в этом толк. Как ваше имя?
   - Вадим, можно просто Вадик, как бабушка называла.
   - А я – Кристина. Для подруг -  Кристи, а для очень близких людей -  просто Крис. Только в этом городе у меня пока нет ни близких, ни родных.
   - Вы приезжая?
   - Да, я здесь по работе.
   - Кристина, пойдёмте ко мне домой, я сам угощу вас вкусным кофе, я тоже знаю в нём толк. Мы с бабушкой, - он запнулся, помолчал, а потом, поборов волнение, тихо добавил, - я теперь совсем один живу.
Не дожидаясь согласия, он взял её под руку, и они пошли вдоль набережной, через площадь и минут через десять свернули во двор, где стояли три высотки, которые смотрели на них множеством окон.
   - А где твои родители? -  она не заметила, как перешла на «ты».
   - Меня воспитывала только бабушка, я не помню своих родителей, - ответил Вадим и задумался.- Они погибли.
   - Прости, я ведь о тебе ничего не знаю, - виновато сказала Кристина и шагнула в подъезд.

   Его квартира находилась на восьмом этаже. В большой комнате в глаза сразу бросилась боксёрская груша, на полу лежали гантели, штанга и ещё разный спортивный инвентарь. На стене красовались портреты братьев Кличко, Кости Цзю. На столе, возле компьютера, стояла фотография молодой женщины с маленьким Вадимом на руках.
   - Это и есть моя любимая и незабвенная бабушка Маргарита Эдуардовна. Ей было всего шестьдесят пять, когда я нашёл её мёртвой. Она сидела на диване с открытыми глазами. Работал телевизор, а на кухне варился мой любимый рассольник. Я не сразу понял, что она умерла. А когда осознал, что её больше никогда не будет, то закрылся   в квартире и никого не пускал. Я целый день просил у неё прощение. Прощения за непослушание, за обиды, которые ей доставлял, за то, что  задерживался с друзьями. Я отключал мобильный телефон, чтобы она не нашла меня. Редко говорил ей слова благодарности, мало уделял времени. Помню её счастливые глаза, которыми она смотрела на меня, когда я с аппетитом поедал пирожки. Помню, как бабушка плакала, когда я поступил в институт. - Немного помолчав, Вадим задумчиво посмотрел на фотографию и задал вопрос скорее сам себе: - Почему мы часто только после смерти близких людей начинаем понимать и ценить их. Когда уже ничего нельзя вернуть?
 Он посмотрел на Кристину, как будто ждал ответа.
   - Прошлое исправить невозможно, - сказала Кристина, - и перестань казнить себя. Вадим, ты был хорошим внуком, если так уважительно рассказываешь о бабушке и так больно переживаешь её смерть.

  Она по-матерински взяла его руку. Вадим  машинально обнял Кристину, потом посмотрел ей в  глаза, в которых не нашёл отказа, и поцеловал в губы. На душе у него стало тихо и спокойно, ему было хорошо рядом с этой женщиной. Чаще всего именно незнакомому человеку открываешь свою душу, доверяешь самое сокровенное, самое тайное.  Первой взяла себя в руки Кристина, она встала и пошла  на кухню. Вслед за ней вошёл Вадим, он подал кофе и сказал:
   - Я сначала немного зёрна обжариваю…
   - Пока не появится на них масляный блеск, - добавила Кристина.
   - А я ещё бросаю щепотку соли, чтобы оттянуть вкус, - не унимался Вадим показывать свою искушенность в приготовлении кофе.
   - Можно  положить немного имбиря или цикория, только не во время варки, а вместе с молотым кофе, - теперь уже Кристина показывала свои кулинарные способности.
   - Ничья! – констатировал Вадим,  разливая кофе по чашечкам.
   - Уже поздно,- заметила Кристина, - мне надо уходить.
   - Останься,- попросил он, тоже переходя на «ты»,- у меня сегодня первый раз после смерти бабушки в квартире запахло уютом и спокойствием. Я боюсь, когда ты уйдешь,  опять все исчезнет и снова появятся тоска и печаль.
   - Я сегодня не могу, у меня ещё есть дела. Надо к утру сделать перевод статьи.
   - Ты переводчица, как моя бабушка.
   - Да, я перевожу научные статьи с английского.
   - Тогда давай завтра встретимся на мосту в пять вечера, - сказал Вадим.
   - В пять не успею, давай в шесть.

   Эту ночь он проспал, как младенец. Проснулся бодрым и отдохнувшим. Девушки в институте, где он учился на третьем курсе физико-математического факультета, сразу заметили в нём перемену. «Наш Вадик приходит в себя после смерти бабушки»,- шептались они на лекциях. Каждая из них мечтала обратить его внимание на себя, но Вадим был занят учёбой, он хотел стать хорошим  физиком и не просто физиком, а заниматься наукой. После занятий он, как всегда, спешил  в тренажёрный зал,  а тут инструктор заметил, что абонемент у Вадима закончился, и надо покупать новый. Он первый раз задумался о деньгах. Бабушка старалась ни в чём ему не отказывать, когда вышла на пенсию, работу не оставила, а наоборот брала переводы на дом, редактировала статьи. Она работала переводчиком в иностранной фирме и в совершенстве знала японский и английский языки. Только теперь, когда её не стало, Вадим понял, что она значила в его жизни. С этими мыслями он подошёл к мосту, где его уже ждала Кристина.
   На ней было  светло-сиреневое платье из тонкой материи, на шее повязана маленькая косыночка в тон платью, она стояла в белых босоножках на высоких каблуках и держала маленькую белую сумочку. «Если Кристина обернётся раньше, чем я подойду  к ней, она станет моей женой»,- прямо, как князь Болконский, подумал Вадим. Она оглянулась прежде, чем он сказал:
   - Какая ты красивая!
   - Как прошёл день без меня?
   - День прошёл нормально, а вот, что без тебя - это плохо. Пойдём варить кофе, я достал имбирь и цикорий.
Они снова варили кофе, разговаривали о жизни, а потом неожиданно, как первый раз  на мосту, Вадим спросил:
   - Кристина, у тебя есть мужчина?
   - Был, -  ответила она, -  только он существовал в другой жизни, и вспоминать об этом я не хочу. Я ведь старше тебя лет на пять, мне уже двадцать шесть.
   - А мне через неделю стукнет двадцать.
   - Совсем мальчишка, - бросила она ему с улыбкой, - ну, я пошла, мне снова надо вечером поработать.

   Никакой работы у Кристины на вечер не намечалось, просто она не знала, зачем находится в квартире этого молодого парня, у которого наверняка куча поклонниц. Вадим был хорош собой:  высокого роста, спортивного телосложения, глаза, как магнит, притягивали серо-голубым блеском, пышные длинные волосы, собранные в пучок, делали его лицо похожим на героя из боевиков. В общем, каждая девчонка мечтала о таком принце, но только не она. Кристина знала цену такой внешности и не хотела дважды наступать на одни и те же грабли.
   - Останься, - снова попросил он, - мне нужна такая, как ты, нет, мне нужна ты.
   - Да что ты знаешь обо мне? – Она резко повернулась и  заглянула ему глубоко в глаза, - Ты знаешь, что я  ещё в школе влюбилась в учителя английского языка и бегала за ним, как собачонка, предлагая себя. Но он не обращал на меня никакого внимания. Тогда я стала усердно изучать английский язык. Ходила на курсы, которые вели истинные носители английского языка. Я хотела покорить любимого учителя знанием его предмета, и я добилась своего. Он стал уделять мне больше времени. Мы оставались после уроков и долго сидели в пустом классе, упражняясь в английском. Он стал ухаживать за мной. К сожалению, ничего нет тайного, что бы ни стало явным. Наши отношения стали достоянием всей школы, его попросили уволиться по собственному желанию. Тогда и я бросила учиться, а была гордостью школы и круглой отличницей. Моя мама чуть не сошла с ума, когда я уехала с ним в Тверь. Мы стали жить вместе, и у нас  появилась прекрасная  крошечная малышка.
   Со временем я поняла, что нельзя заставить любить себя. Тебя или любят, или нет.  Совместная жизнь с самого начала не получила правильного развития. А с рождением ребёнка и совсем испортилась. Он не мог спокойно переносить детский плач, я не знала, что делать с дочкой. Она плакала днём и ночью. У меня появилось одно желание – выспаться. Я поняла, что идеализировала этого человека, потому что страстно любила его. А он поддался  чувствам и увлёкся мной. Увлечение - это не настоящая любовь, а эмоциональный подъём. Оно длиться недолго. Муж стал поздно приходить домой. Я догадывалась, что он проводить время с кем-то на стороне, но терпела. Из-за ребёнка. Но как я не оберегала нашу малышку, она все-таки  заболела воспалением лёгких. Нас положили в больницу. Там я решила, что не вернусь больше к Борису. Спасти нашу Машеньку не удалось. Эту страшную новость он принял спокойно, потому что его со мной больше ничего не связывало...  Ты не можешь пережить смерть бабушки, а как мне пережить смерть дочери? – Последние слова Кристина почти выкрикнула, как будто в том, что с ней произошло, виноват Вадим.
   - Останься, - он обнял её, прижал к груди, - маленькая моя девочка. Ты же сама сказала, что это было не с тобой. 
   - Вадим, я старше тебя на целую жизнь. Зачем я тебе такая?
   - Ты красивая, умная и сильная, - он держал Кристину в своих объятиях и с каждым словом расстегивал по пуговице на её платье. Она не сопротивлялась его движениям, а только закрыла глаза и отдалась ему.
   Утром Вадима разбудил запах кофе. Кристина чем-то гремела на кухне и через некоторое время появилась  в комнате с подносом в руках.
   - Кофе подано,- торжественно произнесла она.
   - Больше так не делай, Крис. Это я должен ухаживать за тобой и подавать кофе в постель. Ложись, я буду прислуживать тебе.
    Но желание обладать ею в этот миг было сильнее всего на свете. Вадим не стал усмирять его. Он поднял Кристину на руки и стал целовать глаза, волосы, потом овладел её телом, он чувствовал, как она отдается ему каждой клеточкой.  Они становились одним целым, а потом снова их поглотил сон.
   Теперь Вадим спешил домой, чтобы вновь и вновь испытать это чувство. Он желал её всегда и везде. Она даже уставала от его изобретательности. Его страсти не было конца, но страсть – это чудовище, которое хочет насытиться и пожирает тебя целиком, а когда удовлетворится, то успокоится и впадёт в спячку. И не пытайтесь разбудить страсть, это все равно, что будить покойника.
   
   Они сошлись. Она – молодой перспективный переводчик, и он - студент, не приспособленный к самостоятельной жизни. Кристине пришлось взять всю заботу на себя. Девять лет она героически держала семью на плаву, бралась за любые переводы, работала по ночам. Она научилась перешивать, перелицовывать и переделывать свою одежду, чтобы сэкономить деньги Вадиму на новый костюм, пальто и туфли. Ему и в голову не приходило, что Кристина ради него отказывает себе во всём, он привык, что о нём заботятся, он одет, обут, накормлен. Его эгоизм не знал границ. А когда, после окончания института, он стал заниматься квантовой механикой, то  интерес к Кристине совсем пропал, теперь физика стала  для него смыслом жизни. Девять лет Кристина отдала этому человеку, который перестал замечать её. Однажды, вернувшись с научной конференции, Вадим нашёл на рабочем столе записку: «Ты вспомнишь обо мне, когда потеряешь, прощай. Прошлое вернуть невозможно».

   Кристина не знала, как попала за город в район Комарова, помнит только визг тормозов, удар... а дальше тишина и мрак. Придя в себя, попробовала пошевелить руками, потом – ногами: « Целы», - мелькнуло в голове. Кристина попыталась приподняться, но снова потеряла сознание. Очнулась, когда уже стемнело. Медленно перевернулась на правый  бок и  постаралась подползти в сторону дороги, дышать было трудно, каждое движение доставляло мучительную боль. Уже к ночи Кристина кое-как добралась до края шоссе, и силы оставили её, она провалилась в чёрную бездну, которой не было конца, и вдруг ей стало так легко, боль оставила её тело. Кристина оказалась в тёмном тоннеле, и где-то там далеко, далеко показался свет. Она пошла туда, где было светло. Перед выходом из тоннеля она увидела заливные луга, где безмятежно играли дети, вот её доченька бежит ей навстречу, протягивает ручонки. Кристина хотела сделать шаг в этот райский мир, созданный самим Богом, где обитают безгрешные  души после смерти земной, не зная ни болезней, ни печалей, ощущая одно лишь непрестанное  блаженство. Еще мгновение - и Кристина прикоснется к своей малышке и останется в этом небесном раю, где нет места её обидчикам, нужде, несправедливости, зависти, злости… Вот она оторвалась от земли, но кто-то поймал её за руку и, как в неправильном кино, все повторилось наоборот: тёмный тоннель, чёрная бездна и нестерпимая боль. Кристина хотела видеть глаза человека, который посмел вернуть её в этот жестокий мир, мир, где она познала измену, предательство, потерю ребенка, что для матери больнее всего. Она оглянулась и словно через стекло увидела красивые мужские глаза, они с надеждой смотрели на неё. «Зачем вы это сделали, я хочу туда, к ним, там хорошо», - успела сказать Кристина и снова провалилась в чёрную бездну.
 
   Одиннадцать часов врачи колдовали над разбитым телом Кристины, семь дней она пролежала в коме, а когда сознание стало возвращаться к ней, первое, что она увидела – красивые карие  глаза мужчины, которые смотрели на неё. Глаза показались ей знакомыми.       
   - Где я могла вас видеть? – Кристина не узнала своего голоса.  .
   - Вери гуд, вери гуд! – сказал незнакомец.
   - Все хорошо, - перевел мужчина, стоявший сзади.
   - Ай эм спик инглыш...- еле слышно проговорила больная.
Незнакомец радостно улыбнулся, взял её руку и стал нежно гладить.
   - Вот и молодец, вот и умница, теперь будем вместе бороться за жизнь. Только разговаривать вам пока  рано, - сказал подошедший доктор и добавил, показав на иностранца, - вот ваш ангел спаситель.
    - Сенкью, - только губами произнесла она и пошевелила пальцами руки, которую держал незнакомец.
   Потом она узнала историю своего спасения. Поль Дарек, так звали незнакомца, был английским физиком,  иностранным членом-корреспондентом  АН России. В Санкт – Петербург прилетел на научную конференцию с докладом. Возвращаясь с конференции на  дачу своего друга в Комарова, он заметил на обочине дороги женщину – это и была Кристина.

   Ещё раз Поль Дарек прилетел в славный город на Неве через десять лет для участия в международном симпозиуме физиков.
   В фойе конференц-зала Кристина встретила свою первую любовь – учителя английского языка, он находился  здесь как переводчик.
   - Здравствуйте, Борис Кириллович. Не узнаёте?
   - Почему же, узнаю? Здравствуй, Крис. Сколько же мы не виделись, лет сто?
   - Девятнадцать,- поправила она.
   - Ты здесь тоже как переводчик?- он заметил на пальце Кристины дорогое обручальное кольцо и добавил. - Богато живёшь.
Кристина промолчала и  прошла в зал, показав, что говорить больше не о чем.
   За трибуной стоял седой, но достаточно красивый мужчина, он делал доклад о своём новом открытии, за которое получил Нобелевскую премию. Весь зал, затаив дыхание,  слушал английского столпа квантовой механики Поля Дарека...
  Когда докладчик замолчал, зал взорвался аплодисментами. Овации могли продолжались бесконечно долго, если бы он не прервал их словами:
   - Я хочу разделить эти аплодисменты с моим научным сотрудником, личным переводчиком и супругой Дарек Кристиной Романовной!
   Весь зал встал.
   - И ещё я хочу ответить своему коллеге, который сегодня в приватной беседе спросил. Если бы мне предстоял выбор между физикой и любимой женщиной, чтобы я выбрал? Так вот уважаемый коллега, оглянитесь вокруг. Посмотрите, сколько в этом зале известных физиков, мировых светил. Кто-нибудь обязательно и без меня сделал бы то, что я сделал. Богат ты или беден! Известен или нет! Это не имеет значение! Главное в жизни :  счастлив ли ты...
   На сцену вышла стройная седеющая женщина со сдержанной улыбкой на лице. В ней  Борис Кириллович  разглядел  свою ученицу, а уважаемый коллега Вадим Эдгарович, на вопрос которого только что ответил докладчик, узнал свою Крис. Он давно понял, кого потерял.
   Поль Дарек с большой нежностью поцеловал своей жене обе руки, и некоторым показалось, что в его глазах что-то блеснуло, была ли это слеза, или его глаза горели радостью, только всем было предельно ясно, что они светились счастьем.
   Настоящая любовь- это когда бескорыстно, без остатка, отдаёшь себя другому человеку.
   А может быть, я ошибаюсь...