"Явно, что свет христианства вовсе не «простой и белый»…
До очевидности ясно, что свет, при помощи которого мы всё видим,
вовсе не белый и уж в особенности не простой, а как-то окрашенный
и необыкновенно сложный… И что вокруг этих лучей, дальше,– за ними?
Природу великого Духовного Солнца мы можем сколько-нибудь постигнуть,
перейдя от трюизма о его свете – «простой и белый» – к исследованию
невидимых частей христианского спектра"… (В. В. Розанов)
У Розанова в его «Тёмных лучах» сделана попытка оправдать и узаконить зло...
По аналогии с солнечным светом, призмой разлагаемым в спектр радужных, в том числе и чёрных полосок, исследователь пытался оперировать понятиями жизни духовной: Сколь Христос – солнце Правды, следовательно и Здесь, по мнению Розанова, допускается оптический трюк «размежевания цветов».
В том числе, и по преимуществу, исследование чёрной части этого спектра,– этакая попыточка «поверить алгеброй гармонию»… Но что это, как не потуги указать самому Творцу – в чём Творец т в а р и не угодил! В нашем конкретном случае творцом правосудия скромно выступил господин Розанов, а ответчиком – вновь распинаемый им Христос…
Ценность человеческой жизни высока – мы говорим о бессмертии наших душ. Но бессмертие душ несомненное Таинство, и как можно загонять непостижимое, несоизмеримое человеческому восприятию, неподвластное нашему чувству Таинство в разряд меркантильных выгод и преимуществ!
«Что толку, если мы обретём весь мир, а душу свою потеряем?» – вопрошал нас Апостол. Маэстро В. В. Розанов мыслил иначе. Впрочем, бесстыжим и дерзостным натурам, похоже, совесть-то и не указ…