Происхождение восточных славян 4

Олег Паршев
8. Обряды

     Ещё одной яркой стороной языческого славянского мира являлись обряды (свадебный обряд, обряд погребения, инициации, при которых молодым людям приходилось выдержать немалые испытания).
Особенно красочным был свадебный обряд. Он поражал своим размахом и великолепием. По славянскому обычаю, жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении. Затем отцу невесты жених давал выкуп. В предсвадебный день никаких увеселений не происходило. Все тщательно готовились к веселью. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к храму или священному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли каравай. Позади молодых несли чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей. Обряд венчания производил жрец (волхв). Он брал невесту за руку, поручал её жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. После этого все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых. Перед ними стояла на столе жареная курица, но съедать её позволялось лишь по окончании пира. Так что, ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. Застолье заканчивалось игрищами, после которых все расходились по домам.
 С принятием христианства в 988 г. язычество постепенно уступает православию свои лидирующие позиции. Тем не менее, культы старых богов оставили существенный след в культурном наследстве славян. Даже в православной вере до сих пор присутствуют элементы языческих традиций и верований (рождественское колядование, празднование масленицы).

9. Фольклор

Немаловажное место в быте славян (и так же, связующим звеном между разными племенами) занимало народное творчество – календарно-обрядовые песни, былины, «слова», воинские повести, а после крещения – «жития» и «наставления». К обрядовым песням относились колядки, «игровые», «наборные», «подблюдные» песни. А, помимо того, масленичные, «веснянки», «волочённые», «семикские», «русальские», костромские, «жнивные», «смотринные», «рукобитные», девичные, величальные и корильные. А, кроме этого, похоронные причитания и «плачи». 
Изустные и летописные «повести» рассказывали о сражениях, о бедствиях, о мужестве воинов и князей, простого народа, которые те проявляли в борьбе с врагами.
В былинах же, те же события приобретали вид сказочный, фантастический. В них действовали и свершали подвиги богатыри, что одним ударом сметали тысячное воинство недругов со своего пути, а одной «калёной стрелой» уничтожали «немерянную» «исполчившуюся» рать неприятеля.

10. Письменность

И, в конце - концов, нельзя не упомянуть о письменности. С принятием христианства на Руси появилось две различные азбуки – глаголица и кириллица, названная по имени монаха Кирилла – великого учёного и просветителя, который совместно со своим братом Мефодием путешествовал по древним славянским землям, проповедуя и излагая суть и смысл введения собственно славянского алфавита. Однако существует мнение, что и до святых равноапостольных братьев на славянских землях имелась письменность. И свидетельство тому слова болгарского черноризца Храбра, написанные не позднее X века: «Прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…» Эти строки вызывают сегодня много противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу суждений, но ясно, что оставлять их без внимания не стоит. А если же у славян в дохристианский период была своя, отличная от прочих письменность, то это становится ещё одним дополнительным фактором к их будущему объединению.

11. Некоторые итоги

Итак, мы видим, что предпосылки к слиянию множества племён в единый этнос существовали. И это в скором будущем привело к созданию на востоке Европы нового государства – Киевской Руси. Вот эти предпосылки.
Социальные - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине; произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, происходил постоянный рост городов и внешней торговли; шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы; с конца VI века известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI - VII веках существовала «Держава волынян»; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ веке вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом (персоналией возможно - мифологической); арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.
Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности; проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления на Восточно - Европейской равнине.
И, наконец, культурные – единые культы, обряды, фольклор служили связующими нитями разобщённых в пространстве племён и родов.