Шаман Гора

Мария Чарльз
- Издревле эта гора считалась священной. Здесь жили шаманы. Люди на протяжении многих веков ехали к ним за советами  - как им жить, какой путь выбрать в жизни, как ребенка назвать, за помощью при болезнях, - говорил мне старый хакасский шаман, смотря на огонь из-под полуопущенных век. Ночь сияла звездами.
   Видно было по играющим огонькам в глазах шамана, что мысль его далеко, за толщей веков. Это порождало во мне чувство того, что вот уже скоро я услышу тайну, древнюю мудрую истину. Я не отрываясь смотрела то в глубь его глаз, то на пламя костра.
- Это великое место, - добавил он и, вздохнув, продолжил.
   В этой горе жили когда то шаманы. Для остальных же это было место паломничества. Шаманы жили разрозненно, в пещерах, каждый сам по себе. Великая Гора всех принимала.
- Почему же все стремились сюда? - не удержавшись, спросила я.
- О-о, - протянул старик и еле видно улыбнулся. - Это теплое место.
   Гора по высоте не самая высокая в округе. Тут есть разные горы и скалы. И многие из них омывает могучая река - Великий Енисей. Высоко в горах она особенно петляет, русло ее изгибается, словно тело стройной березы. Когда-то Енисей был совсем не такой, как сейчас. Он, огибая горы, журчал почти что ручей, на все голоса. И песня его была слышна на многие расстояния. Енисей тут отдыхал, пел песню и позволял своим водам плескаться как им вздумается.
   И, набравшись новых сил, Царь-река текла дальше, в новые земли, о которых наш народ даже и не знал; текла уже умиротворенно, важно. Она несла отзвуки своей песни.
   И повсюду был слышен ее шелест, ее рокот и журчанье. И все стремились сюда, в это теплое святое место, согретое Шаман-Горой.
- Но почему же все таки гора - святая? Это шаманы освятили ее? - не удержавшись, спросила я.
   Старик быстро и резко взглянул на меня проникновенно, напряженно. Но лишь на миг. Опять огонь заиграл в его зрачках.
- Святость - она же не берется ни от шаманов, ни от гор. Это Великие Боги освятили Шаман - Гору. Они избрали это место, угодное их взору, их понятию о красоте. Затем Великие Боги сказали об этом шаманам, сказали, чтоб те пришли сюда и остались тут, вбирая в себя силу Земли и мудрость Неба. И на протяжении многих веков шаманы делились с людьми этой силой и мудростью. И всем было хорошо.
- И-и... - нерешительно протянула я, боясь снова спугнуть покой старика, - И что-то случилось?..
   Шаман вздохнул. Вопреки моим ожиданиям грусть как будто промелькнула в темноте его глаз.
   В этот момент я услышала все звуки леса, тайги, Великого Енисея. И все тихо-тихо шумело. От такой шумящей тишины мне стало даже не по себе. Я поежилась и вспомнила о волках. Старик сидел неподвижно. Его суровый взгляд говорил о решительности и твердости духа.
   "Нет, - подумала я, - он не злится. Он относится к случившемуся, как к некой данности. И он невообразимо счастлив от того, что когда-то все было иначе."
- И пришел человек, - снова заговорил старый шаман. - И никто ничего не мог сделать. Он пришел покорить Великий Енисей. Он нарушил гармонию теплого места. Шаманам пришлось уйти. Они теряли свою силу. Именно за противоположным склоном шла огромная деятельность человека. Он топил реку, рубил, пилил - и гул от стройки уже царил в этом месте. И стонал Енисей.
   Люди заковали могучую реку между двумя скалами, одна из которых зовется Шаман - Горой. Принуждена была она сдерживать воды Енисея.
   Шаман помолчал и добавил:
- И что же?
- И что же... - повторила я одними лишь губами так, что он меня даже не услышал.
- Но было пророчество, - вновь заговорил старик, - Боги предвидели то, что должен прийти человек. Они известили об этом шаманов. Открылась шаманам великая истина.
   И тут голос его стал мягким и плавным.
- И пришел Человек, и содрогнулась земля, и перестали течь воды. Зашло солнце, стало холодно и темно. Но великая Шаман - Гора не спит. Она споет песню Великой реке, Енисею, споет ему свою тихую, нежную, добрую песню. Наполнится он волей и силой и вспомнит, как плавно текли его воды, как безмятежно плескались они в высокогорьях хакасской земли. Заплачет Великий Енисей и вторит ему Святая гора. Наполнится Енисей грустью по воле, по тишине. Не сможет он сдерживать чувств своих. Он ударит по человеку своим напором и обретет свободу. А Шаман - Гора обретет свою силу.
   Старик замолчал. Теперь уж я поняла, что прерывать ни разговора, ни молчания его мне не надо. Да и не хотелось. Я обвела глазами окружающие меня просторы. И в темноте увидела лишь освещенные звездами верхушки деревьев.
  "Ну разве ж это не тишина? И неужели когда-то здесь было еще тише и еще спокойнее?"
   Я посмотрела на шамана. Он смотрел на костер, как будто ничего и не говорил.