История моего рода

Александр Заграничный
Моросящий дождик, промозглая темнота, ветер, подхватывающий слетающие с деревьев листья…
В подобных условиях жаль растрачиваться на обыденность: потребность в возвышенных эмоциях и мрачном романтизме неизмерима. Шум, отчаянный шепот увядающей природы за окном сводит с ума.
Осталось засвидетельствовать страсть к холодному умиранию души печатью незабываемых мелочей. Нарисовать иллюзию, из ничего создать мираж, который сохранится в памяти… Моим первым воспоминанием о детстве являются очень страшные воспоминания. Мы жили в нищете. Отец приходил по праздникам, но при этом никогда не подходил ко мне и не дотрагивался до меня, а я ждал его ласки. А начиналось все хорошо… “Мальчик от немолодых родителей. Вес – 5050, дл. – 56 см. Оценка по шкале Апгар 8/8 баллов. Период адаптации протекал гладко. Выписан на 5 сутки с весом 4800. Мать жалоб не предъявляет”… О маме писать очень сложно - единственным воспоминанием является то, что она постоянно меняла место работы, а я чувствовал себя птенцом, выпавшем из гнезда. Иногда меня забирала бабушка - и я чувствовал, что обретаю почву под ногами, и понимал, что нужно жить и идти вперед. Бабушка рассказывала, что идеалом для нашего рода всегда были Честь и Достоинство и что “нужно в любой ситуации жить дальше”. По ее рассказам в нашем роду насчитывается около семисот человек   (это более двадцати поколений), с крепкими семейными и православными традициями (в семьях было по десять – пятнадцать человек, имена их были исконно русскими – Варнава, Амвросий, Иннокентий, Николай, Анна, Алена, Елена, Акулина). Меня тоже назвали исконно русским именем “Александр”, оно означает “защитник”, но получилось так, что в детстве не я защищал других, а все время пытался найти защиту для себя… Меня воспитывали в семье сестры. Воспитание было “домостроевское”, методом “кнута и пряника”, но на пряник денег не хватало. Именно тогда я понял, что наказание не всегда воспитывает человека, потому что ребенок учится во взрослом видеть врага, и мне очень захотелось научиться быть другом. Моим идеалами стали друзья Том Сойер и Гек Финн. Тому Сойеру была совершенно не интересна та жизнь, которая течет вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать. Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное, сделать ярче свою жизнь и жизнь других людей — это стихия Тома. Это дитя своего времени. Он способен обаять, принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все, вести двойную жизнь. Совсем иначе дело обстоит с ближайшим другом Тома, Геком Финном. Он полностью предоставлен сам себе, но ему чуждо притворство, а все условности цивилизованной жизни просто невыносимы. Для Гека главное — быть свободным, всегда и во всем. «Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было все, что делает жизнь прекрасной», — заключает писатель. Именно способность Гека думать о других делает его образ особенно привлекательным. Наверное, поэтому сам Марк Твен видел в нем героя XX века, когда, с точки зрения писателя, уже не будет расовых предрассудков, нищеты и несправедливости. Идеальным педагогом для таких ребят является   улица . По этому поводу вспоминаются слова о том что “если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу” (Надин де Ротшильд). Поэтому мне так хотелось создать дом, где моим детям будет хорошо. Дом, созданный во имя Любви. Но для этого мне так не хватало образа настоящего Отца и Матери… Маму я искал с детства, именно потому в детстве я замирал, когда слышал песенку мамонтенка, а когда стал взрослым, легко нашел язык с будущей тещей. Она чувствует, что я полюбил ее как сын, и она ответила мне взаимностью. Так я нашел семью. ... Назад возврата нет. Остались в прошлом слезы. На сердце шрамы, но я иду вперед...
Прочь от боли, сжигающей душу, прочь ото лжи, отравляющей разум... Я иду навстречу ветру, навстречу солнцу... Навстречу жизни – она слишком коротка, чтобы страдать…   Кто бы мог подумать о том, что звездам
одиноко?
О том, что в пустоте ночных небес
Им страшно закрывать свое
единственное око
Не повидав свершения полуденных
чудес. *   
Таким чудом стала встреча с Юлей. С Юлией я познакомился в парке “Отрада”, на берегу реки Лихоборка, на дне рождения нашей общей подруги. Был теплый осенний вечер. Ни я, ни Юля не хотели идти туда,   но по воле судьбы мы все же оказались там. Познакомившись, мы больше не захотели расставаться. Я долго боялся сделать первый шаг. Я боялся отказа. Оказалось - напрасно. Восьмого декабря мы сыграли свадьбу. В тот день я не один раз вспомню те строки, которые были написаны мною задолго до знакомства с Юлией…   Брат, почему я ее так люблю.
Я, босой разгильдяй и гуляка.
Скажи, почему без нее я скулю,
Как побитая палкой собака.
Брат, почему без нее я сгораю,
И гаснут свечи в печальных глазах.
Скажи, почему ее снова желаю
Во сне бесконечном нести на руках.   Именно с такими мыслями я просыпаюсь каждый Божий день, если по воли судьбы любимой нет рядом. Каждый день, проведенный вместе, каждый вздох - как в первый раз. В феврале месяце состоялось венчание. Придя в храм, мы не понимали, для чего мы это делаем, но прекрасно осознавали ради кого. Юленька ждала ребенка… Девочку назвали “Надежда”, в честь святого церковного праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии... Когда я ее увидел, мне захотелось плакать от счастья, захотелось ей дать то, чего был лишен сам – поддержку, доброту, нежность, честность, радость от общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать. Если в семье преобладают духовные ценности, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Очень важно, чтобы ребенок понимал: он — индивидуален и ценен как личность для родителей и близких ему людей, принят ими. Члены нашей семьи по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга. Нам приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех нас за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Так у нас сложились свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих нам людей… Они воплощают для нас совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития нашей семьи, отношения между разными поколениями.   
* стихи авторские
Поэтому устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее, что накоплено в традиционной культуре, но при этом мы творим уникальный Мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи, путь к обретению семейного Лада, путь к обретению единства взглядов на развитие и воспитание нашей Надежды. При этом я заметил, что, обсуждая с женой педагогические взгляды на воспитание ребенка в нашей семье, совсем по другому проявилась моя педагогическая позиция, стала более четкой и осмысленной: ,,Радоваться жизни и веселиться как Том Сойер, Познавать новое и размышлять как Гек Финн, для того чтобы стать другом своим воспитанникам.,, ,,Честь и достоинства как идеальные качества педагога,, Быть Другом для ребенка важно. Этого требует и моя профессия. В этой связи хочу напомнить, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Сейчас я учусь на факультете “Педагогики и методики дошкольного образования”. Юля на факультете “Социально – культурной деятельности”. Наша мама, талантливый педагог в области музыкального воспитания, сейчас находится на пенсии за выслугу лет. Так рождается педагогическая династия.   Спой о том, как вдаль плывут корабли, Не сдаваясь бурям Спой о том, что ради нашей любви,
Весь этот мир придуман…*               
 * Это, конечно не авторские стихи, но я согласен с их смыслом и значением…