Пятнадцать тысяч минут

Зура Итсмиолорд
 
  Она не шла.
Бежала.
Навстречу новому дню.
Осенний ветер подгонял девушку, напоминая о наступающих холодах. Руки мерзли, несмотря на приятную лайку  потертых перчаток. Воротник-стойка практически не защищал от мелких слез моросящего дождя. Наспех уложенные волосы растрепались. Тонкий шифоновый шарф сполз и не хотел держаться на шелковистых волосах. Коротенький серый твидовый плащ  из маминого гардероба не грел, хотя еще  служил годным прикидом.
Раскрывать старенький черный зонт бессмысленно. Ветер то и дело срывал его купол и выворачивал наизнанку совсем размякшие металлические спицы.
Две недели назад  в конце рабочего дня Лиза получила конверт с  запиской, что  частная фирма больше не нуждается в ее услугах. Она получила приличное выходное пособие и компьютер, за которым работала. Фирма обещала позвонить ей сразу после  новогодних праздников. А до нового  года еще оставалось прожить как минимум пятьдесят девять дней.
В однокомнатной съемной квартире на окраине Нальчика Лиза ютилась с больной мамой, прикованной к постели и  слепой  пятнадцатилетней племянницей.  Мама   прикована к постели после автокатастрофы по дороге из Хасавюрта, где она работала на вещевом рынке.
После первой войны Медни вернулась в Грозный с юной Лизой и маленькой внучкой из Хасавюрта, где их приютила совсем незнакомая семья аварцев. Женщина не знала никаких проблем. Ей предоставили одну из лучших комнат. Хозяева приглашали за стол в первую очередь. Через пару недель устроили на вещевой рынок администратором. Со временем наладилась связь с бывшими соседями. Но после вывода федеральных войск, несмотря на все уговоры Исмаила и Зары - новых друзей, хозяев дома, которые приютили беженцев, Медни вернулась в полуразрушенный дом на окраине Грозного. Но с началом второй военной компании в Чеченской республике она вновь вернулас. Накопив небольшую сумму денег, Медни  пыталась своими силами восстановить разрушенное войной жилье. Лиза же училась на дизайнерских курсах.
После аварии, девушка увезла маму   и племянницу в  Нальчик, где пыталась идти по оборванным проводам жизни, отдавая все тепло своей души и время двум раненным ангелам.
Отец погиб в последние дни ноября 1994 года в районе  площади «Минутки». Рейсовый автобус, в котором он ехал,  расстреляли снарядом, выпущенным из танка. Первые танки, которые забрели в Грозный в поисках приключений, уничтожали все, что двигалось. А одиннадцатого декабря, спустя пятнадцать дней,   единственный брат Саламу продал старые »Жигули», оставшиеся от отца, купил автомат и два рожка патронов.
- Мама, родная. Благослови. Отпусти меня на войну. Я хочу защитить тебя и сестру от врага, - склонив голову просил он, сидя у ног матери.
- На кого же ты оставляешь нас, сынок? Я не имею право тебя держать. Если  чувствуешь, что это - твой долг, я благословляю тебя. Аллах дал мне тебя. Ему  тебя вручаю. Береги нашу честь. Пусть ангелы-хранители позаботятся о твоей слепой дочери, юной сестре, молодой жене. А я, как мать, буду просить Всевышнего о победе разума над злом.
- Саламу, ты возвращайся скорей. Нам  будет тебя не хватать, - едва сдерживая слезы, обнимала Лиза брата.
- Родной мой! Пусть Аллах бережет тебя. Но, если так угодно судьбе, умри достойно. Я обещаю родить второго ребенка, который бьется у меня в чреве. Прошу Аллаха дать нам сына. Воспитаю дочь и не дам им забыть твое имя. Благословляю тебя на подвиги ради справедливости на земле, - прильнув к мужу, рыдала жена.
Алина тогда не знала, что в последний раз обнимает Саламу. Мужчина подошел к кроватке с малышкой, погладил ее белокурые вьющиеся волосы, подержал за маленькие пухлые ручки, боясь разбудить.

Саламу ушел, ни разу не оглянувшись.

  Не суждено было родиться его второму ребенку. Алина погибла в колоне беженцев. Свекровь и золовка похоронили ее вдоль обочины дороги, прямо в шубе. Осколком ракеты, выпущенной из вертолета, женщине разорвало живот.
Саламу погиб  во время августовского штурма Грозного в августе 1996 года. Одна маленькая Айшат продолжает жить в своем темном царстве, надеясь, что скоро папа и мама вернутся с подарками для нее. Она реагирует на малейший шорох и стук. И спрашивает у всех, с кем ей удается поговорить, не видал ли кто ее маму Алину и папу Саламу.
Айшат ослепла  в трехлетнем возрасте после тяжелой формы гриппа. Но помнит мир цветным. Голубое небо и зеленую траву, розового плюшевого слона, ярко-красного пластмассового петуха, рыжего кота Деги,  белого ягненка Яшку, черную лайку Дину и карие очи любимой бабушки.
Но она не помнит цвет глаз своих родителей. Они были настолько родными, что в них светились доброта, ласка, нежность. Все это затмевало их цвет. Мир малышки состоял из паутин  заботы окружающих, которые любили ее.
После болезни мир стал каким-то расплывчатым. Краски - блеклыми.

А однажды … Все краски исчезли. Навсегда. Изредка появлялись черные точки.
- Мама, почему мои глазки спят? – часто спрашивала малышка.
  Алина прижимала малышку к груди и тихо плакала, стараясь найти слова  для ответа.
- Понимаешь? И твои глазки устали. Им надо немного отдохнуть. Мы поедем с тобой в дивную страну Красок и твое зрение вернется, - обещал ей каждый раз папа.
- Папа, а там принцессы живут? Я увижу там Буратино, Чебурашку и Тортиллу? - оживала малышка.
- И кота Базилио, и лису Алису, и волка, который отправился в хадж, и ежа, который шьет платья для феи, -  ласкала мать свою дочь.
Болезнь отобрала у ребенка зрение, но Аллах смилостивился и наградил ее чудесным голосом и  чутким слухом.
Ноты стали ассоциироваться у девочки с цветами радуги. Она четко разделила для себя краски мира на добрые и злые. Розовый, голубой,  оранжевый, зеленый, белый - доброта и веселье. Коричневый, серый, синий, черный - зло и боль. Только красный цвет она не любила. Он ассоциировался у нее с кровью. С теплой кровью мамы.
    …Она не любила вспоминать тот день, когда мама ушла за дедушкой, не простившись с ней. 
Все вокруг бегали и кричали. Неистово плакали. А она стояла растерявшись. Бабушка отпустила ее руку и кричала диким голосом:
- Ва, Дела! Къинхетам белахь тхоьх! ( О! Господи! Смилостивись над нами!)
Четырехлетний слепой ребенок задрал голову и пытался увидеть небо, которое сыпало смертью. Она не видела, как рассыпалась колонна беженцев в надежде спастись от железной смерти.
Страшный гул над головой прекратился.  Мимо бегали люди, не замечая ребенка. Кто-то задел ее.  Айшат присела на корточки. Потом села на заледеневшую землю. Поправила юбку, как учила ее мама, выпрямила ножки, сняла варежку, которая повисла на резинке. И вдруг нащупала что-то мокрое и тепленькое. Она поднесла свою находку к носу. Зубами сняла вторую варежку и стала на ощупь изучать свою находку.
- О, Аллах! Айшат! Отдай это, - запричитала  бабушка.
    
Медни наспех вытерла ладонь внучки, взяла малышку на руки и стала звать дочь. Айшат, так никогда и не узнала, что  держала в руках  ладонь своего неродившегося брата.  Но запах тот она никогда не забыла. Запах крови родных. Запах мамы. Запах жизни.

Образ мамы расплывался в ее воображении. Из розового переходил в красный. Потом начинал тревожно стучать в сердце. Страх поселялся в каждом капилляре ее тела. Мороз сковывал ее чувства, и она засыпала. А во сне опять к ней приходили ангелы-великаны. Исполины смотрели на нее свысока, обещая рай на земле. Она задирала голову. Ослепительное  солнце не давало  разглядеть лица этих удивительных существ, которые грели ее тело и душу и вселяли надежду. Они брали малышку на руки и, перекидывая, несли куда-то ввысь. Потом сажали на край облака и давали в руки  огромную книгу Судеб. Первая страничка  - дедушкина. Разглядеть ее она не могла из-за  темной краски, которой  залита. Нащупав мягкие руки деда,  вспоминала его слова: "Златокудрая, это солнышко тебя целовало и подарило  такие волосы".

На следующих страницах она оказывалась в царстве жизни бабушки. На затертых листах виднелась зеленая окантовка. Мелкие цветы. Огромное черное облако,  закрывающее  середину этого царства. И белый голубь,  обнимающий крыльями голубой шар земли. Страницы мамы и папы  почти похожи. Розовая окантовка плавно переходит в ужасающий красный цвет. Кончиками пальцев  маленькая волшебница терла эти странички, пытаясь стереть цвет  крови.
Устав, малышка подкладывала книгу под головку и засыпала. Во сне к ней приходил Месяц. Она гуляла с ним по небосводу, поливая грядки вновь родившихся звезд.  Ласкала едва раскрывшиеся бутоны  звезд. Увидев горящую, аккуратно снимала со стебелька. Целовала и отпускала гулять, пожелав удачи.   Звездочка подмигивала и терялась среди миллиона своих сестер.
Айшат просыпалась и находила себя в темном царстве Мечты. Разгоняя тучи жизни, она начинала напевать  слова из полюбившихся песен. Оставаясь  с  бабушкой наедине, девочка слушала удивительные истории из жизни  Пророков. И пыталась тянуть меха старого тяжелого аккордеона, на котором когда-то в молодости  играл знаменитый Умар Димаев.
Целыми днями Айшат жила в ожидании чуда. А все это чудо заключалось в маленьком букете кленовых листьев, которые приносила Лиза, сладости в виде карамельки и поцелуев, которыми ее осыпали совсем чужие люди, когда она  играла на аккордеоне, сидя на скамейке в парке, куда ее водила гулять тетя.
На вопросы отвечала бойко, и редко кто догадывался, что девочка слепа.
По объявлениям в местной газете Лиза нашла работу. Девушка устроилась садовником, но скорее стала дизайнером-дендрологом.
Хрупкую, немногословную красавицу окидывали требовательным взглядом и не принимали всерьез. Только поражались результату ее работы. Ушлые работодатели платили мизер за ее искусство, зная, что девушка крайне нуждается.
Вот и сегодня Лиза бежит за заказом.
На  интернет-почту пришло сообщение, что хозяйка усадьбы ждет ее  в районе автостанции.
В маленькой черной сумочке  набор цветных карандашей, лекало и эскизы.
Редкие  прохожие уступали дорогу девушке. Лиза посмотрела на запрещающий знак светофора, когда рядом с ней остановилась машина.
- Лиза, садись. Я приехал за тобой, - обратился к ней водитель лимузина, открывая дверцу. - Залина не могла приехать за тобой. Но попросила привезти тебя.
Лиза послушно села в    обитый  черной блестящей кожей салон. Никогда раньше ей не приходилось садиться в такой  шикарный автомобиль.
- Хорошо. Поехали.
- Не переживай. Мигом доставлю тебя.
      Скорость автомобиля не чувствовалась, хотя спидометр показывал сто двадцать километров в час.
И через четверть часа девушка оказалась  во дворе огромного особняка.
Навстречу вышла женщина средних лет.
- Доброе утро, красавица. Извини, что так рано. Но у меня плотный рабочий график. Проходи в дом. Позавтракаем.
- Спасибо. Я так рано не завтракаю. И чем раньше  закончу  работу, тем быстрее вернусь домой. Если не возражаете, то   посмотрю участок,  который надо обустроить.
- Впрочем,  у нас только двор и небольшой сад за домом.
- Мама, спасибо. Я сам покажу нашей гостье сад, - прервал их разговор до боли знакомый голос.
Лиза стояла в оцепенении, боясь повернуться и признать хозяина фирмы, на которой она работала.
- Здравствуй, Лиза. Вот видишь, мне понадобилась твоя помощь, - обратился к ней Заур.
Девушка подняла взор и увидела улыбающиеся глаза мужчины.
- Доброе утро, -  несмело ответила красавица.
- Лиза, прошу тебя выслушать меня. У меня не было  другой возможности поговорить с тобой. Почему ты меня избегаешь?
- Мы с вами люди разных положений и состояния. Я – наемный работник.  Вы - хозяин. Я честно выполняла свою работу. А вы мне за это платили.
- Лиза. Я все знаю. Я … Я не могу жить без тебя. Я люблю тебя, - едва слышно произнес Заур и отступил назад.
- Не надо. Я не могу… У меня больная мама,  в инвалидной коляске и…
- И слепая сестра. Я все знаю, - прервал ее мужчина.
- Сестра? Айшат - моя племянница. А, впрочем, больше чем племянница. Я ей и мать, и отец. И тетя. И сестра.
- Лиза, выходи за меня замуж. Я обещаю, что буду самым лучшим братом для  нее, заботливым сыном для твоей мамы и любящим мужем для тебя.
- Извини, Заур. Я не могу. У меня есть любимый человек. Мне пора идти. Если у вас нет для меня работы, прошу отвезти меня в город.
Краска залила  лицо мужчины. Расталкивая плотное серое полотно тумана, слабые лучики солнца пытались заигрывать с уходящими днями поздней осени. Легкий ветерок пробежал по двору, кружа в вальсе желтую листву.
- Лиза, а можно узнать как зовут того счастливчика, кому ты отдала свое сердце? - спросил мужчина.
- Заур. Его тоже зовут Зауром. Он - инвалид.  Мы познакомились в интернете. Я его даже не видела. И он даже не догадывается о моей любви. Он сделал мне предложение и дал пятнадцать тысяч минут на ответ. Сегодня я должна дать  ответ.
- Они истекают равно через.., - Заур посмотрел на часы и продолжил, -  двадцать минут. Успеем. Я отвезу тебя домой.
Когда Лиза села в машину, то увидела в салоне мягкую игрушку розвого цвета, перевязанную шелковым шарфом.
    - Это для Айшат. Она вчера в парке играла для меня.  Передай ей  этого слона от меня, - сказал Заур,  высаживая Лизу. - И не забудь, у тебя всего несколько минут, чтобы включить компьютер и дать ответ мужчине на предложение руки и сердца.
- Спасибо. Простите за все, -  извинилась  Лиза и, схватив игрушку, побежала в дом.

Открыв дверь. Лиза вошла в маленькую уютную квартирку, похожую на нору, по сравнению с тем домом, во дворе которого она оказалась.
Айшат и мама еще спали. Девушка подошла к компьютеру и нажала клавишу. Маленький конвертик высветился  в нижнем правом углу монитора.
«15 тысяч минут длились, как вечность. Я жду. Люблю» - прочитала она, открыв почту.
 - Да, - кратко набрала она и нажала клавишу "Отправить".
На мониторе появился еще один конверт.
- Лиза. Я здесь. Я пришел за тобой. Выгляни в окно. Твой Заур.
Она привстала и медленно подошла к окну. А там  та самая машина, на которой ее  привезли. Только рядом с мужчиной  еще женщина, которая  медленно повернулась. Лиза узнала в ней директора частной дизайнерской фирмы, которая вежливо отказала ей в дальнейшей занятости.
В дверь позвонили.
- Доченька. Я за тобой. Заур сказал, что ты ответила согласием на его предложение руки и сердца, - вошла в прихожую Залина и обняла будущую невестку.