Есть ли выбор у карельских женихов?

Григорий Салтуп
Григорий Салтуп
«Есть ли выбор у карельских «женихов»?
(журнал «СЕВЕР», премьер Путин, газовый кризис между Россией и Украиной и пути развития российской литературы)

«Не пришла ты утром,
Не пришла ты днем.
Думаешь, мы дрочим?
Нет, других …бем!
Частушка.

На интернет-форуме журнала «Север» появились реплики карельских литераторов, непосредственно связанных с формированием «редакционного портфеля» самого журнала.

А.Воронин, поэт (сотрудник редакции журнала «Север»):
«Минкульт выхолащивает «Север».
"Север" вновь столкнулся со старой проблемой. …  Озвучиваю здесь позицию редакции. В 2008 г. Министерство культуры Республики Карелия установило редакции журнала «Север» государственное задание – в каждом номере должно быть опубликовано 200 страниц (из 240 всего) произведений карельских авторов. От этого зависит финансирование журнала. … Главный редактор журнала … пытается отстоять право делать журнал для читателей без привязки к географической принадлежности автора. Кто победит?..»

Константин ГНЕТНЕВ, член Союза писателей России (член редакционного совета журнала «Север»):
 «Сама по себе ситуация чрезвычайно редкая, фельетонная. … Если писатели Карелии не сумеют создать необходимого объема качественной литературы, виновной официально признается редакция журнала и её главный редактор».

Меня на «их» форуме давно «забанили» -  по сути рот заткнули. Хотя я матом не ругался и по всем известным «адресам» своих оппонентов не посылал. Я просто называл вещи своими именами: цензуру – «цензурой», клевету – «клеветой», подтасовки – «подтасовками», завистливую бездарность – «завистливой бездарностью». Однако, мои взгляды не совпали с точкой зрения редколлегии, и потому на «их» форуме я лишен права не то что бы на слово, - на писк из-под печки!
В журнале «Север» форумчане дружно поют хором по заученным нотам, или фальшивят «кукольными дуэтами» из одного кармана:  как бы «Светочка» у как бы «Леночки» как бы «спрашивает», а та ей как бы «отвечает». (Расчет на олигофренов).
К бумажному «Северу» мне доступа как не было, так и нет.
Мои рассказы, повести и статьи не печатал сам Д.Гусаров, не принимал даже «на прочитку» А. Тихонов, быстро скидывала в мусорную корзину Я.Жемойтелите и напрочь отвергла Е. Пиетилайнен, - внешне похоже на телевизионную юмористическую сценку с самым известным «неизвестным поэтом»: - «Ах, как меня прекрасно не печатают в таком-то журнале!»
И было бы так  не внешне, а по сути, если бы мои тексты столь же активно отвергались бы  и  в других, не карельских литературных журналах и альманахах.
Зря А. Воронин сетует, что «Минкульт выхолащивет «Север», на мой взгляд,  - нельзя кастрировать мерина. Физически невозможно! Нет у редакции детородного органа, - был за всю историю журнала один короткий, живой и честный период (при Станиславе Панкратове), - когда новые авторы появлялись, и журнал читать было интересно.
Потом Я. Жемойтелите ввела клановую цензуру, стала печатать клевету и подтасовки, умудрилась поссориться даже с вялыми и престарелыми карельскими конъюнктурщиками. Её сместили.
Но – свято место пусто не бывает! – появилась новая редакторша, Е. Е. Пиетилайнен. (До этого я даже не слыхал, что в Карелии есть поэтесса с такой фамилией. А вы знали?)
Чем она проявилась, как редактор? Какими открытиями? (О поэтических текстах самой Е.Е. Пиетилайнен я умолчу). По начальственным писательским кабинетам улыбаться она умеет, тут у неё  таланта не отнимешь! Презентации новых номеров журнала она проводит гладко, как пионерские собрания в прошлом веке, - все смирненько и пристойненько, и все ждут – поскорей бы эта бодяга закончилось и по домам…
Гордиться «свежими» публикациями отставных столичных «светил», таких – «как Владислав Крапивин и Евгений Евтушенко» на мой взгляд не стоит. Большинство литераторов из поколения обласканного совковым начальством уже давным-давно пережило свой профессиональный взлет и даже поприсутствовало на собственных похоронах.
Вождь советской поэтической конъюнктуры Е. Евтушенко и любимец пионервожатых 70-х годов прошлого века В. Крапивин ни в малейшей мере не отражают в своем нынешнем творчестве ЖИВОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ процесс .
Возможно, некоторым пенсионерам с партбилетами КПСС тексты Евтушенко и Крапивина ностальгически напомнят о былых достижениях в соцсоревнованиях и красных вымпелах с п-том вождя. Но нынешнее общество состоит не из одних пенсионеров! Живем то мы уже в третьем тысячелетии! Или – нет?  Нельзя же из века в век тухлятиной питаться и при этом от удовольствия причмокивать.
Когда в  октябре 2007 года Е. Пиетилайнен воцарилась в кабинете главного редактора «Севера»,  я предложил ей для публикации шесть или семь новых текстов: рассказы, повесть, эссе, литературную критику и публицистику. Условие было простое: я согласен на безгонорарную публикацию, но печатать прошу без редакторской цензуры и все в одном пакете, - мои тексты тематически связаны с Карелией и журналом «Север» и наверняка будут интересны местным читателям.
Несколько месяцев Е. Пиетилайнен меня мурыжила, ни «да», ни «нет» не говорила, (а я при личных встречах с ней невольно принюхивался в старом кабинете «Нового Главного», - хоть и курильщик я заядлый, и обоняние далеко не как у собаки!) Но что-то меня смущало и настораживало в атмосфере кабинета? Что же? – не мог догадаться я.
…То ли запах кислой тухлятины, то ли душок тухлой кислятины, - не разобрать! Нечто среднее между ароматом портянок в казарме перед побудкой  и вязким амбре потных  духов в жарком автобусе… То ли редакторские традиции журнала «Север» стойко и неистребимо воняют «Моральным кодексом строителей коммунизма» прошлого века, то ли - ….
В итоге мы Е. Пиетилайнен прекрасно друг друга поняли, и, как говаривал незабвенный Аркадий Райкин, - «Разошлись мы восвояси обоюдно согласяси!»
Мне конечно неприятно, что в двадцать первом веке, когда политической и коммунистической цензуры в России как бы не существует, мои тексты не могут прорваться к читателям-землякам через официальный «орган союза писателей».
Неужели Константин Гнетнев прав: - «Если писатели Карелии не сумеют создать необходимого объема качественной литературы, виновной официально признается редакция журнала…», - и я «не сумел создать» качественной литературы?
Неужели я, достаточно опытный профессионал, (печатаюсь с 69 года), разучился лепить из множества слов логичные и стройные фразы и запечатлевать в них летучий смысло-образ?
Бывает так, - зазнался, схалтурил, исписался в конце-то концов!?
Судите сами, земляки…
Вот что произошло с моими текстами, отвергнутыми журналом «Север».

«НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ» (литературная критика, краеведение, написана в 2005, предложена Жемойтелите, потом Пиетилайнен) в 2008 году статью опубликовали:
- журнал «Русская линия» (www.rusk.ru/st.php?idar=104393),
- Интернет-журнал «ХРОНО»  (www.hrono.info/avtory/saltup.html),
- журнал «Новая Литература» (newlit.ru/~saltup/3415-6.html ),
-  «КОЛЕСО – литературный журнал» (Выпуск №15 июль - август 2008 г.), и др.

«ЖУРНАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ» (литературная критика, написана в 2006, предложена Жемойтелите, потом Пиетилайнен), в 2008 году статью опубликовали:
 -  Литературный журнал «ИНТЕРПРОЗА» (www.interproza.ru/work/show)
-  журнал «ЭРФОЛЬГ» (www.erfolg.ru/epicentre/g_saltup.htm ),
 - а так же литературные журналы «Колесо», «Снежный Ком» и «Новая Литература» и др.

«СТУКАЧЕСТВО – КАК МЕТОД ЖУРНАЛЬНОЙ КРИТИКИ» (литературная критика, публицистика, предложена Жемойтелите, потом Пиетилайнен),  в 2008 году статью опубликовали:
- Издательская система «ЛИТСОВЕТ» (www.litsovet.ru/index.php/author.),
- Литературный портал «ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ» (www.lllit.ru/litera/show_text.php?t )
Вот как, например, оценили мой текст в журнале «ТОЧКА. ЗРЕНИЯ» :
«Григорий Салтуп: "Стукачество - как метод журнальной критики советского периода".
Статья, название которой говорит само за себя, - о стукачестве в литературной критике советского и постсоветского периода. Это большой и серьезный труд, и ирония отнюдь не делает эту статью легковеснее.
Автор - искусствовед, писатель, очень талантливый публицист и аналитик. Читать статью, в которой столько исторических и культурологических сведений, - одно удовольствие. Критика бывает стремящейся к объективности (только стремящейся, потому что она в идеале недостижима, любой человек - это СУБЪЕКТ), безапелляционной, когда критик навязывает только свои вкусы и нетерпим к иным, и такой, о которой написано в статье, - способе борьбы с идеологическими противниками или просто откровенно завистливой и мстительной.
Я согласна с автором, что чем талантливее художник, тем он терпимее к иному внутреннему миру, иной эстетике, иной образности.
Статью можно воспринимать как публичное выяснение отношений с конкретным литературным критиком, названным в этом материале. Автор этого и не скрывает. На правах свободы слова я предоставляю ему возможность обратиться к читателям нашего журнала.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Наталия Май»

«БАРАК И СТО ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ» (рассказ, написан в 1993, предложен Тихонову, потом лежал «в столе», в журналах не печатался), в 2008 году  рассказ опубликовали:
- журнал «Сибирские Огни» (№ 12, 2008 г.). (  www.sibogni.ru/writers/551/  )
- Литературная газета «ЕЖ» № 30, 2008 г. (www.lityozh.narod.ru/n32/32-3.html ),
-  а так же литературные журналы «Колесо», «Снежный Ком», «Новая Литература» и др.

«КОНФЕТЫ ОТ БАРКЛАЯ», (семейная быль, написана в 2007, предложена Жемойтелите, потом Пиетилайнен), в 2008 г. эссе опубликовали:
- «КАРЕЛИЯ», республиканская газета, март, № 24,
- журнал «ЖУРНАЛИСТ», № 9, (www.journalist-virt.ru/mag.php?s)
- журнал ГЕО (www.geo.ru/articleauthor/item/id/665),
- журналы «ХРОНО», «ЭРФОЛЬГ», «Колесо», «Новая Литература», «Снежный Ком», «ИНТЕРПРОЗА» и еще полтора-два десятка литературных и общекультурных интернетовских сайта, по которым эссе разлетелось уже без моей воли, по законам плагиата и нарушения авторских прав. (Этому тексту «повезло» больше всех других, - трижды он становился лауреатом разных конкурсов в 2008 году).

«НЫКАЛКА или Как я был миллионером», (повесть, окончена в 2008, предложена Пиетилайнен), пока не опубликована.
 В 2008 году повесть стала лауреатом «Конкурса литературы для подростков им. С. Михалкова».

Откровенно говоря, я и сам не ожидал, что мои тексты (отвергнутые редколлегией журнала «Север») за минувший год опубликуют в России и в ближнем зарубежье тиражом около 18 000 экземпляров в «бумажном виде» и более 25 000 в «электронном, интернетовском» вариантах.
Журналы, которые я перечислил, выходят в свет в Москве, Санкт-Питербурге, Новосибирске, Риге, Мурманске и Ярославле. Даже странно, что мои «карельские» темы оказались востребованы именно там, а не на малой родине.
Другие мои работы, которые я «Северу» не предлагал, в 2008 году были напечатаны в журналах «СинопсUS и сценарий» (№ 12), «Наука и Религия» (№ 6) и в альманахах «Русский STIL-2008» и «32 писателя».
Только год назад я поставил себе безлимитный Интернет, пока еще освоил его  едва «на троечку», только попробовал, и вот, как видите, что получилось…
Литературный Интернет неотвратимо наступает на традиционные «толстые журналы» (как  «Газпром» с проектом «Северного потока» на Ющенко и Тимошенко).
Со дня своего основания журнал «Север» привык ощущать себя монополистом в карельской литературе и жестко диктовал литераторам свои условия.
Хотя по своей сути литературные журналы никогда литературу не создают! Они лишь посредники,  «транспортеры» между «Авторами» и «Читателями». Литературу создают «Авторы» (как газ добывают на российском Уренгое), а задача «Посредников» («УкрГазЭнерго») быстро и без утрат доставить чужие произведенные ценности до «Читателя» («Потребителя»).

Премьер-министр России В.В.  ПУТИН ( из интервью телекомпании "ARD", Германия,  15 января 2009)::
«…нужно диверсифицировать потоки и транспортные возможности доставки от производителя в России до потребителя в Европе. Нужно эти транзитные страны лишить иллюзий. Если хотите, как говорится, нужно лишить девушек иллюзий - у женихов есть выбор». 

Газопровод «Северный поток» еще строится, а новые литературные интернет-журналы в России уже появились!
Редактора новых журналов обладают более широким кругозором, у них есть вкус к художественному слову, толерантность, и – чего там стесняться! – интеллектуальный багаж их другого уровня!
Они начинают зарабатывать на рекламе, платить (хоть небольшие) гонорары, не лезут с тупыми редакторскими ножницами в авторский текст. Они уважают чужой писательский труд, потому что сознают, что без профессиональных писателей им не выжить.
Поэтому я искренно благодарен Е. Пиетилайнен и К. Гнетневу за то, что они не приняли мои тексты в журнал «Север»!
Что бы я получил взамен? – нищий гонорар на пачку сигарет и бутылку водки, изуродованные и обстриженные тексты, три доноса, пять анонимок и шесть скандалов! А читателей было бы в сорок раз меньше! Мне это нужно? – Ха!
Для писателя все-таки главное, чтоб его тексты без утрат «доставлялись» потребителю. И потому, чем скорее подержанные «девушки» из редакции «Севера» лишатся старых «иллюзий», - те более качественный литературный продукт  получат карельские читатели.