Авторское право

Валерий Тимошичев
Года три назад дождливым утром, кажется в июле, я приехал на родину своего отца в небольшой городок на чудесном озере и сразу направился к своему летнему другу Димке. Он, как и я, в том году закончил десятый.
После радостных Димкиных восклицаний и обсуждения изменений за год, наш разговор превратился в сплошной Димкин монолог. Еще бы, в его доме в тот день появился новый японский домашний кинотеатр, хотелось похвастаться.
Но Димка был парень хитрый и свое откровенное хвастовство прикрывал рассуждениями о преимуществах всего иностранного перед отечественным. Я не спорил, тем не менее Димка решил приступить к доказательствам, продемонстрировал в деле всю купленную недавно аппаратуру. Он снял меня на видеокамеру (пришлось покорчить рожи) и тут же показал по телевизору. На меня это не произвело того впечатления, на которое, судя по блеску глаз, рассчитывал Димка.
– Что у тебя родители завод купили? – равнодушно спросил я.
– Я скоро сам завод куплю! – ответил с гордостью Димка. – Понимаешь, я научился зарабатывать деньги! Своей головой, между прочим. Отличное предприятие получилось. Так что!
– Машины разгружаешь?
– Да говорят же: головой, а не руками. И это в нашем-то городишке!
В порыве откровенности Димка заявил:
– Я теперь, к вашему сведению, самый высокооплачиваемый автор в нашей стране. Не будем скромничать. Получаю, как за разгрузку баржи с углем. Я, конечно, вкалываю, но не как ломовая лошадь, а как племенной жеребец. Так что!
...Я по-другому посмотрел на “японский кинотеатр”. Неравнодушно. Меня удивило, что он куплен не на деньги родителей, а на Димкины. На деньги моего ровесника. Успехи ровесников меня унижали.
– Расскажи как?! – не вытерпел я.
– Узнаешь.
Ничего не рассказывая о своем проекте, он пригласил меня ближе к ночи за... кладбище. Я рассмеялся: какие-то глупости, а я уж вообразил нечто хитроумное, шикарно-долларовое. С облегчением подумал: наверняка вранье все. Хотя...
– Смейся, смейся, – обиделся Димка. – Увидишь, как я деньги загребаю!
Так как я не знал, где у них кладбище, Димка согласился проводить меня.
– Только бесплатно! – попросил я.
– Хватит издеваться, – разозлился Димка. – И так бы вместе пошли. Мне очень хочется показать тебе... Увидишь! Ты меня только сейчас извини, подготовиться надо.
Мы расстались до девяти вечера.
***
Димку я знал, кажется, со второго класса. Уже тогда он начинал строить всякие фантастические планы по зарабатыванию денег, организации телекомпании со смешным названием “ОКО РА”, переустройству своего города, чтоб в нем было всегда жарко, и туристы катались на водопадах с небоскребов...
Я тогда спросил у отца, получится ли чего-нибудь у Димки?
– Одни люди, – сказал отец, – постепенно растут, а другие прыгают. Чем выше прыгнут – тем больнее приземление. А те, кто растет, им не надо прыгать.
– Но если прыгать, быстрей же вырастешь, – говорил я. – Спорт все-таки, тренировки. И вообще я тебе про Димку, а ты мне про прыгунов.
Уже в детстве я мог превращать любое философское рассуждение в сплошной абсурд.
***
Этим летом я тоже захотел хоть чуть-чуть подзаработать. Но в тех офисах, в которых я мечтал нажимать на клавиши компьютера, необходимы были умники с образованием, знакомствами и опытом, а в тех конторах, о которых не мечтал, – предлагали нудную, тяжелую, скучную работу и никаких условий.
Но мне не хотелось заниматься тем, для чего я не приспособлен природой. Я верил, что стану умником со знакомствами и опытом, и скоро буду зарабатывать деньги, которых достоин. О! Каких денег я достоин! А если сейчас такой возможности нет, значит, незачем торопить события, лучше развивать то, что Бог дал.
Поэтому я бросил затею с трудоустройством и укатил на озеро: Димку проведать, книги почитать. Не какие-нибудь и не просто для развлечения. Классиков. Если их медленно читать, то можно много полезного вычитать. И вовсе не для того, чтобы в разговоре ляпнуть, а для жизни, если читать как практик...
Возвращаясь от Димки, я думал: “Какой же я практик, если у меня в кармане денег только на обратный билет, а у Димки на целую телестудию. И зачем вся эта литература!”
Димка книг не читал. Он разрабатывал проекты и своего, кажется, добился. Не знаю, может он мертвецов из могил поднимает, но ведь зарабатывает же! А что толку, что я рос и не прыгал. Димка прыгал и стал настоящим спортсменом: медали золотые получает... Из абсурда снова получилось какое-то философское рассуждение.
***
Как и договаривались, я зашел к Димке в девять. У него уже сидели два здоровых пацана. За все время, пока Димка собирал какие-то бумаги, и мы шли к кладбищу, они не сказали ни слова.
Димка порол всякую чушь про своих одноклассников, видимо, желая поразить меня своим проектом прямо на месте. Проходя мимо могил, я поделился соображениями насчет оживления мертвецов.
– Смейся, смейся, – ответил Димка, но уже без обиды. Видимо, его звездный час был совсем близок.
Мы все-таки миновали кладбище и пошли дальше – к озеру. Стали слышны голоса, музыка, потрескивание костров. Взору открылась поляна: с одной стороны озеро, с другой – лес. У воды стояли иномарки, два парня жарили шашлык, на поляне толпились солидные и не очень солидные молодые люди, пили пиво из банок (оно продавалось тут же). Девицы сидели в шезлонгах, курили. Все чего-то ждали.
Заметив Димку с телохранителями, шашлычники и продавцы начали их приветствовать, звать к себе выпить и закусить. Но Димка (как он вдруг изменился – хозяин!) деловито отказался, провел меня за перегородку у самого леса.
– Ты видел, видел это все?! – возбужденно спросил он.
– Видел, – ответил я удрученно. Похоже, он действительно своего добился.
– Так вот! Это все я придумал! Я! Я – Автор! Все, что тут делается – это все мое авторское право. Снятие копий запрещено, – он подмигнул молчаливым телохранителям. Те глупо заулыбались.
– База отдыха что ли? – спросил я. (В тот день я, видимо, был обречен на глупые вопросы).
– База, база... Сейчас увидишь!
Димка откашлялся, поправил прическу и как шоумен выбежал на поляну.
– Ну что, дамы и господа, начнем?! – с пафосом спросил он.
Толпа стала собираться. Я, ничего не понимая, пялился из-за перегородки.
Димка достал из кармана листок и объявил, что сегодня в боях на ринге участвуют три пары. Он назвал клички бойцов и вызвал первую пару к себе.
Подошли два пацана, сняли футболки, Димка выдал им по широкому поясу, одному зеленого, другому красного цвета. Парни обмотались поясами, стали играть мускулами, позировать перед публикой.
– Делаем ставки, господа! – воскликнул Димка.
Телохранители поднесли стол с красными и зелеными билетами. Стали подходить зрители, выкладывать огромные деньги, Димка менял купюры на билеты требуемого зрителями цвета.
Телохранители тем временем бегали с ведрами к озеру и разливали на поляне воду, земля быстро размокала.
– Больше нет желающих разбогатеть? – спросил Димка у зрителей, сгрудившихся вокруг огромной грязной лужи.
– Давай начинай! – крикнули из толпы.
– Начинаем!
Пацаны направились... прямо в лужу. Зрители вразнобой заорали:
– “Красный”, вмажь ему!
– “Зеленый”, следи за базаром!
Парни ходили по кругу, пока “красный” ловким движением ноги не брызнул грязь в лицо сопернику.
– Ну ты, хорек, – процедил сквозь зубы “зеленый”, и, приблизившись к “красному”, ударил его в живот.
Зрители ликовали. Они просто выли от удовольствия, особенно, когда парни падали и били друг друга, утопая в грязи. Цвета поясов уже было не разглядеть, но, похоже, это никого не волновало. Толпа забыла про ставки, ей нравилось смотреть на драку, на грязные тела пацанов, осознавать, что все это происходит из-за их денег.
Бойцы мордовали друг друга минут десять. Когда они огрызались – белели лишь зубы. Они стали похожи на негров. Потом один из них, вконец обессиленный, поднял руку. Проиграл...
К нему подбежал Димкин телохранитель, снял с него пояс, поднес к самому носу и заорал: “Красный” вылетел!”
Толпа, на мгновение затихнувшая, завизжала. Начались расчеты по ставкам. Красные билеты летели в лужу, зеленые понесли Димке. Он менял их на деньги.
Во время перерыва Димка с победителем зашли ко мне за перегородку. Димка отсчитал ему деньги.
– А почему так мало? – спросил парень. – Еще себе, наверное, оставил.
– Ничего себе мало?! – удивился Димка. – Да ты на это “мало” ящик водки можешь купить, еще и на закуску останется... Ты сам посчитай, ведь надо проценты выплачивать тем, кто на тебя ставил... А я? Я все это придумал. Если б не я, у тебя бы сейчас этих денег не было... Авторское право, слыхал может?.. Ха! “Мало”! Десять минут потоптался на свежем воздухе – недельный заработок.
– Ну да, конечно, – поостыл парень. – Выпить можно.
– Можно. Еще приходи.
– Запиши через две недели.
– О’кей! Только без претензий.
Парень пошел на озеро мыться. А на поляне уже начинался второй бой, проводил его один из Димкиных молчаливых телохранителей.
Автор шоу сидел напротив меня и пересчитывал деньги. Глаза его горели, на лице застыла счастливая улыбка. Пересчитав деньги, Димка посмотрел на меня. Я почувствовал, что он хочет, чтобы я им восхитился.
– Ты молодец! А я все не верил. У тебя классный проект, Димка, но как тебе удалось? – спросил я.
– Совершенно случайно все началось, – сказал Димка. Ему надо было выговориться, я чувствовал это, поэтому ни разу не перебил его. – У нас во дворе пацаны боролись, а я говорю; что же за “так”, давайте за деньги. Потом из других дворов приходить на наш тотализатор стали. Потом мы сюда переехали – на озеро. Красиво! Сначала ставки были ерундовые, так – для азарта. Сейчас у нас бизнесмены разные приезжают, торгаши, по двадцать-тридцать билетов покупают. Богатеем. Я, как Автор, беру себе половину. Ведь это все я придумал! Понимаешь, я Автор всего этого. Я людям хорошо делаю: богатых – беднее, бедных – богаче. Даю возможность им заработать. Городу хорошо делаю. Ведь зрители “разряжаются” здесь, шпана эмоции выплескивает, и все уходят, как будто сами дрались. В городе не до драк. Мне вообще мэр должен за проект как следует заплатить, только не догадается. В Америке давно так агрессивные эмоции гасят, а у нас – я первый придумал!
Я сейчас, между прочим, опыта набираюсь, потом устрою телешоу на всю Россию. Из всех городов пацаны станут соревноваться. Страна Дураков у теликов соберется – за своих болеть. Главное, что я не на пустом месте начну, у меня уже опыт будет! Опыт – это страшная сила. Об этом в твоих книжках не написано. Галиматья только разная, на ней денег не заработать.
– Кому галиматья, а кому мать родна, – огрызнулся я.
– Ну-ну, не возбуждайся.
– Ты сам не возбуждайся. Уже красный весь.
– Прав, прав, – Димка встал. – Пойду посмотрю, что там у второй пары. Вернусь, самое главное расскажу.
...В ожидании услышать “самое главное”, я смотрел бой двух подростков, которых Димка скоро сделает богаче.
Неожиданно за перегородку кто-то зашел. Я присмотрелся. Да это же Сашка! Наш общий с Димкой друг. Мы поздоровались. Сашка спросил, почему я не навестил его, я ответил, что был заинтригован проектом Димки и целый день посвятил ему.
– Я тоже в проекте, – сказал Сашка.
– Пирожными торгуешь?
– В третьей паре дерусь.
– Ты?! – моему удивлению не было предела. Я помнил Сашку как смирного, робкого, стеснительного отличника. Физкультура ему только не давалась. Во дворе он каким-то летом не смог даже подтянуться на турнике.
– Димка уговорил, – виновато улыбнулся Сашка. – Ему для проекта, как он говорит, хиловатые мальчики нужны. Я один из них.
– А зачем?
– Для прибыли. И ему за авторское право, и нам на жвачку.
Мы заулыбались. Хотя я мало что понял. Но тут появился Автор. Он послал Сашку на шухер – начался второй перерыв, – а сам рассказал мне “самое главное”.
– В один прекрасный день я подумал, что кроме опыта и обучения своего ума изворотливости я практически ничего не получаю. Что же это я такой умный и без денег! Нет, думаю, не пойдет! Вот возьмем, к примеру, ипподром, – там десять лошадей скачет, на всех ставки сделаны, а выигрывает-то одна. Ей все деньги. Ну не ей, конечно, а наезднику и тем, кто на нее ставил. А что у нас? У нас всего две лошади, тьфу, два борца.
– Ничего себе оговорочка, – усмехнулся я.
– Да ладно, – Димка махнул рукой. – Откуда же деньги взять и победителю, и его болельщикам, и мне, как автору и организатору. Ну болельщики – за удовольствие платят, им большие дивиденды не нужны, а за придумывание, за авторское право... Разве об этом позаботится кто-нибудь!
Думай, Димка, сказал я себе. И придумал: проигрывать должен тот, на кого сделаны все ставки. Хотя бы раз. Не то подозрительно будет... Но ведь ставят почти на всех поровну... Я нашел парней, на которых не ставят. Я сделал это! Я придумал все сам. Я придумал, как они будут побеждать. И Сашка сегодня победит! Показать как?
– Ну!
– Вот смотри, – он кивнул на столик у озера, туда в очередной раз симпатичная девушка поставила два стакана: зеленый и красный. – Здесь есть родник, и в стаканах чистейшая родниковая вода. Но перед “последним заездом” – не в обоих. В зеленом – с транквилизатором. Две ампулы раздавлены. Вода холодная с привкусом, никто не заметит. А заметит – не докажет. Тут шумел один: “Меня пивом споили, расслабуха какая-то”. Дали трубочку, дыхнул, никакого алкоголя.
– А если Сашкин соперник пить не будет?
– Будет. Это у них как примета. Родниковая вода – сила победы. Я придумал! И стакан свой возьмет – зеленый. Потому что у него пояс зеленый... Ну что?!... Начнем последний бой, он, как говорится, трудный самый.
К зрителям вышли Сашка и его соперник. Сашка был в футболке, стеснялся раздеться. Зато его напарник снял даже брюки, играл мускулами.
Зрители раскупали зеленые билеты.
– Ни одной ставки на Сашку, – шепнул мне обрадованный Димка. – Иногда находится дурак, думает потом, что все ему отдадим. Фиг ему, а не все. Двадцать процентов – и хватит. Остальное авторские да победителю, хи-хилому мальчику. Хи-хи, классно?
Бойцы набрались “силы победы” и начали махаться. Дрались они недолго. Сашка без устали прыгал вокруг “зеленого”, тот пропускал удар за ударом.
– Бойкий парниша, – сказал какой-то мужик Димке, – где ты его раньше скрывал? А “зеленый” слишком вял. Зря я на него поставил.
Очередной Сашкин удар – “зеленый” падает в лужу и замирает.
В толпе слышен гул недовольства. На поляну выскакивает пьяный парень и орет:
– Мужики, тут дело нечисто! Они сговорились! Этот дохляк не смог бы. Они сговорились!
– Да какой им резон? – вежливо замечает Димка и делает знак телохранителям, чтобы те убрали парня.
– Нет, подождите. Мы сейчас проверим. Я вам докажу, – не унимался парень.
Зрителям нравится начало нового конфликта. Один бизнесмен показывает Димке, чтобы тот отвел телохранителей. Димка не соглашается. Тогда бизнесмен достает из бумажника купюры и манит молчунов к себе. По дороге за деньгами один из них замечает Димке:
– Да пусть повеселятся, мы с тобой поделимся.
– Стоять, – злобно шепчет Димка. – Если не уберете пьяного... я...
– Да мы поделимся, чего ты?
Телохранители покинули поляну.
– Господа! Это не по правилам, – кричит перепуганный Димка. – Кто был на сегодня в списках, все дрались. Этого господина в списках нет. Зачем нам скандалы, у нас все достойно.
– Вот именно, что достойно, – говорит ему парень. – Не дадим этому дохляку, – он показывает на Сашку, – позорить честь нашего заведения! Сговорились, так получай! – парень ударил Сашку в грудь. Тот едва удержался на ногах, даже не сделал попытки защититься, лишь покосился на Димку, как бы спрашивая, когда это закончится.
Димка подбежал и закрыл собой Сашку, но его оттолкнули дружки пьяного пацана, показали ножом на место у столика. Димка испугался, стал пятиться...
Сашка психанул. С перекошенным от злости лицом махал руками и кричал, что его соперника скоро посадят. Тот, как будто не слышал: наносил удары молчаливо и хладнокровно.
Я подумал, что должен помочь Сашке, но как? Еще зарежут – пусть Димка разбирается, это его “авторское право”.
Сашка упал. Парень пнул его, уже лежащего. Еще раз! Сашка даже не застонал, только еще больше сжался. Победитель плюнул ему в лицо, и ткнув пальцем в Сашкиного партнера, сказал:
– Ты нас обманул. Вместе с этим дохляком. Еще раз здесь увижу – убью!
Он с чувством выполненного долга зашагал с поляны. Зрители похлопали ему, какая-то девица крикнула: “Браво, матадор”, ее подруги захихикали. Бизнесмены отсчитали деньги Димкиным телохранителям.
Димка побежал к Саше, наклонился над ним.
– Теперь можешь отдать ему монеты, – раздалось из толпы. – Теперь он честно свою ставку отработал...
Довольная публика стала расходиться. Медленно садились в машины с девицами молодые представители мелкого и среднего бизнеса. Весело матюгаясь, удалялись ребята попроще... Поляна опустела.
Я посмотрел на Димку, он стоял около Саши, кусая губу. Заметил мой взгляд, сорвался, побежал в лес. Я остался на поляне. Один на один с Сашкой. Подошел к нему. Он лежал на боку с закрытыми глазами, из щелочки рта тоненьким ручейком бежала кровь, футболка разорвана... Зачем он не снял ее? О чем я думаю?!
Я дотронулся до Сашки и дрожащим голосом спросил:
– Саша, ты можешь идти?
Он ничего не ответил. Мне его стало жалко до слез. Я присел рядом, стал гладить его по голове и упиваться своей жалостью.
Сзади послышались шаги. Я не оглянулся, какое-то странное безразличие. Может милиция?
– Как он? – раздался за спиной Димкин голос.
Не дожидаясь ответа, он стал оправдываться:
– Я чуть не чокнулся. В лес побежал, даже не знаю почему.
– Ты чокнулся! – крикнул я, не оборачиваясь. – Ты не видишь разве, не видишь! – я стал трясти Сашку за плечи и заревел.
Димка брякнулся перед своим другом на колени.
– Господи, Господи, – зашептал он.
– Ты чокнулся! – опять закричал я. – Чокнулся! Чокнулся!!!
Когда я выкричался, вернулась способность соображать.
– Быстрей понесли его, – сказал я. – Быстрей, чокнутый, быстрей-быстрей!
– Да, да, да, – залепетал Димка. – Сейчас, сейчас я донесу его. Все будет нормально. У нас уже так было, ничего – обходилось...
– Не ври, - не вытерпел я. – ТАК у вас никогда не было.
Мы попытались взять Сашку за руки и за ноги. Взяли, не удержали. Снова начали искать его запястья, пронесли шагов десять, я споткнулся. Ничего не видно, костры догорали, становилось совсем темно.
Димка принес веток, начал чиркать спички. Ветки только тлели.
– Бумаги бы, – сказал он.
– Я бросился к тому месту, где стоял стол с записями ставок. Пока возился, увидел огонек возле Сашки.
В большой консервной банке горели деньги. Димка держал банку за крышку, подбрасывая в нее купюры. Я посмотрел на Сашку. Он очнулся! Теребил руками рваную футболку и плакал.
– Прос....ти...ме...ня...Са...ша, – причитал над ним Димка. – Прос...ти. Это...я...все...при...ду...мал...
***
Через день я поехал в больницу навестить Сашу. В палате, спиной ко мне, уже сидел наш “шоумен”. Он принес кучу всяких подарков и переносной телевизор. Сашка был счастлив.
– Я его гада запомнил, – говорил Димка. – Я ему отомщу за тебя. Я придумаю как... Такое придумаю... Он этого не переживет.
– Не надо, – вырвалось у меня. – Только хуже будет.
Димка оглянулся.
– Да ты дурак! – воскликнул он. – Лучше-хуже! У нас все по-разному!
– Чего ж разного. Разве Сашке лучше?
Он виновато посмотрел на Сашу и вдруг вспылил:
– Но что мне делать, если придумывается?! Вот придумывается и придумывается. Не кран, не закроешь! Иногда думаю: хватит голова, не придумывай, ведь все сделать потом захочется, а она придумывает. Как же быть, Господи!
– Не знаю, – прошептал Сашка, как будто спросили его.
– Придумывай сам, – сказал я.
– Вот и придумываю, – закричал Димка. – Чем же вы недовольны?
Наши крики услышали и попросили выйти из палаты. Сашка очень трогательно поблагодарил Димку за подарки.
ххх
Из больницы мы шли с Димкой вместе. Ничего не изменилось – мы старые друзья. Он все такой же, только теперь при деньгах... Может и меня в свой проект возьмет? Заработаю, пока на каникулах. Он говорит, что новый проект будет без драк. Все равно, лишь бы платил, баксы компенсируют синяки...
Вечером я отогнал эти соблазны, а ночью покинул город на чудесном озере.