Иосиф Оффенгенден. Штрихи к портрету

Инна Векслер
Он хорошо знаком многим из нас.Мы никогда не встречались с ним лично,но были минуты,когда мы видели мир его глазами.И тогда мы улыбались.
Его имя вызывает из памяти легкий рой изящных и забавных графических миниатюр-иллюстраций к произведениям различных литературных жанров,и конечно, его карикатуры,которые мы встречали и в "Крокодиле",и во многих других изданиях периодики.Из-под его пера вышла целая армия типов, типчиков и типусов,все они были узнаваемы и в то же время очень своеобразны.


Один из его персонажей завоевал настоящую популярность.Вернее,завоевала.
Это незабываемая Галка Галкина,особа глазастая и всезнающая,регулярно появлявшаяся на юмористической странице журнала "Юность",та самая,что могла дать ответ на любой вопрос.
         "Каков вопрос-таков ответ".
Разве можно представить Галку Галкину иной,не такой, какой увидел и изобразил ее художник?Разве можно было представить журнал "Юность" без художника Иосифа Оффенгендена?
Он родился в 1925 году.Его первая карикатура появилась,конечно, в школьной стенгазете.Но мечтал он стать не художником,а строителем.Об этом Иосиф Оффенгенден пишет в предисловии к своему сборнику карикатур.Там же он вспоминает,что умение рисовать неожиданно пригодилось ему на войне.


Командир полка попросил сделать схему переднего края обороны противника.Получился,как пишет автор,пейзаж,но командир сказал:похоже...Войну Иосиф закончил в Праге,помощником командира взвода управления противоанкового дивизиона.Демобилизовался в 1946 году по двум ранениям и контузии,а в 1947 году отправился в Инженерно-строительный институт воплощать мечту детства.Но по дороге сломался троллейбус и остановился как раз напротив Московского полиграфического института.Иосиф Оффенгенден решил зайти и...проучился здесь пять лет на художественно-графическом отделении.
В Хайфе я встретилась с институтским приятелем художника-А.Г.Лиозновым, выпускником литературно-редакторского отделения,впоследствии работавшим старшим научным сотрудником
 в одном из центральных российских издательств.


-Каким был Иосиф Оффенгенден в студенческие годы?
-Иосиф появился в институте еще одетый в военную форму,как недавний фронтовик.Парень он был видный, красивый,компанейский.Любил слушать и рассказывать анекдоты, ценил и тонкий юмор,и грубоватый солдатский.В компании он мог за несколько мнут нарисовать на кого-либо из присутствующих дружеский шарж-и всегда это был именно дружеский шарж,не злой.Часто записывал в блокнот темки для карикатур.Был он джентльменистый,причем вниманием удостаивал скромных девушек.Иногда мог поддеть кого-то из знакомых и не придать этому никакого значения,но сам очень обижался,когда над ним подшучивали.На это у него была своя причина-заикание.Студент он был прилежный,можно сказать,педантичный.
После окончания института мы много раз встречались по издательским делам,а последний раз виделись,когда он приезжал в Израиль в 1993 году.Здесь пополнился цикл его рисунков "Галки",в котором эта птицы-в одежде и при головных уборах-представляют различные человеческие типы.Израильская галка имеет вид верующего еврея,облаченного в талит и кипу.Верный своей привычке,Иосиф подарил мне на прощание дружеский шарж, надписью к которому послужил его любимый анекдот:"-Абрам,ты знаешь,Мао Цзе Дун...-Как, тоже?Не может быть!"
Через два месяца после поездки в Израиль его не стало...


Публиковаться в печати Иосиф Оффенгенден начал еще студентом.В 1955 году пришел работать в журнал "Юность",которому отдал бОльшую часть жизни.В этом издании ярко проявился его талант графика.Будучи художественным редактором "Юности",он во многом определял тональность журнала,ставшего одним из символов "оттепели".Иосиф Оффенгенден выставлялся,как первонально, так и совместно с другими московскими художниками.В 1980 году вышел сборник его лучших карикатур и книжной графики.
С просьбой поделиться воспоминаниями о художнике я обратилась к его старшему сыну Владимиру,репатрианту последней волны алии,жителю кибуца Ревавим.


-Многое в жизни отца требовало от него чувства юмора.Был период, когда сразу три поколения нашей семьи жили в одной,разделенной занавеской, комнате коммунальной квартиры.Когда у родителей появилась своя квартира,она стала быстро заполняться книгами и журналами.У нас в доме постоянно крутились молодые художники,с ними отец обсуждал их работы, которые иногда подрисовывал.С его легкой руки многие из этих рисунков потом появлялисьв печати.Отец хорошо себя чувствовал,когда у него было много работы.Тогда он трудился не вставая с места, целыми днями.Он мог приносить в издательство эскизы. но никогда этого не делал и приносил уже готовые работы.И тогда в издательстве,заказавшем иллюстрации, ему говорили,что в своих рисунках он чего-то не уловил,или уловил что-то не то, и тогда ему приходилось начинать всю работу заново.
Его иллюстрации всегда отличались особой лиричностью,даже если предназначались для сборника научно-популярных статей.Конечно, наибольшего успеха он достигал,если содержание книги вызывало отклик в его душе.Среди его лучших работ-рисунки к рассказам Карела Чапека,юморескам Марка Твена, к книге молодого Марка захарова, который начинал как писатель-юморист,к пародиям Александра иванова,к книге сказок Валентина Катаева(автор сам предложил отцу сделать иллюстрации),к сборнику цирковых клоунад Юрия Никулина,которй после выхода этого сборника часто приглашал нас в цирк...


Отец был очень самокритичен.Помню,как тяжело ему было готовить к печати альбом рисунков и карикатур:он должен был сам отбирать работы и в результате многое сделал специально для этого сборника,отбраковав готовые произведения.
У отца был юмор 60-х годов.В эти годы он сложился как художник и с тех пор оставался верен найденной творческой манере.Он был верен любимым книгам, любил перечитывать их и неудержимо смеялся, читая мне вслух "Бравого солдата Швейка".
В своей области он всегда старался быть в курсе новинок,разыскивал по магазинам сборники зарубежных карикатур, вособенности его интересовал английский журнал "Панч".


Он любил смотреть фильмы о войне,причем оценивал их всегда с точки зрения достоверности, это касалось даже мелких деталей,хотя, как творческий человек,он понимал,что художественное произведение-не документ.Но спорить с ним в таких случаях было бесполезно-он хорошо помнил приметы военного времени...


Несколько лет назад ушел из жизни художник Иосиф Оффенгенден.Долгие годы он был нашим незримым спутником,делал наше существование интереснее и веселее.
Спасибо ему.

"Вести" 20.08.97