Интервью с Э. Шклярским - Пикник - 2009

Сергей Горцев
В этот раз всё получилось спонтанно. Не было предварительной договорённости. И я сам «наудачу» заглянул за кулисы за час до начала концерта. Эдмунд Мечиславович, завидев старого знакомого, без проблем согласился на очередную беседу.

- Эдмунд, какие события в жизни "Пикника" и твоей, как лидера группы, ты бы выделил со времени нашей последней встречи?
- Мы не виделись год, хотя по субъективным ощущениям прошло не более трех-четырех месяцев. Жизнь как обычно состояла из материального и нематериального. Из материального выделю появление DVD «Железные мантры», куда вошла концертная версия альбома и 8 видео-новелл, – ¬так мы пытаемся уйти от шаблонного названия «клип». Режиссировали мы вместе с Маратом. На его совести видеоинтерпретация пяти произведений, на моей - три. Из личного материального: вышел в свет (не прошло и 50 лет) альбом репродукций моих картин и «белых стихов» под названием «Звуки и символы». Не так давно прошла, совместно с двоюродным братом Ярославом, выставка картин «Другие берега». Из нематериального: Почетный знак Святой Татьяны. Из курьезного: для  монументального труда под названием «Вампиры в культуре восточных Славян» Калифорнийский университет просил разрешение на публикацию слов песни «Лишь влюбленному вампиру»…

- Когда я ждал тебя за кулисами, кто-то сказал, что после концерта долго поспать не получится, так как в 2.30 утра уже надо быть на поезде, следующем в Гомель. Вызывает восхищение мужество и героизм «Пикника», который живет в таком режиме уже долгие годы. Ты как-то защищаешь свой организм, учитывая возраст – есть ли какое-то особое питание, физические упражнения, свой режим дня?
- Конечно, дома мы и не помышляем вставать столь рано. Но, когда находишься в нашей ситуации, это отторжения организма не вызывает. Поэтому нет никаких способов «защиты». Самое неприятное – это часовые пояса. Особенно это сказывается в Сибири и на Дальнем Востоке, где время сдвигается. И организм это чувствует…

- То есть, никаких аутогенных тренировок?
- Не дай бог. Отделение души от тела – это дело такое … (улыбается). Мы давно привыкли к кочевой жизни. Она для нас более комфортна, чем долгое нахождение дома в каких-то постоянных декорациях.

- Мы беседуем перед очередным концертом, но в некоторых вещах я заранее уверен. Я уверен, что будет красочное шоу, будет новое оформление сцены, будут хороший свет и звук. Вижу, у вас появилась в труппе девушка…
- Девушка ваша, смоленская, не из нашей труппы. В песне «С тех пор, как сгорели дома» она будет изображать некую… «чёрную женщину». У неё маленькая, но важная роль (симпатичная блондинка из клуба «Манхеттен» призналась, что к музыке «Пикника» совершенно равнодушна – примечание С.Г.).

-Это ещё раз доказывает то, что каждый концерт тщательно продуман. Интересно, вся эта режиссура носит какой-то концептуальный характер или это просто способ визуального разнообразия сцены?
- Знаешь, когда мы только формировались как группа и готовились предстать перед худсоветом «Ленконцерта», к нам был прикреплён куратор Владимир Воронецкий. Он  признавался, что ему близка совершенно другая музыка, а именно – джаз. Но вместе с нами он пытался найти выход из «безвыходного» положения (на тот момент ситуация с нашей дальнейшей судьбой представлялась именно такой) Так вот, он выдвинул мысль, что хорошо бы каждую программу делать, как новый фильм. Чтобы человек приходил на концерт и не видел каждый раз одно и то же «кино». С тех пор мы стараемся по-разному визуально оформлять концерты, вводить новые персонажи, т.е. стараемся каждый раз делать новое «музыкальное кино»…

- Что в сегодняшней концертной программе есть того, чего не было в прошлом году?
- Например, сцена выдержана в псевдо-индийском стиле, то есть в ярких тонах, экран задрапирован под янтру – некий индийский знак. Будут флуоресцентные краски, будет  гиперболоид, терменвокс – инструмент, созданный в России, но который мы вынуждены были заказать по Интернету в Америке. Будет «всепритягивающий» магнит и кое-что другое. Будут семь песен из альбома «Железные мантры».

- Этот альбом продаётся уже больше года. В прошлый раз на мой вопрос о том, насколько он удался, ты ответил, что «жизнь покажет». Так что она показала?
- Год-два – это слишком короткий срок для того, чтобы как-то оценить и сравнить.  Я могу лишь сказать, что концертная программа, на наш взгляд, получилась хорошей. Иногда бывает, что какие-то песни «ломают» и ты чувствуешь своеобразный дискомфорт во время их исполнения. В этой программе мы таких «ломающих» песен не играем и это, наверное,  передаётся зрителям. В первый раз удалось найти единомышленника, который все наши фантазии по поводу оформления сцены осуществил «промышленным» способом. Мы нашли фирму, которая специализируется на неоновых вывесках и которая заинтересовалась, откликнулась на наши пожелания. Нашёлся мастер-умелец, который очень нам помог в изготовлении декораций.

- Обычно музыканты трепетно относятся к своим инструментам. Расскажи о своей гитаре. Каким фирмам ты отдаёшь предпочтение?
- Я отдаю предпочтение гитарам на которых удобно играть. Это сугубо субъективное чувство. Чтобы было удобно прижимать струны, был приятный на ощупь гриф и тому подобное. Название фирмы для меня не является предметом поклонения. Гитару, на которой я сейчас играю, подарил устроитель концертов в Нижнем Новгороде Евгений. Это Gibson SG –гитара с удобным грифом и хорошим звуком. Кроме того, она легко адаптируется к постоянно меняющимся условиям аппаратуры в разных городах…

- Какие песни из альбома «Железные мантры» вызывают наибольший отклик в зрительном зале?
- Лучше всего зал воспринимает песни из предыдущих альбомов (улыбается). «Королевство кривых», «Из мышеловки»… То есть те песни, которые мы исполняем уже давно. А из нового альбома по-разному… Где-то лучше воспринимают одну, где-то лучше – другую. Есть города, до которых альбом вообще по нашим ощущениям не дошёл и все новые песни принимаются одинаково доброжелательно, но без экзальтации (улыбается).

 - Есть ли в этой программе совсем новые песни и есть ли намётки нового альбома?
- Знаешь, для нового альбома нужна соответствующая почва, соответствующие условия. Есть слухи, что в ближайшее время «накроются» все CD-носители и соответственно закроются многие магазины и фирмы. Всё это напоминает 90-е годы, когда «накрылась» виниловая промышленность. Помнишь? Поэтому мы на распутье.

- А сами новые песни уже есть?
- Песни есть. И не на один альбом. Надо лишь оформить в соответствующий «смысловой набор».

- То есть в этой программе новых песен нет?
- Нет.

- В прошлый раз мы говорили с тобой о вероятности апокалипсиса. Насилие, секс, безнравственность всё более активно внедряется в нашу жизнь через средства массовой информации. Ты по-прежнему это ощущаешь?
- Я тебе говорил уже, что я за участие высших должностных лиц государства в вопросах пропаганды. Если отдать всё на откуп редакторам средств массовой информации, то по одной программе мы будем видеть гладиаторские бои в первозданном римском стиле, по второй - расчлененку, по третьей - прямую трансляцию из общественного туалета, ну и останется, конечно, канал, где будут высокохудожественные (в прямом смысле этого слова) фильмы, театральные постановки и прочее. В мире чистогана самоцензура ненадежный «тормоз».

- В этом плане ты оптимист или пессимист? Ты веришь, что кто-то это всё остановит?
- Я, мне кажется, реалист. И я вижу, что пока лучше не стало. Процесс идёт по наклонной. Раньше хоть были более-менее профессиональные ведущие. Тот же Киселёв или Новожёнов… Им на смену пришли не те, кто лучше, а скорее наоборот…

- Мне кажется, весь секрет в том, что все радио и телеканалы – частные, и решают они частные задачи. «Кто платит, тот и заказывает музыку»…
- Дело не только в этом. Я не раз слышал такое мнение редакторов: «я сам-то «продвинутый», потому что воспитывался на «Led Zeppelin» (к примеру), а народ  глуп и невежественен и посему  достоин  музыкальной жвачки». И все это на протяжении как минимум 30 последних лет. Слава Богу, народ не согласен с таким определением в свой адрес и как голодный волк рыщет на просторах интернета в поисках глотка свежего музыкального воздуха. Многие из тех, кто мелькают по ТВ уже никому не интересны. Их даже на корпоративы не приглашают.

- А «Пикник» выступает на корпоративных мероприятиях?
- Иногда  какая-то фирма приглашает нас на праздник для своих сотрудников. Мы удивляемся, предупреждаем, что безудержного веселья от нас не дождешься. И если убеждаемся, что заказчик не ошибся адресом, иногда выступаем. Например, приглашала  компьютерная фирма, яхт-клуб…

- То есть, на «свадьбе дочери» «Пикник» играть не будет?
-  И на свадьбе, и  на похоронах «Пикник», как минимум, неуместен .

- Мы затронули с тобой некоторые негативные моменты жизни. И я хочу спросить – а должен ли музыкант в принципе реагировать на социальные явления?
- Любой человек так или иначе реагирует…

- Но есть такое понятие – «чистое искусство»…
- Вообще, я за «чистое искусство», насколько это возможно. Мне не нравится, когда музыкант, писатель, художник становится политическим деятелем. Помню, когда узнал, что Пикассо – член компартии, я сразу с каким-то недоверием стал смотреть на его творчество. Надо заниматься, чем занимаешься. Представь себе, если бы Леонардо Да Винчи обрамил «Джоконду» не пейзажем, а какими-то социальными (актуальными на тот момент) мотивами, например  отобразил бы борьбу кого-то с кем-то. А закулисье в те времена было не дай бог каждому…

- Ты коренной ленинградец. Я недавно был в Питере после значительного перерыва. И мне показалось, что Питер стал «городом контрастов». С одной стороны, нарядный центр, Невский, Московский проспект, а с другой – нищета, запущенность окраин, район Кировского завода… Как ты относишься к своему городу и к тому, что в нём происходит с точки зрения застройки?
-  Мне кажется, за последние годы в Питере многое приведено в порядок. Центр города стал выглядеть несравненно лучше. Помню когда-то давно ездил в роддом в районе площади Репина. Так там раньше вообще жуть была… (улыбается). Сейчас же там всё приведено в божеский вид. Вообще, когда ходишь по городу думаешь – сколько же денег надо, внимания, и усердия ,чтобы всё привести в порядок. Слишком большое наследство…

- Твоё отношение к проектам башен вдоль набережной?
- Чушь собачья...Кто-то охарактеризовал этот проект, как «Дубай прошлого десятилетия». Я придерживаюсь того же мнения. Если уж делать что-то революционно-авангардное, то, наверное, можно подойти к проекту повнимательнее и без такой спешки. Сегодняшний проект действительно напоминает кукурузу. Народ же не зря даёт такие названия – кукуруза, стамеска (смеётся)…

- Наблюдая за сайтами piknik.info и qazimodo.ru отмечаю, что перекос информации идёт в сторону второго…
- Первый сайт – официальный. Там, в основном, последние новости, графики концертов, форумы. На qazimodo я выкладываю свои стихи, картинки и есть возможность их обсуждать. То есть, это некая параллельная «выставка достижений народного хозяйства» (улыбается).

- Какие-то комментарии, отзывы запомнились?
- Бывают интересные мнения. Я как-то разместил свою картину, где были три головы («Неподвижность»). И кто-то написал, что это Ленин, Маркс и Энгельс. Порадовался за фантазию человека (смеётся).

- Отзывы в основном доброжелательные или нет?
- Понимаешь, это как на радио. На каждом радио есть срез аудитории – в основном обычные вменяемые слушатели, и какой-то процент – не очень вменяемых. Вот и мне иногда кто-то шлёт в день по двадцать «марсианских» по содержанию сообщений . Недавно на радио «Эхо Москвы» комментатор сказал о том, что некий слушатель позвонил уже 700 раз. Понятно, что это за слушатель. Можно уже не вникать в суть его сообщения.

- Перейдём опять к вашим гастролям. Тебе запомнились какие-то города, какие-то концерты чем-то особенным?
-  Запоминается концерт, который прошёл плохо, где были какие-то технические накладки. Запоминается то, к чему не готов. Например, в Ангарске с первой песни начались  крики и ликование. Но чувствовалось, что на твоём месте мог бы быть кто-то другой. Кричали, потому что кто-то сказал, что на рок-коцерте надо непременно буянить и ломать стулья…

- Эдмунд, тебе удаётся что-то читать, смотреть кино?
- Я сейчас переключился на аудиокниги, записанные в МР3. Сейчас слушаю Платонова и удивляюсь, какой у него шаманский язык. Когда-то в школе книга «Котлован» вызывала отторжение из-за своего «промышленного» названия, и, понятно, что тогда я и не думал читать. А сейчас с удовольствием  слушаю. Кино тоже смотрю в основном в поездках. Недавно смотрел итальянский фильм «ХХ век» Бернардо Бертолуччи. Достаточно ядрёный фильм.

- А смотрел нашумевшие фильмы «Адмирал», «Царь»?
- Ты знаешь, смотреть художественные исторические фильмы я себя заставить не могу. Только документальные. Вспоминаю, что понравился фильм «Сад» по Чехову. Он шёл в передаче Гордона «Открытый показ». Потом я еще пересматривал его три раза, смакуя игру актеров.

- То есть, фильм «Царь» с Мамоновым ты не смотрел?
- Я смотрел «Такси-блюз». Это редкий случай, когда музыкант, в данном случае Мамонов, здорово играет в кино.

- Если ты не смотрел «Остров», то я  тебе рекомендую. Это тоже фильм тандема Лунгин – Мамонов… Сегодня в составе группы будет играть твой сын?
- Да.

- Ты доволен им?
- Состав «Пикника» всегда формировался за счет «ближнего» круга. Несколько лет назад эстафету бас-гитариста подхватил Марат. Наше случайное знакомство в одном из клубов Москвы привело к тому, что сначала он  занимался сайтом «Пикника», а потом взял в руки бас-гитару (как говорится: «Партия сказала – надо!»). Так произошло и со Стасом. По тем же причинам он подхватил эстафету клавишника. Кроме того, главное условие участия в «Пикнике», кроме естественного требования играть на инструменте, это не нарушить ту атмосферу, которая существует в группе уже на протяжении многих лет. Ты наверное сталкивался с такой ситуацией, когда приходит чей –то знакомый, как правило обиженный на весь мир, и портит весь праздник…


- То есть, Стас органично вошёл в состав?
- Да, единственно думаю, что ему было бы веселее, если бы в группе были бы  ещё музыканты его возраста (смеётся).

- Завершая нашу беседу, не могу не спросить о том, что в музыкальной жизни последнего времени тебе запомнилось?
- Знаешь, недавно мы с Маратом были в Финляндии и нашли компьютерную программу, которая может по мотиву, который ты напоёшь, определить название и автора песни. Я как раз искал автора одной любимой песни. Оказалось, что это песня Wouldn't It Be Good Ника Кершоу. Так я нашёл авторов ещё нескольких мелодий.

- Слышу, тебя уже зовут на сцену. Спасибо, Эдмунд, за очередное интервью!






декабрь 2009 г.



  Ещё интервью 2010 - http://www.proza.ru/2010/12/13/551